Что такое и кому необходимо?
Designed by pressfoto/Freepik
Во многих официальных документах, регулирующих отношения работника и работодателя, часто упоминается понятие повышение квалификации. Разберемся, что это означает и в каких случаях необходимо проходить повышение квалификации.
Что такое диплом о профпереподготовке?
Профпереподготовка предполагает освоение образовательной программы, а затем прохождение аттестации (сдачу экзамена) квалификационной комиссии. В случае успешной сдачи экзаменуемый получает документ с присвоением квалификации – диплом, либо удостоверение.
Если студент освоил полный курс переподготовки, то именно диплом становится основным документом, с которым он позже может устраиваться на работу. До 2013 года диплом полагался при прохождении подготовки в объеме более 500 часов – теперь такого требования нет.
Повышение квалификации – что это?
Designed by katemangostar/Freepik
В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.
Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.
Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.
Согласно российскому законодательству, выход в рейс возможен только после прохождения предрейсового осмотра водителя. Это обязательное условие обеспечения безопасности самого водителя, а также его пассажиров и других участников дорожного движения. Состояние работника при возвращении на автобазу также должно быть зафиксировано квалифицированным сотрудником. Осуществлять эти процедуры может только медицинский специалист, прошедший профессиональный курс обучения предрейсовым и послерейсовым осмотрам.
Проверка самочувствия водителя перед выходом на маршрут имеет большое значение. Даже самое незначительное недомогание может нести накопительный эффект и стать причиной переутомления и снижения скорости реакции, что может привести к аварийным ситуациям на дороге. Медицинский персонал, прошедший курсы предрейсовых осмотров водителей, правильно оценит рабочее состояние сотрудников, определит отклонения показателей от нормы и сообщит какие предупредительные меры необходимо предпринять, чтобы исключить недомогания и возможные заболевания. Такие же действия проводятся и в процессе послерейсовых осмотров. Пренебрежение обязательными требованиями, несвоевременное диагностирование переутомления и ухудшения здоровья может привести к временной нетрудоспособности и профзаболеваниям, и даже стать причиной ДТП.
В России действует система непрерывного медицинского образования (НМО), которая позволяет медперсоналу проходить повышение квалификации практически без отрыва от основной работы. В Центральном институте подготовки кадров обучение предрейсовым и послерейсовым осмотрам доступно дистанционно, что очень удобно для сотрудников и позволяет пройти курсы без отрыва от работы. Материалы можно изучать в свободное время, а по результатам итоговых испытаний получить подтверждающие документы установленного образца.
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, — в области международных автомобильных перевозок;
2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, — в области кадастровой деятельности;
3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, — в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)
4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, — в области противодействия коррупции;
(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, — в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;
(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, — в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности;
(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, — в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);
(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, — в области пожарной безопасности.
(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
17. Утратил силу. — Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.
Профпереподготовка
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» (п. 5 ст. 60), людям, выдержавшим итоговую аттестацию, выдают дипломы, образец которых устанавливают сами организации. Образец диплома о профессиональной переподготовке можно найти на сайтах образовательных организаций.
В документе указывается, что аттестационная комиссия удостоверяет право обладателя на ведение профессиональной деятельности в соответствующей сфере. Помимо этого, в дипломе прописано, кому он выдан, в какие даты человек проходил профпереподготовку и как называлась дополнительная профессиональная программа, каким днем датировано решение комиссии. В документе ставят подписи руководитель образовательной организации и председатель комиссии.
В приложении к диплому прописано, какие дисциплины и в каком объеме изучал человек, каковы результаты экзаменов или зачетов и оценка по итогам общей аттестации.
Виды повышения квалификации
Designed by tirachardz/Freepik
Если же говорить о формах обучения, то на сегодняшний день вариантов достаточно много:
Занятия могут проходить:
Виды и варианты повышения квалификации
Чтобы освоить новые ступени профессии, сначала специалисту нужно выбрать какие и где проходить курсы повышения квалификации. В системе дополнительного профессионального образования выделяют три вида подобного обучения:
Главным отличием между ними является продолжительность образовательного процесса:
Первые два варианта предполагают, что после завершения обучения специалисты получат Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Если же проходить курсы, которые рассчитаны на больше, чем 100 часов, то специалист получает Свидетельство о длительном повышении квалификации.
Основное отличие здесь в том, что краткосрочное повышение квалификации нужно, чтобы устранить какой-то конкретный пробел в знаниях. Удостоверение краткосрочных курсов при этом, как правило, не позволяет претендовать на более высокую должность.
Долгосрочные курсы повышения квалификации дают право занимать руководящую должность или какую-либо иную. Особенно это актуально для специалистов, вступающих в СРО – саморегулируемые организации. К таковым относятся, например, юристы, аудиторы, бухгалтеры и т.д. Поэтому руководители организаций-участников СРО обязаны раз в три или пять лет отправлять своих сотрудников на повышение квалификации и проходить его сами.
Вопрос — ответ
В: Кто обязан проходить повышение квалификации
О: Законодательством установлено несколько категорий специалистов, которые должны проходить периодическое обучение и подтверждать свои знания: медики, педагоги, гражданские чиновники, судьи и прокуроры, работники горнодобывающей промышленности.
В: Что дают курсы повышения квалификации?
О: Помимо подтверждения уровня профессионализма, курсы ПК позволяют актуализировать некоторые знания, либо восполнить недостающие знания и навыки, необходимые в профессиональной деятельности. Также курсы ПК необходимы, чтобы претендовать на руководящую должность в той или иной отрасли.
В: Какие существуют варианты повышения квалификации?
О: Проходить повышение квалификации можно как в очной, так и в заочной форме. Существуют также очно-заочные курсы, где обучение проходит дистанционно, а экзамены принимаются аттестационной комиссией в учебном центре. Кроме того, курсы ПК бывают краткосрочными (не более 72 часов), тематическими (от 72 до 100 часов) и долгосрочными (свыше 100 часов).
В: Кто имеет право проводить курсы повышения квалификации?
О: В России по закону этим могут заниматься как государственные, так и частные образовательные центры. Главное условие заключается в наличии действующей лицензии на такой вид деятельности, выданный Рособрнадзором. Курсы ПК могут организовывать профильные обучающие центры, университеты и академии дополнительного образования.
Кто может проводить повышение квалификации?
На сегодняшний день реализовывать дополнительное профессиональное образование, в рамках которого и осуществляется повышение квалификации, могут:
В России по закону этим могут заниматься и коммерческие, и государственные организации. Главным критерием является наличие у образовательного центра соответствующей лицензии, выданной Рособрнадзором или его региональными департаментами.
Что дает диплом о профессиональной переподготовке?
У обладателя диплома по закону точно такие же возможности, что и у специалиста со стандартным образованием. То есть он имеет законное право устроиться на работу и заниматься конкретной деятельностью по профессии, которая прописана в документе.
Студентам, которые проваливают аттестацию, либо отчислились и недоучились, выдают только справку об обучении.
Обязательно ли повышение квалификации?
Суть курсов повышения квалификации в том, чтобы работник мог подтвердить свой профессиональный уровень, либо подтянуть знания.
Для этого Министерство труда и занятости РФ внедрило профессиональные стандарты. Образно говоря, профстандарты – это свод предписаний, где перечислены все требования по подготовке специалиста, необходимой для работы образовательной базы, принципы и методики ведения трудовой деятельности.
Именно профессиональные стандарты предписывают проходить повышение квалификации. В России существует ряд профессий и специализаций, для которых эта процедура является обязательной. Все остальные специалисты могут проходить курсы повышения квалификации либо по желанию, либо в случае необходимости.
К специалистам, для которых повышение квалификации обязательно, относятся:
По утвержденному профессиональному стандарту педагога любой учитель или воспитатель детского сада должен подтверждать свои знания не раз в пять лет, как другие специалисты, а каждые три года. Иными словами, документы о повышении квалификации имеют и сроки годности – три и пять лет, соответственно. Поэтому процедура повышения квалификации носит регулярный характер.
Сколько действует диплом о профессиональной переподготовке?
В отличие от удостоверения о повышении квалификации, действие которого надо периодически продлевать, диплом будет действителен всегда.
По закону документы о квалификации – в том числе дипломы о профпереподготовке – рассчитаны на определенный срок действия. Минобрнауки утвердило рекомендации по подготовке документов о квалификации, согласно которым в таких документах указывается только дата их выдачи.
Диплом о переподготовке — это документ государственного или установленного образца?
В настоящее время людям выдают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. При этом выдают такие дипломы и вузы, и частные образовательные центры. В прежнем законе об образовании, который действовал до 2013 года, была предусмотрена выдача дипломов о профессиональной переподготовке государственного образца. Однако госстандартов к программам дополнительного профобразования почти не было, и в действующей редакции закона формулировку «государственный образец» заменили на «установленный образец».
Следует отметить, что закон приравнивает профессиональную переподготовку ко второму высшему образованию (документы об их получении считаются равноценными).
При этом законом не возбраняется, чтобы студент проходит профепереподготовку параллельно с освоением основной специальности. В этом случае оба документа выдаются ему после сдачи квалификационных экзаменов.
Как долго действует и что дает диплом о профпереподготовке?
Designed by artursafronovvvv/freepik
Профессиональной переподготовкой называют способ получения новой профессии по программе дополнительного образования. Освоить программу профпереподготовки можно как в государственных вузах, так и в частных, либо государственных учебных центрах. Профпереподготовка предназначена для тех, у кого уже есть среднее профессиональное или высшее образование. Итогом переподготовки становится получение диплома, выданного образовательным учреждением. Что это за документ, как он выглядит и есть ли у него срок действия?