Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Продажа карт водителей для тахографов.

Лицензия ФСБ Л051-00105-21/00283526/Н

ИНН 2130211045, ОГРН 1192130006155​​​​​​​

Звоните! Звонок по России бесплатный!

Причины непригодности идентификационной карты

Идентификационная карта водителя становится непригодной по следующим причинам:

  • она долго находилась под прямыми лучами солнца (часто оставляют на приборной доске);
  • на чипе появились следы масла или иные загрязнения;
  • пластиковый ключ деформирован или исцарапан.

Пластиковый документ требует бережного обращения. Брать его рекомендуется за края и по возможности чистыми руками, хранить — в полимерном конверте. Тахографы некоторых марок быстро портят пластиковый ключ в силу несовершенства слота картридера. Тот выполнен по технологиям, заимствованным у производителей кассовых аппаратов, а они не рассчитаны на характерные для автоперевозки тяжелые условия.

Нарушения в работе тахографа случаются из-за поломок в автомобиле. Так, часто выходят из строя расположенные в коробке передач шестерни спидометра. При накручивании счетчика подмоткой может выгореть сигнальный вход самописца. Для выявления такого правонарушения необходимо вывести на печать тахограмму: на ней отображается неправдоподобно резкий скачок скорости.

Причины возникновения ошибок в тахографе

Чаще всего прибор выходит из строя при следующих обстоятельствах:

  • Неисправен датчик либо нарушен контакт в месте соединения с кабелем. Это наиболее уязвимые компоненты: коннекторы чувствительны к вибрации; сенсоры работают в тяжелых условиях, будучи закрепленными на движущихся частях (колесо, вал коробки передач).
  • Применена испорченная или просроченная водительская карта (пластиковый ключ). Иногда путают ее тип: пытаются установить в тахограф с СКЗИ идентификатор от контрольного устройства стандарта ЕСТР.
  • Поврежден один из внутренних элементов. В основном это случается из-за сильного удара, когда машина во время движения на большой скорости попадает колесом в яму или на бугор.
  • Трижды неверно набран ПИН-код в процессе аутентификации. Это приводит к блокировке самописца.
  • Не выгружена своевременно информация с пластикового ключа водителя или из памяти тахографа. Он больше не в состоянии выполнять свою основную функцию — писать данные на чип.
  • Нарушена процедура извлечения карты. Например, ее выдернули раньше времени, из-за чего произошло прерывание записи либо самописец не успел корректно завершить сессию. Данные не сохранились либо содержат ошибки.
  • На прибор пролита жидкость.
  • Была попытка несанкционированного доступа (НСД). Прибор сделает запись об этом в своем журнале.
  • Сбой питания устройства.
  • Истек срок действия блока СКЗИ. Он составляет 3 года. За это время заполняется память модуля, а цифровая подпись становится ненадежной. Надо заменить модуль на новый и подвергнуть тахограф калибровке. В контрольных устройствах ЕСТР блоки средств криптографической защиты информации не меняют, но они тоже должны периодически проходить тарировку и поверку. Частота — каждый год или два, в зависимости от модели.

Виды тахографов

Тахографы делятся на два вида по географии применения: для поездок по России и за границу. От вида устройства зависит, какой блок защиты устанавливается в корпус контрольного прибора – ЕСТР или СКЗИ.

ЕСТР и СКЗИ

ЕСТР – блок защиты, который устанавливается в тахографы европейского производства. Оснащение данным блоком российских контрольных приборов запрещено. Аббревиатура «ЕСТР» расшифровывается как «европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств».

Тахографы с ЕСТР-блоками устанавливаются только на транспорт, выпущенный позже 2006 года и соответствующий международным требованиям безопасности и оснащения электроникой.

СКЗИ (средство криптографической защиты информации) – блок защиты, которым оснащаются отечественные контрольные приборы. На вопрос «что такое НКМ в тахографе?» можно ответить, что это как раз СКЗИ-блок, но под альтернативным названием.

НКМ – навигационный криптографический модуль, который хранит информацию в закодированном виде. Для работы с данными потребуется их предварительная расшифровка.

Блок предназначен для использования только на территории РФ, выезд за границу с ним запрещен. Тахографы с СКЗИ-модулями могут устанавливаться на грузовой и пассажирский транспорт любого возраста, который задействован в коммерческих перевозках.

Почему необходимо установить СКЗИ

Обязательность установки тахографов с СКЗИ-блоками – требование законодательства РФ. Почти весь транспорт категорий М2, М3 и N2, N3, который передвигается по дорогам общего пользования, должен оборудоваться контрольными приборами. Эта норма прописана в Приказе Минтранса № 440.

Способы устранения ошибок

Действия зависят от того, по какой причине нарушена работа прибора:

  • Если явных повреждений нет и, скорее всего, произошел сбой программного обеспечения, тахограф необходимо перезагрузить.
  • При отказе принять карту ее очищают от грязи чистой ветошью и повторяют попытку. Снова неудача либо пластиковый ключ просрочен — оформляют новый.
  • Самописец заблокирован из-за неверно введенного ПИН-кода. Как говорилось выше, это должно быть сделано три раза. Вводят PUK-код, пропечатанный на конверте, в котором выдавалась карта.
  • Заполнена память. Выполняется загрузка данных на флешку, ноутбук или специальное считывающее устройство с последующей передачей автопредприятию на хранение. Удобны тахографы с функцией беспроводной передачи данных — не придется каждый раз заезжать для этого на базу.
  • Если отказывается работать новый прибор, а владелец уверен, что он не подвергался ударам или иному повреждающему воздействию, следует обратиться с жалобой к производителю.

Это самые простые неисправности. С их устранением собственник может справиться самостоятельно. В остальных случаях придется обратиться в мастерскую с лицензией от Росавтотранса, а если тахограф оснащен блоком СКЗИ, — еще и аккредитованную ФСБ РФ.

Только ее сотрудники имеют право выполнять:

  • Любой ремонт, даже самый мелкий, например замену датчика или кабеля. Теоретически водитель может сделать это и своими силами, но после подобных операций положена калибровка прибора. Никто, кроме лицензированного автосервиса, не имеет права ее выполнять.
  • Перевод или подстройку внутренних часов, изменение данных о собственнике или автомобиле.
  • Ввод новых параметров, например длины окружности ведущих колес после установки шин другого диаметра.
  • Замену блока СКЗИ на новый, его активацию.
  • Установку исправного тахографа взамен необратимо поврежденного.

Самописец является измерительным устройством, поэтому калибровку выполняют после любых манипуляций с ним. Правильность настройки подтверждает последующая поверка. По ее итогам владельцу выдают сертификат, калибровочную таблицу и наклейку (шильдик) для размещения на стекле водительской дверцы.

Звоните по бесплатному номеру 8 804 333 90 55 или получите бесплатную консультацию нашего инженера.

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

ПК «АВТООКА», ИНН 2130211045, КПП 213001001, ОРГН 1192130006155

Наказание за некорректную работу

Коммерческий транспорт, подлежащий оснащению тахографами, допускается к выходу на маршрут на дороги общего пользования только с исправным контрольным прибором. Передвижение со сломанным устройством категорически запрещается. Однако есть исключение – водитель может завершить рейс, если поломка электроники случилась непосредственно в дороге. В противном случае и шофер, и транспортная компания рискуют получить крупные штрафы.

Штрафы

Водитель или транспортная компания могут быть оштрафованы за нарушения в работе тахографа или его повреждения. Сюда относятся очевидные поломки и отклонения, которые могут быть выявлены сотрудником ДПС непосредственно во время остановки автомобиля на дороге:

  • повреждения корпуса либо элементов навигации, экрана;
  • отсутствие кнопок панели, частей лицевой панели, фрагментов корпуса;
  • ошибки при печати отчета, отказ печатного блока;
  • нарушения, которые отмечаются в сводном отчете (неправильная работа модулей связи, отсутствие сигнала датчиков и пр.);
  • требование «Сменить НКМ» на экране устройства;
  • посторонняя карта в считывателе тахографа либо отсутствие карты без оснований.

С точки зрения сотрудника ДПС, нет никакой разницы между видом отклонения в работе прибора – оно классифицируется как нарушение правил эксплуатации контрольных устройств. Основанием для штрафа будет как неработающий, так и работающий с отклонениями тахограф, проблема с которым возникла до выезда автомобиля на маршрут.

Размеры штрафов (в рублях):

  • водитель-частник (владелец транспорта или просто работник): 3–5 тыс.;
  • должностное лицо компании: 7–10 тыс.;
  • частный предприниматель во время коммерческого заказа: 15–25 тыc.;
  • юридическое лицо: от 20 до 50 тыс.

Штрафы могут быть выписаны сразу на несколько лиц. Например, если за рулем автомобиля со сломанным тахографом находился водитель транспортной компании, то будет оштрафован сам шофер, механик, который разрешил выезд на линию, и директор компании.

Если сломался в дороге

Чаще всего проблемы с тахографами и блоками НКМ появляются прямо в дороге. На этот случай нужно предпринять ряд мер:

  • распечатать сводный отчет (если есть возможность);
  • подготовить заключение механика о нормальной работе тахографа, которое он обязан был выдать водителю после проверки устройства перед выездом на маршрут;
  • подготовить документацию на контрольный прибор, сертификаты мастерской, где была проведена установка тахографического оборудования.

Наличие собранного пакета документов будет основанием для передвижения без штрафов на протяжении 7 дней. Это время отводится на устранение неисправностей, а все виды деятельности водителя должны фиксироваться вручную на специальных бланках.

Образец пустого шаблона:

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Производитель тахографов АТОЛ комплектует свои контрольные устройства специальными блоками бумаги. Лицевая сторона ленты в таких блоках чистая, предназначена для распечатки информации из памяти устройства. На обратную сторону бумажной полосы заранее наносится разметка типовых бланков.

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Если в кабине не нашлось бланков, можно вести учет на обратной стороне ленты для тахографа либо перенести шаблон таблицы на любой чистый лист бумаги.

Бланк оформляется и заполняется ежедневно, в него вносятся личные данные водителя, государственный номер автомобиля, фиксируется пробег в начале и конце смены, согласно специальным обозначениям, наносятся отметки рабочей смены в виде графика.

На модули НКМ возлагаются функции защиты информации в памяти тахографа. Зашифрованные данные являются двусторонней гарантией добропорядочных отношений между водителем и работодателем. Водитель получает честную фиксацию рабочей смены, за которую получает справедливую оплату. Работодатель получает точные данные по выполнению поставленных задач и сможет отслеживать поведение недобросовестных сотрудников.

Соответственно, обе стороны заинтересованы в правильной эксплуатации тахографов и своевременном качественном обслуживании приборов.

Ошибки тахографа

Поломка тахографа в дороге не несет непосредственного вреда транспортному средству либо водителю. Однако, наличие неисправного контрольного прибора грозит получением штрафа при проверке сотрудником ДПС.

Читать также:  Сертификат скорой и неотложной помощи получить дистанционно

При появлении ошибок устройство может неправильно фиксировать события, пробег, скорость автомобиля. Некорректная информация сохраняется в памяти устройства, и при первой же проверке выяснится, что, согласно данным тахографа, водитель нарушал скоростной режим и двигался не по маршруту. В такой ситуации шоферу будет практически невозможно доказать свою невиновность, если не будет проведена диагностика контрольного устройства и не выявлены отклонения в работе.

Поэтому важно следить за состоянием тахографического оборудования, проводить время от времени его диагностику, не игнорировать сообщения об ошибках на экране устройства.

Наиболее распространенные

Самые распространенные ошибки приборов связаны с невнимательностью и неаккуратностью водителя при эксплуатации устройства:

  • несвоевременная выгрузка данных с карты водителя, что приводит к перезаполнению памяти тахографа;
  • после неправильного ручного ввода данных о проведенных работах в прибор и установки карты в памяти появляются записи с несуществующими датами, пересечение графиков рабочего времени;
  • извлечение карточки водителя раньше времени, до остановки автомобиля или во время движения, из-за чего информация о маршруте может не сохраниться, а в памяти тахографа появляются незавершенные рабочие смены;
  • установка просроченной карты либо идентификатора от другого самописца (если за водителем закреплено несколько видов транспорта);
  • неправильные вводы PIN-кода, после чего карта блокируется и ее приходится активировать резервным кодом восстановления.

Распространенная неисправность, к которой могут предъявить претензии сотрудники ДПС при проверке – неправильная фиксация скорости тахографом. Такая проблема возникает при выходе из строя датчика скорости либо повреждении его сигнального кабеля.

Также часто происходит подгорание либо оплавление разъема, соединяющего контрольный прибор и датчик скорости – результат действий недобросовестных лиц, которые отматывают показания одометра.

Действительно серьезные поломки случаются гораздо реже по причинам:

  • физических повреждений;
  • перегрева электроники от длительного воздействия прямых солнечных лучей;
  • окисления контактов в соединительных колодках;
  • нарушений во время обновления программного обеспечения прибора;
  • поломки внутренних датчиков тахографического оборудования;
  • установки на автомобиль устройства с заводским браком;
  • неправильного монтажа тахографа в мастерской;
  • выхода из строя модуля НКМ либо истечения его срока службы.

В большинстве случаев прибор сам сообщает о возникшей поломке кодом ошибки на экране.

Непригодность идентификационной карты

Водителю стоит обратить внимание на состояние своей водительской карты, если при ее установке в контрольный прибор появляется ошибка распознания либо устройство не принимает карточку, после попытки считывания возвращает документ.

Появляются такие проблемы, если:

  • истек срок действия карты;
  • в тахограф вставляют пластик от другого самописца;
  • загрязнена контактная площадка на задней поверхности карточки;
  • карту вставляют не той стороной;
  • пластиковый документ какое-то время находился в зоне действия магнитного поля и пришел в негодность.

При систематическом повторении ошибок рекомендуется заменить карту.

Внимание! Водителям запрещается двигаться на автомобиле без карты тахографа. Такое нарушение расценивается как несоблюдение правил эксплуатации тахографического оборудования и наказывается штрафами.

Коды ошибок

Контрольные устройства имеют отличия в отображении неполадок. Некоторые модели выводят на экран вид ошибки в виде текста, другие же показывают только код, который нужно расшифровать при помощи руководства пользователя.

Рассмотрим коды ошибок, которые отображает тахограф, на примере контрольного устройства VDO DTCO 1381:

  • «007» – не распознается карта водителя, выгрузка данных невозможна;
  • «9064» – неисправность картридера;
  • «81» – нарушения в блоке НКМ, несоответствие данных на карте и в памяти контрольного прибора;
  • «a424» – отсутствует связь с одним из датчиков;
  • «9053» – рассинхронизация времени в настройках тахографа и во встроенных часах модуля СКЗИ;
  • «018» – необходимо проверить срок действия карты водителя;
  • «129» – попытка выполнить действие, для которого нужна карта мастерской;
  • «34» – ошибка при удалении информации с носителя;
  • «20» – ошибка копирования сведений на карту;
  • «22» – сбой в процессе копирования данных;
  • «E0» – переполнение встроенной памяти блока НКМ, нужно выгрузить информацию;
  • «19» – замена датчика скорости, необходимо обратиться в сервисный центр для подтверждения;
  • «031» – нарушение связи между блоком НКМ и тахографом, пропала связь с навигационным модулем, некорректное время и дата в блоке защиты, ошибки при активации прибора.

Некоторые простые неполадки водитель может устранять самостоятельно. Например, замена просроченной карты выполняется только по инициативе самого работника. Допускаются действия, не связанные с отключением либо самостоятельной заменой датчиков, разборкой корпуса, повреждением целостности пломб, соединительных колодок.

То есть водитель может действовать только по инструкции пользователя тахографа. В остальных случаях рекомендуется не решать проблемы самостоятельно, а обратиться в сертифицированную мастерскую.

Что можно сделать самому

Действия, которые водитель может предпринять для решения проблем с тахографом без посещения сервисного центра:

  • Если нет явных повреждений прибора, карты водителя, подходящих к прибору жгутов проводов, а на экране появляются ошибки, можно попробовать перезагрузить устройство.
  • Если прибор не принимает карту, можно попробовать очистить поверхность ее контактной площадки чистой салфеткой. В противном случае нужно заменить карточку.
  • Тахограф, заблокированный из-за неправильно введенных PIN-кодов, разблокируется аварийным ключом, который напечатан внутри конверта от карты водителя.
  • При сообщениях о заполнении памяти нужно выполнить выгрузку данных непосредственно из памяти контрольного прибора на USB-накопитель либо на ПК с водительской карточки.
  • При возникающих проблемах сразу после монтажа нового устройства рекомендуется обратиться в сервисный центр, так как возможен заводской брак электроники, либо установка была выполнена некорректно.

На заметку. Самостоятельному устранению поддается лишь небольшое число неполадок.

Для чего обращаться в мастерскую

Остальные нарушения, связанные с неправильной работой контрольного прибора, устраняются на базе сервисных мастерских.

Только квалифицированные сотрудники допускаются к:

  • замене датчиков, восстановлению целостности жгутов проводов;
  • настраиванию внутреннего хронометра;
  • изменению внесенных данных о водителе, транспортной компании, автомобиле и т. п.;
  • замене блока СКЗИ на новый;
  • калибровке тахографа, корректировке данных об окружности ведущих колес;
  • замене поврежденного контрольного прибора на новый, исправный.

Обратите внимание! Процедура калибровки устройства выполняется на финальной стадии обслуживания, после всех ремонтных работ. По итогам поверки водителю выдается соответствующий сертификат, заполненный калибровочный бланк и специальная подтверждающая наклейка, которая размещается на стекле водительской двери.

Куда именно обращаться

Желательно предварительно ознакомиться с отзывами о конкретном сервисном центре перед посещением, так как аккредитация ФСБ РФ не является гарантией качества выполняемых работ.

Согласно установленному законодательству (Приказ Минтранса № 320), к мастерским предъявляются такие требования:

  • Она должна выполнять все виды работ с тахографом: установку, замену, калибровку, настройку, резервное копирование данных.
  • Работы выполняются по всем видам разрешенных контрольных устройств с блоками ЕСТР и СКЗИ.
  • В мастерской должен работать, по крайней мере, один сотрудник, прошедший программу подготовки квалифицированных кадров, согласно приказу Минтранса России от 17 января 2012 г. № 7.
  • Все работы, используемые запасные части должны фиксироваться в специальном журнале.
  • Помещение и оборудование мастерской не арендованные, а находятся в собственности сервисного центра.
  • Для оказания услуг в помещениях сервиса должны быть подготовлены специальные рабочие места, оснащенные всем необходимым оборудованием для выполнения любых работ, связанных с устранением проблем с тахографами либо криптографическими блоками.

Кстати. Если представитель сервиса говорит, что их мастерская работает только с определенными контрольными устройствами, выполняет узкий перечень услуг – лучше обратиться в другую организацию.

Стоимость ремонта

Цены на ремонтные услуги разнятся и зависят от конкретной мастерской.

В таблице представлены средние значения.

Обратите внимание! Итоговый прайс сервисной мастерской может включать в себя дополнительные работы, цены могут быть выше в зависимости от типа тахографа.

Кто оплачивает

Обычно все затраты по диагностике, ремонтным работам, калибровке ложатся на владельца автомобиля либо транспортную компанию.

Исключением являются случаи, когда замена тахографа либо другие работы выполняются по гарантии. Но такой вид ремонта покрывает только часть затрат, так как диагностические мероприятия в любом случае оплачивает инициатор работ. То есть лицо, которому нужно проверить свой транспорт.

Как перезагрузить

Перезагрузка тахографического оборудования может помочь при незначительных программных сбоях, когда нет непосредственных поломок электроники. Перезапускать контрольный прибор можно двумя способами: отключить питание бортовой сети либо воспользоваться указаниями производителей устройств в соответствующих инструкциях. Разберемся, как перезагрузить тахограф в зависимости от его марки.

Атол Драйв 5

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Новая модель линейки тахографов от компании Атол. Прибор имеет некоторые существенные преимущества по сравнению с аналогами:

  • возможность быстрой замены НКМ-модуля и батареи без разборки корпуса;
  • поддержка сразу двух SIM-карт, что позволяет отслеживать состояние автомобиля на любой дороге;
  • дополнительные разъемы для подключения датчиков уровня топлива, терминалов ЭРА-ГЛОНАСС и т. п.;
  • настраиваемый цвет и яркость подсветки экрана для комфорта водителя.

Прибор сертифицирован для работы в условиях повышенной взрывоопасности.

Устройство

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

На лицевой панели Атол Драйв 5 размещены традиционные элементы:

  • Дисплей.
  • Место пломбировки лицевой панели тахографа.
  • Разъем для настройки и выгрузки данных.
  • USB-разъем для настройки и выгрузки данных.
  • Кнопка извлечения карты из слота 1 и переключения вида деятельности водителей.
  • Кнопка извлечения карты из слота 2 и переключения вида деятельности водителей.
  • Кнопка сброса/отмены/возвращения на шаг назад.
  • Кнопка перемещения «вверх».
  • Кнопка перемещения «вниз».
  • Кнопка ввода/подтверждения.
  • Отверстия для извлечения тахографа из места крепления на ТС.
  • Светодиод.

Инструкция

Производитель не оставил лазеек, чтобы можно было перезагрузить тахограф Атол Драйв 5 из меню устройства. Поэтому процедуру придется выполнять при помощи временного отключения питания бортовой сети:

  • необходимо открыть и поднять капот автомобиля;
  • подходящим рожковым ключом ослабить зажим хомута клеммы;
  • снять клемму аккумулятора и через несколько секунд вернуть ее обратно;
  • затянуть зажим.

После этих процедур контрольный прибор должен перезагрузиться.

Читать также:  Документ (редакция от 21.12.2022)

VDO

VDO 3283 – базовая версия тахографа, которая оснащается блоками СКЗИ. Это аналог VDO 1381, который используется для установки на международный транспорт и комплектуется ЕСТР-модулями.

Прибор относится к бюджетному сегменту, но базируется на электронике для европейской версии, что гарантирует высокое качество комплектующих. Производитель отмечает удобство отдельной 4х-позиционной клавиши управления, которая исключает ошибочные нажатия во время движения.

Конструкция

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

  • Дисплей.
  • Разъем интерфейса.
  • Клавиша открытия принтера.
  • Отрывной кант.
  • Клавиши меню.
  • Знак, разрешающий перевозку опасных грузов.

Порядок действий

Для VDO 3283 производитель также не предусматривает возможности перезагрузки. Этой информации нет и в специальной инструкции по установке для сервисных центров. Поэтому возможность перезагрузить устройство только одна, аналогичная Атол Драйв 5 – на время отключить питание бортовой сети прерывателем массы либо сбросом клеммы аккумулятора.

Штрих-М

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Отличительная черта прибора от ШТРИХ – возможность подключения голосовой связи посредством встроенного модема. То есть руководство получает возможность общаться с водителями во время движения без необходимости отвлекаться на телефон.

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

  • Дисплей.
  • Принтер.
  • Кнопка «Основной водитель».
  • Кнопка «Возврат».
  • Картоприемник «Основного водителя».
  • Кнопка «Вверх».
  • Кнопка «Вниз».
  • Кнопка «OK».
  • USB разъем.
  • Калибровочный разъем.
  • Кнопка «Сменный водитель».
  • Картоприемник «Сменный водитель».
  • Пломба.

Согласно инструкции пользователя, производитель предусмотрел перезагрузку только модуля модема для связи. Выполнить операцию можно прямо из меню тахографа.

При этом перезагрузка самого контрольного устройства, как и в приведенных выше примерах, не предусмотрена и выполняется только посредством прерывания подачи питания от аккумулятора.

Меркурий

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Меркурий ТА-001 – самый информативный прибор в списке. Отличается от аналогов большим экраном, куда помещается 5 строк текста, дополнительной защитой экрана от повреждений и возможностью подключения гарнитуры для прямой связи с руководством.

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

  • Дисплей.
  • Слоты №1 и №2 для карт тахографа.
  • Принтер.
  • Кнопка «С»: (отмена операции, переход на уровень меню вверх).
  • Кнопка «▲»: (перемещение между пунктами меню и списками, смена варианта отображения, перемещение курсора).
  • Кнопка «▼»: (перемещение между пунктами меню и списками, смена варианта отображения, перемещение курсора).
  • Кнопка «OK»: (выбор и подтверждение).
  • Кнопка первого водителя (извлечение карты соответствующего слота (длительное нажатие), перемещение курсора).
  • Кнопка второго водителя (извлечение карты соответствующего слота (длительное нажатие), перемещение курсора).

Для перезагрузки тахографа нужно отключить бортовую сеть от питания кнопкой прерывателя массы.

  • Необходимо остановить автомобиль, выключить зажигание.
  • Найти кнопку прерывания массы. Она располагается либо под приборной панелью в кабине водителя, либо под капотом.
  • Нажать кнопку, подождать несколько секунд и нажать кнопку повторно для восстановления питания.

ТЦА-02НК

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Тахограф ТЦА-02НК совместного производства ЗАО «Измеритель-авто» и ОАО «Автоэлектроника» – базовый контрольный прибор. Отличается низкой стоимостью, удобным джойстиком управления и возможностью подключить датчик топлива без приобретения дополнительных модулей.

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

  • Корпус тахографа.
  • Лицевая панель.
  • Кассета принтера.
  • Дисплей.
  • Ручка энкодера.
  • Слот водителя.
  • Слот напарника.
  • Кнопка извлечения карты и переключения режима деятельности водителя.
  • Кнопка извлечения карты и переключения режима деятельности напарника.
  • D-образный разъем для выгрузки и калибровки.
  • Углубление для размещения шильдика.
  • Пломба на лицевой панели.
  • Отверстия для отжима фиксаторов тахографа в отсеке автомобиля.

Перезагрузка ТЦА-02НК возможна только жестким методом – на время обесточить бортовую сеть автомобиля.
Производители не предусматривают прямую возможность перезагрузки из меню устройства, потому что прерывание подачи питания на устройство является одним из нарушений, запрещенных по закону. Однако, прерывание питания на всю бортовую сеть не считается противозаконным, так как клеммы от аккумулятора отключаются, например, во время ремонта автомобиля.

Ошибки тахографа подлежат немедленному устранению, поскольку эксплуатация автомобиля с неисправным самописцем запрещена. Выявить причину поломки поможет встроенная система самодиагностики, но информацию она выдает в виде цифровых кодов — нужно уметь расшифровать их. Также необходимо знать, какие действия могут привести к сбою в работе прибора.

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Пользуешься картой для тахографа?

Заполни форму и мы заранее позаботимся о продлении карты и подарим скидочный купон на ее приобретение

Опасность поломки в пути

Поломки тахографов, случающиеся в дороге, имеют одно косвенное отличие от нарушений, которые бывают выявлены до выезда в рейс – в первом случае есть высокая вероятность получить штраф при проверке.

Законодательство предусматривает такие суммы наказаний для водителей, сотрудников и руководства транспортных компаний:

  • водитель: от 3 до 5 тыс. рублей;
  • должностные лица: от 7 до 10 тыс. рублей;
  • ИП: от 15 до 25 тыc. рублей;
  • юридические лица: от 20 до 50 тыс. рублей.

Дело в том, что автомобиль со сломанным контрольным прибором не допускается на линию и остается на автобазе либо направляется в специальный сервисный центр. При остановке сотрудником ДПС у водителя будет внутренний документ от механика, который проверял транспорт, с заключением о неработоспособности устройства. Соответственно, водитель сможет беспрепятственно добраться до ближайшей мастерской.

При поломке в дороге и остановке сотрудником ДПС основная задача водителя – доказать инспектору, что тахограф сломался именно в пути. Для этого нужно подготовить пакет документов: заключение механика с подтверждением нормальной работы прибора, распечатку отчета перед выездом и уже после поломки, где зафиксирована появившаяся ошибка. Наличие такой документации позволит водителю пройти проверку без штрафных санкций, но с условием устранить неполадку за 7 дней с момента обнаружения.

Если сбросить ошибки перезагрузкой не удается, прибор продолжает сообщать о поломке, водитель обязан фиксировать все виды деятельности в рабочую смену.

Образец пустого бланка:

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Пример заполненного бланка, размещенного на бумаге для тахографов марки Атол:

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

У водителя может не оказаться нужных бланков в кабине. На этот случай можно использовать бумажную ленту для печатного блока, там наносится разметка, как на примере выше. Если производитель не позаботился о печати бланков, подойдет обычный лист бумаги, на который переносится таблица, поля и пиктограммы условных обозначений.

Заполняются бланки ежедневно, фиксируются все виды работ, время перерывов и простоев без движения.

Помимо графика, в бланк заносится личная информация водителя, номер карты, данные об автомобиле.

Самостоятельно водитель может решить довольно ограниченный перечень проблем с контрольными устройствами. Банальная перезагрузка позволяет исправить только некоторые незначительные сбои в работе электроники. Возможно, именно поэтому производители тахографов не предусматривают такую функцию в меню своих устройств.

Ошибки в работе

Основная опасность наличия ошибок НКМ на тахографе – угроза штрафов. Неправильно работающий контрольный прибор может фиксировать дорожные события с ошибками, завышать либо занижать показания пробега, увеличивать сигналы датчика до неправдоподобных значений. Все эти отклонения фиксируются в памяти устройства и могут быть выявлены при плановой либо внеплановой проверке. В таком случае водителю крайне трудно будет доказать, что он не нарушал скоростной режим либо действительно двигался по маршруту.

Поэтому важно контролировать состояние прибора, периодически проходить диагностику в сервисных центрах, чтобы своевременно отслеживать появляющиеся ошибки и исправлять их.

Какие бывают с блоком НКМ

Проблемы с блоками НКМ – отдельный вид нарушений. Встречаются чаще, чем ошибки непосредственно в контрольных приборах. Дело в том, что криптографические модули включают в себя множество компонентов и систем, где иногда возникают сбои в работе.

Возникающие ошибки, сопровождающиеся текстовыми сообщениями на экране, рассмотрим на примере тахографов ШТРИХ. Отказ НКМ в тахографе Атол сопровождается простым цифровым кодом. Ниже приведены коды ошибок других устройств в виде iccid-обозначений.

«Нет связи с НКМ»

Коды ошибок в тахографах:

  • Касби: 66/88, 65/15;
  • Микас: 30;
  • Меркурий: ‘76’.
  • В процессе обычной эксплуатации возникла проблема с электроникой СКЗИ, рассинхронизация модулей.
  • Перепрошивка блока НКМ, которая закончилась с нарушениями.
  • Обратиться в сервисный центр, так как самостоятельно устранить ошибку не получится.
  • Перезапустить процесс прошивки. Если повторяется уведомление о том, что нет связи с НКМ на тахографе – решить проблему помогут только квалифицированные мастера.

Неверное состояние НКМ

  • АТОЛ: 16;
  • Касби: 69/88;
  • Микас: 30;
  • Меркурий: ’21’.
  • На карте водителя нет сертификата либо загружен ключ от другого тахографа.
  • Неправильно указан пункт назначения и контрольный прибор не смог его определить.
  • Устаревшее программное обеспечение устройства.
  • Сбросить на карту водителя сертификат, соответствующий тахографу, в который она вставляется.
  • Правильно вписать запрос в меню прибора, проверить корректность написания.
  • Обновить прошивку устройства. Часто встречается на старых версиях НКМ-1, а на НКМ-2.10, НКМ-2.11 устранена.

НКМ заблокирован

  • АТОЛ: 31;
  • Касби: 66/88;
  • Микас: 30;
  • Меркурий: ’34’.

Причина: сломан блок НКМ либо закончился срок его службы.

Решение: обратиться в сервисный центр для диагностики и ремонта.

Неверные вх. данные НКМ

  • АТОЛ: 63, 65;
  • Касби: 69/87;
  • Микас: 30;
  • Меркурий: ’15’.

Причина: частая ошибка при смене блока версии НКМ-1 на версию НКМ-2.11 1.

Решение: обновить прошивку тахографа до актуальной версии.

Можно ли исправить самостоятельно

Незначительное число ошибок в работе тахографов и блоков НКМ можно постараться устранить самостоятельно:

  • тахограф не принимает карту – очистить поверхность карты, контактную площадку от пыли и грязи;
  • блокировка карты – ввести код аварийной разблокировки, указанный в конверте от карты;
  • сообщение о заполнении памяти – выгрузить данные с карты водителя на USB-накопитель либо через специальный card-ридер на ПК.

Любую ошибку, отобразившуюся на экране тахографа, можно попробовать устранить путем перезагрузки устройства. В меню приборов такой функции нет, но можно обесточить бортовую сеть автомобиля, если кратковременно отключить одну из клемм аккумулятора и вернуть на место. Перезагрузятся все приборы, установленные в автомобиле, в том числе и контрольное устройство.

Однако, если ошибка отображается даже после перезагрузки, следует обратиться в сервисный центр.

Замена модуля

К замене блока НКМ во время ремонта тахографов прибегают в тех случаях, когда программное восстановление не помогает вернуть тахографическое оборудование в штатное рабочее состояние, произошла рассинхронизация элементов НКМ. Модули криптографической защиты не ремонтируются, корпус категорически запрещено вскрывать даже в специализированных мастерских.

Читать также:  Как бесплатно получить 20 ГБ на Яндекс.Диске навсегда

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Когда нужна

Согласно законодательству, установка нового блока СКЗИ в тахограф требуется при:

  • первичной настройке нового контрольного устройства;
  • выходе из строя криптографического модуля независимо от причин;
  • плановой замене каждые три года;
  • смене владельца транспорта либо регистрационных данных транспортной компании (если юридическое лицо меняет название предприятия, его регистрационную форму, реквизиты, адрес – это также требует внесения изменений в блоки СКЗИ).

При поломке замена блока СКЗИ осуществляется в любом случае.

Куда обращаться

Автомобиль должен подаваться в таком же виде, как и на установку тахографа (в чистом и исправном виде).

Этапы замены

Общий порядок замены криптографического модуля в самописце выглядит так:

  • тахограф отключается от бортовой сети автомобиля, датчиков, приборов и извлекается из штатного места;
  • снимаются пломбы, верхняя крышка устройства, под которой расположен модуль СКЗИ;
  • криптографический модуль извлекается из штатного места, вместо него устанавливается новый;
  • в Росавтотранс передается информация о деактивации старого модуля и активации нового;
  • проводится обратный монтаж тахографа и активация нового блока СКЗИ.

На заметку. Извлеченный СКЗИ-блок должен храниться у владельца автомобиля на протяжении 12 месяцев, после чего подлежит уничтожению.

Сроки установки

С момента появления на экране тахографа сообщения о замене НКМ на процедуру отводится 7 дней. В это время тахограф будет классифицироваться как неработающий.

Непосредственно демонтаж старого блока и установка нового занимает не более часа. Однако, ответ от Росавтотранса может задержаться и с момента запроса до получения подтверждения иногда проходит 5–6 часов.

В таблице представлены средние цены на услугу замены блоков НКМ в Москве и Московской области.

Полное обслуживание автомобиля при замене криптографического блока стоит от 21 тыс. рублей.

Можно ли заменить самому

Замена блока СКЗИ в тахографе может выполняться только в сертифицированных мастерских и не может быть выполнена посторонними лицами.

  • Водителям или другим лицам запрещено проводить манипуляции с устройством, срывать пломбы, нарушать целостность корпуса контрольного прибора. Даже механики, которые проводят ежедневные плановые осмотры техники на базе автотранспортных компаний, не имеют на это права. Такие действия при проверке будут расцениваться как попытки изменения информации в тахографе, что наказывается законом.
  • Даже если у водителя получится купить СКЗИ-блок и самостоятельно сделать замену должным образом, не выйдет активировать модуль НКМ. Без активации контрольный прибор будет неработоспособен. Также невозможно восстановить пломбы на корпусе и соединительных колодках. Чтобы устройство заработало, все равно придется обращаться в сервисный центр, где нарушение будет выявлено, блок СКЗИ без лицензии демонтирован. То есть придется заплатить дополнительно за новый модуль, услуги установки и штраф за самостоятельные манипуляции.

Таким образом, если необходимо заменить НКМ в тахографе, лучше доверить выполнение этой задачи специалистам.

Чем замена отличается от калибровки

Некоторые виды тахографов не требуют замены модуля шифрования. Это европейские контрольные приборы с блоками ЕСТР, где для нормальной работы требуется лишь периодическая калибровка устройства и внесение новых данных о водителе.

Процедура калибровки выполняется и для отечественных тахографов, но только с целью корректировки собираемых данных, внесения настроек. Она не влияет на блок СКЗИ, не продляет срок его работы.

Замена блока НКМ – это не перенастройка, а установка нового криптографического модуля, которая проводится раз в 3 года. Уже после монтажа и установки контрольного прибора на свое место в кабине автомобиля проводится калибровка.

То есть это принципиально разные операции.

Коды ошибок тахографа

У всех современных электронных тахографов есть функция самодиагностики. При нарушениях в работе прибор автоматически сканирует свои подсистемы и выводит на экран сообщение о причине неисправности. Текстовый формат недоступен из-за ограниченности размера дисплея, поэтому за каждым видом поломки закреплен свой буквенно-цифровой код.

Как расшифровать ошибки на тахографе

  • 9064. Не определяется либо неисправен держатель диска.
  • 81. Проблемы с блоком СКЗИ либо была попытка НСД. Также отображение данного кода может означать конфликт системы с чипом пластикового ключа, обусловленный его неисправностью либо сбоем программного обеспечения.
  • А423. Сбой во время обмена данных с сенсорами.
  • 50. Поломка принтера.
  • 58. Ошибка подключения USB-устройства.
  • 65. Поломался слот для пластикового ключа.
  • 018. Не читается идентификационная карта.
  • 20. Прервана запись данных на чип пластикового ключа.
  • 22. Сбой в процессе трансляции информации.
  • 9053. Ошибка таймера. Установленное время отличается от фактического более чем на 2 мин.
  • 129. Попытка со стороны пользователя начать процесс, невозможный в это время. Например, выгрузить данные и обнулить память.
  • 34. Команда «Удалить информацию» не может быть выполнена.

В отличие от пиктограмм, коды ошибок у разных моделей тахографов могут отличаться.

Особенности СКЗИ

Между ЕСТР и СКЗИ-блоками есть различия в электронном наполнении. Европейские блоки имеют минимальную защиту, не оснащаются встроенными датчиками скорости, так как при установке тахографов эта информация снимается с бортового компьютера автомобиля. СКЗИ-блоки полностью автономны, имеют внутри дублированные системы датчиков скорости, положения и требуют подключения только к электронному датчику скорости.

Поэтому контрольные приборы с отечественными модулями защиты могут быть установлены на автотехнику любого возраста. Естественно, с условием того, что транспорт полностью исправен и прошел плановые техосмотры.

Отечественные защитные блоки позволяют закодировать информацию на картах водителя и защитить ее от изменения с целью дальнейших махинаций.

СКЗИ в составе контролирующего устройства

Если на тахографе нет скзи, что это значит и как исправить?

Блок СКЗИ представляет собой небольшой черный пластиковый корпус, в который помещается вся электроника:

  • криптографический модуль, отвечающий непосредственно за защиту данных;
  • модуль реального времени (внутренние часы, которые нужны для учета хронологии событий на дороге независимо от показаний бортовых часов автомобиля);
  • небольшая встроенная батарея, работающая в качестве резервного источника питания, если происходит сбой в бортовой сети транспорта;
  • хронографический модуль, который в паре с модулем времени отвечает за фиксацию информации в памяти устройства;
  • GPS-приемник, контролирующий и отслеживающий положение транспорта на дороге;
  • модуль памяти, куда сохраняется вся собираемая информация;
  • акселерометр – датчик положения техники в пространстве, отслеживающий также удары и столкновения;
  • контролирующая электроника, отвечающая за правильную работу всей начинки.

Корпус СКЗИ-блока герметичен, изолирован от попадания влаги и пыли.

Функции модуля защиты

Блоки СКЗИ (НКМ) – сложные устройства, обеспечивающие защиту данных в тахографе.

  • шифрование информации в памяти контрольного прибора;
  • дешифровка и считывание данных с карты водителя и тахографа только после подтверждения PIN-кодом;
  • защита информации от корректировок, изменений;
  • дублирующие контуры фиксации данных о дорожной обстановке, информация с которых сравнивается (махинации с датчиками вскроются при первой же архивации данных с карты водителя).

Таким образом, главная задача НКМ-блока – не дать посторонним лицам возможности изменить данные в памяти тахографа.

Правила использования

Каждый водитель должен иметь личную карту для доступа к управлению тахографом. Она играет роль ключа для разблокировки прибора. Все операции по внесению данных выполняются только после установки пластикового документа в соответствующий разъем, введения персонального PIN-кода.

Если автомобиль оснащен устройством контроля, но водитель передвигается на данном транспорте без карты, далеко уехать не удастся, ведь такое поведение наказывается штрафом от 3 тыс. рублей (ст. 11.23 КоАП РФ). Размер штрафа зависит от статуса лица за рулем.

Также водитель должен уметь самостоятельно настраивать устройство, выбирать подходящий режим работы, выводить по необходимости отчет из меню тахографа.

Обратите внимание! Умение распечатывать отчет из памяти тахографа – обязанность водителя, закрепленная законодательно. Это несложная процедура. Однако, если при проверке сотрудником ДПС окажется, что водитель не умеет выводить отчеты, после проверки последует штраф от 1 до 3 тыс. рублей.

Представитель власти не имеет права самостоятельно управлять тахографом без специального допуска – документа, подтверждающего такие полномочия.

Обычно у водителей не возникает трудностей с эксплуатацией контрольных устройств, так как производители российских тахографов комплектуют прибор детальными руководствами пользователя с пошаговыми инструкциями по каждой операции.

Активация

Активация блоков СКЗИ в тахографах выполняется только на базе специализированных мастерских во время установки контрольного прибора либо замены самого криптографического модуля.

Процедура активации СКЗИ-блока выглядит так:

  • Мастер, который занимается работами по установке либо замене блока, генерирует электронный сертификат на основе информации о владельце автомобиля, тахографе, блоке шифрования, самом транспорте. То есть создается уникальный электронный идентификатор.
  • Данные прикрепляются к запросу и отправляются в Росавтотранс для подтверждения.
  • После получения положительного ответа ключ загружается в память тахографа.

Если ключ успешно считан тахографом и при активации посредством карты мастерской устройство включается и работает, активацию можно считать выполненной успешно.

После процедуры активации тахограф с блоком СКЗИ закрепляется за автомобилем. Использовать его на другом транспорте запрещено.

Сам блок СКЗИ потребует замены через три года. Это еще одно законодательное требование. Шифрующее устройство не приходит в негодность, но ровно на такой срок выдается электронный сертификат. Когда подходит время замены модуля, на экране тахографа отображается надпись «Заменить НКМ».

Если требование замены не выполнить, тахограф заблокируется и разблокировать его можно будет только в мастерской при замене криптографического модуля (НКМ).

Эксплуатация

При эксплуатации тахографа водитель обязан:

  • контролировать состояние прибора и своевременно обслуживать его;
  • проводить обслуживание тахографического оборудования только в сертифицированных мастерских;
  • регулярно выгружать данные и обеспечивать их сохранность;
  • пользоваться только собственной картой водителя, беречь носитель от повреждений, заменять по истечении срока службы;
  • выполнять регулярную чистку поверхностей прибора, кнопок, экрана;
  • самостоятельно уметь вносить настройки, выбирать режимы работы, печатать отчеты;
  • эксплуатировать тахограф в соответствии с руководством пользователя к контрольному прибору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *