О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЖИЛИЩНЫХ СЕРТИФИКАТАХ, ВЫДАВАЕМЫХ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЛИШИВШИМСЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ ИЛИ ПРИ ПРЕСЕЧЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ ПРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 N 832, от 14.10.2010 N 835, от 22.11.2011 N 963, от 12.03.2015 N 213, от 30.12.2018 N 1778, от 14.02.2020 N 142)
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российском Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, Правительство Российской Федерации постановляет: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 N 832, от 14.10.2010 N 835)
Признать необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 N 832, от 14.10.2010 N 835)
Установить, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 N 832)
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.03.2015 N 213)
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при условии регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2018 N 1778)
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.03.2015 N 213, от 30.12.2018 N 1778)
Выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с абзацем первым настоящего пункта независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договорам страхования жилого помещения, которое было утрачено в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2011 N 963)
Граждане, получившие государственный жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями, утрачивают право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой иного жилого помещения в результате данного события. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2011 N 963)
Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством строительства Российской Федерации в месячный срок представить в Правительство Российской Федерации порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в месячный срок разработать совместно с Министерством строительства Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 N 832, от 14.10.2010 N 835)
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, в 3-месячный срок со дня получения ими государственного жилищного сертификата. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.11.2008 N 832, от 14.10.2010 N 835)
Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2020 N 142)
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.СОСКОВЕЦ
(в ред. Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1,
Федеральных законов от 24.11.1995 N 179-ФЗ,
от 11.12.1996 N 149-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 17.04.1999 N 79-ФЗ,
от 05.07.1999 N 127-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2001),
от 12.02.2001 N 5-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 11.12.2002 N 168-ФЗ, от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 26.04.2004 N 31-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 02.02.2006 N 20-ФЗ,
от 18.07.2006 N 112-ФЗ, от 05.12.2006 N 207-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ,
от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 04.06.2011 N 130-ФЗ, от 11.07.2011 N 206-ФЗ,
от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 30.11.2011 N 346-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ,
от 30.12.2012 N 329-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 151-ФЗ,
от 02.07.2013 N 154-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.12.2013 N 373-ФЗ,
от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 04.10.2014 N 291-ФЗ, от 22.12.2014 N 428-ФЗ,
от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ,
от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 19.12.2016 N 444-ФЗ, от 19.12.2016 N 461-ФЗ,
от 28.12.2016 N 509-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.10.2017 N 307-ФЗ,
от 07.03.2018 N 47-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 04.06.2018 N 144-ФЗ,
от 29.07.2018 N 272-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ,
от 27.12.2018 N 535-ФЗ, от 02.12.2019 N 408-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ,
от 05.04.2021 N 79-ФЗ, от 26.05.2021 N 152-ФЗ, от 06.12.2021 N 409-ФЗ,
от 05.12.2022 N 506-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ,
от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П,
Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ,
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П,
от 30.01.2013 N 3-П,
Федеральными законами от 28.06.2014 N 200-ФЗ,
от 06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016),
Постановлением КС РФ от 16.03.2018 N 11-П, от 23.12.2021 N 54-П)
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14
Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:
1) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 130-ФЗ)
3) компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 307-ФЗ)
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
(в ред. Федеральных законов от 07.03.2018 N 47-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения. Дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 461-ФЗ)
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, Счетной палатой Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 19.12.2016 N 461-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в настоящем пункте.
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 02.12.2019 N 408-ФЗ, от 26.05.2021 N 152-ФЗ)
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящим пунктом полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в части компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг;
(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 408-ФЗ)
4) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;
5) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;
6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
7) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;
8) внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное обеспечение земельными участками для строительства гаражей для собственных нужд, внеочередное приобретение садовых земельных участков и огородных земельных участков, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 05.04.2021 N 79-ФЗ)
9) внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
10) обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
11) утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ;
12) внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данной организации;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
13) ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;
14) преимущественное обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
О выявлении конституционно-правового смысла п. 15 ч. 1 ст. 14 см. Постановление КС РФ от 08.02.2018 N 7-П.
15) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:
инвалидам I группы — 5 000 рублей;
инвалидам II группы — 2 500 рублей;
инвалидам III группы — 1 000 рублей.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 06.12.2021 N 409-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
За семьями, которым до 08.01.2019 была назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, сохраняется право на ее получение на условиях, установленных настоящим Законом (в ред. от 12.11.2018), до наступления оснований прекращения ее выплаты (ФЗ от 27.12.2018 N 535-ФЗ).
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 8 000 рублей.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 206-ФЗ, от 27.12.2018 N 535-ФЗ)
В случае гибели (смерти) граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям, на которых при жизни погибшего (умершего) распространялось право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в соответствии с пунктом 13 части первой настоящей статьи, гарантируется право на указанную компенсацию до достижения ими 14-летнего возраста.
(часть пятая введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 535-ФЗ)
Жилищный сертификат для чернобыльцев переселенцев предоставляется в рамках программы по улучшению условий проживания указанных граждан. Претендовать на дотацию вправе лишь те лица, в собственности которых отсутствует подходящее жилье или недвижимый объект не соответствует нормативам проживания.
При обращении в уполномоченный орган в объеме документов должны присутствовать акты, подтверждающие нуждаемость управомоченного лица в улучшении текущих условий жилплощади. Наряду с чернобыльцем, в исключительных случаях, реализовать дотацию могут члены его семьи, имеющие с ним кровные узы и сожительствующие на постоянной основе.
Особенности дотации
В рамках программы помощи по улучшению жилищных условий чернобыльцев следует выделить ряд особенностей, в частности:
С момента чернобыльской трагедии прошло уже более 30 лет, но правительство РФ до сих пор несет ответственность перед пострадавшими лицами. Она проявляется в виде мер по пенсионному обеспечению чернобыльцев и оказанию им социальной помощи в виде льгот и различных компенсаций.
Кроме того, дополнительные региональные льготы (например, скидка на проезд в общественном транспорте) вводятся на усмотрение субъектов федерации в зависимости от наполненности местного бюджета и оформляются региональными законами. Некоторых из них будут рассмотрены ниже.
Кому положен сертификат и алгоритм его получения
Сертификат на приобретение объекта жилфонда рассчитан на лиц, которые были подвержены радиационному воздействию (излучению), возникшему в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, произошедшей в 1986 году.
При получении субсидии важно учесть ряд важных моментов:
Алгоритм получения и реализации дотации представлен следующими мероприятиями:
Субъекты по сертификату чернобыльцам
Важно понимать, что полученную субсидию просто так растратить на собственные нужды не получиться. Есть определенные пункты, куда средства могут быть потрачены. Сюда относят ипотечное кредитование, а именно первоначальный взнос, который требуется оплатить, а также полное покупка недвижимости установленного размера и площади.
Понятие сертификата на жилье
Обратив внимание на нормативные документы, можно там постоянно встречать такое понятие, как члены семьи чернобыльцев. Их очень важно разграничивать и понимать, кто сюда может относиться. Кроме детей и родителей таких граждан, к членам семьи относят также и супругов. К этой категории можно относить и других близких родственников. Но в таком случае надо, чтобы было принято судебное решение о признании их к числу близких. В противном случае претендовать ни на что они не смогут.
Согласно нормам российского законодательства, обладатель персонифицированного документа его владелец может получить единовременную дотацию на то, чтобы улучшить свои условия жизни. Кроме самого чернобыльца, документ вправе получить родные: дети, родители, муж или жена. Другим членам семьи и иждивенцам сертификат оформляется только на основании судебного решения.
Необходимые документы
Чтобы получить чернобыльский сертификат на покупку жилья потребуется собрать определенный пакет документов, в том числе:
Итоги
Получение жилья для чернобыльцев — льгота, доступная лишь тем, кто на самом деле нуждается в увеличении жилплощади. Государство полностью оплачивает полагающиеся квадратные метры, но не сверх того. Если человек желает купить более дорогое и просторное помещение, он может сделать это с привлечением собственных средств, ипотечного кредита либо материнского капитала. Льготы на жилье чернобыльцам предполагают оформление специального сертификата – только после его получения можно смело идти в банк и покупать недвижимость.
Отказ в предоставлении дотации
Отказ в предоставлении жилищного сертификата может базироваться на следующих основаниях:
Законодательное обоснование
Если решение положительное, на гражданина заводится учетное дело. После прихода очереди его вызывают для получения бланка, гарантирующего определенную сумму средств. При отказном варианте отправляется письменное уведомление с аргументированием причины отказа, ссылкой на законодательную норму.
Размеры выплат по жилищной субсидии
Размер дотации определяется по каждому случаю индивидуально. При расчете эквивалента, которому будет равен сертификат во внимание принимаются следующие факторы:
По общему правилу, при определении нормы площади жилого помещения используют следующие стандарты:
Сколько квадратных метров оплачивает государство?
Человека, проживающего в одиночестве, государство обеспечивает 33 квадратными метрами жилплощади. Если у него есть семья, льготные метры распространяются и на всех ее членов. На двоих дается 42 квадрата, а если семья больше, на каждого положено по 18 квадратов. Семьей при этом считаются супруги, их родители и дети, проживающие на одной территории. Не столь близкая родня, проживающая постоянно с заявителем, считается семьей, только если этот факт установлен судом.
Воспользоваться госпомощью можно, только отказавшись от иного жилья, если оно имеется в собственности. Договор о социальном найме жилья должен быть расторгнут, собственность без обременений — передана во владение государству. Если этого не сделать, сотрудники органа местного самоуправления рассчитают разницу между положенными метрами и теми, что уже имеются. Если разница меньше 18 квадратов, сертификат заявителю не выдадут.
Для определения суммы госпомощи в расчет берут цену квадратного метра, установленную в регионе проживания заявителя. Для некоторых субъектов страны сумму увеличивают на определенный коэффициент:
Нюансы
При оформлении вышеприведенных льгот сначала подтверждают статус «чернобылец». В этой ситуации получают соответствующее удостоверение. Затем оформляют различные преференции от государства.
Где получают льготы
При получении статуса «чернобылец» и соответствующего удостоверения идут в местное Управление соцзащиты населения. При этом заранее подготавливают необходимую документацию.
Важно! При получении господдержки также обращаются в местный орган соцзащиты — лично или через МФЦ. При оформлении некоторых видов выплат составляют заявление и берут необходимые справки с места работы или учебы.
Необходимая документация
Внимание! Если в Управление соцзащиты населения обращаются родственники, то в этом случае предоставляют справки, по которым подтверждают родство подобных лиц и факт того, что они находятся (или были ранее) на иждивении конкретного чернобыльца.
Преференции чернобыльцам в странах ближнего зарубежья
Важно! Пострадавшими от техногенной катастрофы на ЧАЭС считают гражданами не только граждан РФ, но и других стран бывшего СССР. Поэтому подобную социальную помощь предоставляют не только в России.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Что представляет собой сертификат
Жилищный сертификат, выдаваемый чернобыльцам, представляет собой именной документ, выступающий основанием на получение безвозмездной целевой субсидии, которую можно реализовать на приобретение собственной жилой площади.
Указанное правомочие опосредовано специальным законодательным актом, направленным на защиту граждан, подвергшихся опасному воздействию радиации, ввиду аварии на Чернобыле.
На что можно потратить субсидию
Жилищный сертификат чернобыльцам может быть реализован только по двум императивным направлениям, в том числе:
Срок действия господдержки
Законодательный регламент, предусматривающий меры поддержки чернобыльцев по улучшению их условий проживания, устанавливает срок действия жилищного сертификата.
Период действия документа ограничен следующими периодами:
15 мая 1991 г. N 1244-I