Об услуге
В соответствии с Законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» № 5340-1 от 07.07.1993 г. торгово-промышленные палаты в Российской Федерации удостоверяют сертификаты о происхождении товаров. Функции по удостоверению отдельных видов сертификатов возложены на торгово-промышленные палаты рядом постановлений Правительства.
Сертификат о происхождении товара — документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара. Сертификат требуется, как правило, таможенными органами импортирующей страны с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза и вывоза товаров.
Сертификаты о происхождении товаров необходимы в случаях, предусмотренных:
- внешнеторговыми контрактами;
- национальными правилами импортирующей страны;
- международными соглашениями;
- условиями осуществления закупок отдельных видов товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Сертификат общей (общенациональной) формы оформляется при экспорте российских товаров, если не требуется специальных сертификатов (например, сертификат на зерно, экспортируемое в ЕС).
Сертификат общенациональной (общей) формы не дает преференций и подтверждает только российское происхождение товара.
Сертификат о происхождении зерна, экспортируемого в ЕС, предоставляется таможенным органам стран ЕС, устанавливающих импортные квоты на указанные товары.
Нормативно-правовая база
- экспертизы о происхождении товара (если при производстве экспортируемого товара используются иностранные сырье, материалы, компоненты);
- Копия экспортного контракта;
- Счeт-фактура (инвойс) на отгружаемую партию товара;
- Иные товаросопроводительные документы: отгрузочная спецификация, товарная накладная, товарно-транспортная накладная (, Коносамент и др.), упаковочный лист и т.п.
- Грузовая таможенная декларация (если товар уже отгружен покупателю);
- Учредительные документы (Устав, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, информационное письмо (уведомление) территориального органа статистики, приказ о назначении руководителя);
- Для физических лиц: копия свидетельства индивидуального частного предпринимателя, заверенная копия общегражданского паспорта;
- Доверенность, подтверждающая полномочия представителя экспортера на оформление, получение и подпись на сертификате .
Заявление должно быть подписано руководителем (или иным уполномоченным лицом) с проставлением оригинальной печати организации-экспортёра. Копии документов, прилагаемых к заявлению, также должны быть заверены печатью организации-экспортёра и подписью уполномоченного лица.
Срок рассмотрения и подготовки документов – 3 рабочих дня (в отдельных случаях — может быть продлен до 14-ти рабочих дней)
Управление сертификации и оформления документов внешнеэкономической деятельности
г. Ростов-на-Дону, пр. Кировский, 40A, 3 этаж, к.к. 318, 319, 320
пн. — чт. с 9.00 до 18.00, пт. с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00)
Прием и выдача документов: пн., ср., пт. с 9.00 до 13.00
Консультации по вопросам оформления и выдачи:
- актов экспертизы и сертификатов происхождения пн.- пт. с 16.00 до 17.00
- документов, оформляемых в целях подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ, и предварительная запись на прием для консультации пн.-пт. с 14.00 до 17.00
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 1749 «Об органах (организациях) Российской Федерации, уполномоченных подтверждать страну происхождения товаров при их вывозе в Республику Сербию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 44, ст. 7002) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок подтверждения Министерством экономического развития Российской Федерации подлинности сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2 (деклараций о происхождении товаров), достоверности содержащихся в них сведений и (или) соответствия товаров, заявленных в сертификатах о происхождении товаров (декларациях о происхождении товаров), критериям происхождения, предусмотренным Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны, от 25 октября 2019 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2022 г.
УТВЕРЖДЕНприказом Минэкономразвития Россииот 31.08.2022 г. N 469
Порядок подтверждения Министерством экономического развития Российской Федерации подлинности сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2 (деклараций о происхождении товаров), достоверности содержащихся в них сведений и (или) соответствия товаров, заявленных в сертификатах о происхождении товаров (декларациях о происхождении товаров), критериям происхождения, предусмотренным Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны, от 25 октября 2019 года
1. Настоящий Порядок определяет процедуру рассмотрения Министерством экономического развития Российской Федерации (далее — Министерство) запросов таможенных органов Республики Сербии (далее — таможенный орган) о проверке подлинности сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2 (далее — сертификат СТ-2), достоверности сведений, содержащихся в сертификатах СТ-2 или декларациях о происхождении товаров, или о представлении дополнительной или уточняющей информации, в том числе информации о соответствии товаров, заявленных в сертификатах СТ-2 или декларациях о происхождении товаров, критериям происхождения, предусмотренным Соглашением о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны, от 25 октября 2019 года (Бюллетень международных договоров, 2021, N 11, ст. 3, Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 31, ст. 5887, Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 14 июля 2021 г., N 0001202107140029, вступило в силу для Российской Федерации. 10 июля 2021 г., Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 357-ФЗ «О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны», Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 46, ст. 72001, далее — Соглашение), или копий документов, на основании которых выдан соответствующий сертификат СТ-2 (далее также — запрос, запросы)
При получении запроса Министерство незамедлительно информирует по электронной почте таможенный орган о его получении.
3. В запросе должны быть указаны причины его направления, а также иная дополнительная информация, определяющая то, какие сведения в сертификате СТ-2 или декларации о происхождении товаров, по мнению таможенного органа, могут быть недостоверными. В случае проведения проверки на основе выборочности представление такой информации не требуется.
К запросу должна прилагаться копия проверяемых сертификата СТ-2 или декларации о происхождении товаров.
Запрос должен быть составлен на русском или английском языке.
4. При поступлении запроса Министерство проверяет его на соответствие требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка.
В случае несоответствия запроса указанным требованиям Министерство в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты получения запроса, направляет в таможенный орган мотивированное уведомление о невозможности рассмотрения запроса.
5. Ответ на запрос таможенного органа направляется в таможенный орган в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления запроса.
По согласованию с таможенным органом срок направления ответа может быть продлен на срок, не превышающий двух месяцев.
6. При поступлении запроса о проверке подлинности сертификата СТ-2 Министерство осуществляет проверку сведений, указанных в сертификате СТ-2, на соответствие данным, указанным в проверочном (верификационном) ресурсе Центральной базы данных Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее соответственно — ЦБД ТПП России, ТПП России), размещенном в специальном разделе на официальном сайте ТПП России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http ://verification.tpprf.ru.
7. В случае несоответствия проверяемого сертификата СТ-2 сведениям, содержащимся в ЦБД ТПП России, либо отсутствия информации о проверяемом сертификате СТ-2 в ЦБД ТПП России Министерство в течение 60 календарных дней с даты получения запроса, но не позднее срока, установленного пунктом 5 настоящего Порядка, уведомляет таможенный орган о том, что информация, указанная в проверяемом сертификате СТ-2, является недостоверной, либо о том, что проверяемый сертификат СТ-2 не выдавался торгово-промышленными палатами в Российской Федерации.
В случае соответствия проверяемого сертификата СТ-2 сведениям, содержащимся в ЦБД ТПП России, Министерство в течение 60 календарных дней, но не позднее срока, установленного пунктом 5 настоящего Порядка, направляет таможенному органу подтверждение подлинности сертификата СТ-2.
8. При поступлении запроса о проверке достоверности сведений, содержащихся в сертификате СТ-2 или в декларации о происхождении товаров, подтверждении правомерности выдачи проверяемого сертификата СТ-2, представлении дополнительной или уточняющей информации, в том числе информации о соответствии товаров, заявленных в сертификате СТ-2 или декларации о происхождении товаров, критериям происхождения, предусмотренным Соглашением, выполнении производителями критериев определения страны происхождения товара, предусмотренных Соглашением, или представлении копий документов, на основании которых выдан соответствующий сертификат СТ-2, Министерство в течение 10 календарных дней с даты получения запроса направляет в ТПП России запрос о представлении соответствующего заключения и (или) информации, запрашиваемой таможенным органом.
9. При поступлении в Министерство ответа ТПП России по вопросам, указанным в пункте 8 настоящего Порядка, Министерство в течение 10 календарных дней с даты получения ответа осуществляет проверку соответствия содержащихся в нем информации и (или) документов запросу.
10. В случае если ответ ТПП России не содержит информации и (или) документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, Министерство в течение 10 календарных дней с даты получения ответа ТПП России направляет в ТПП России дополнительный запрос с просьбой представить недостающую информацию и (или) документы в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты направления дополнительного запроса.
11. В случае соответствия содержащейся в ответе ТПП России информации и (или) документов запросу таможенного органа Министерство в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты поступления ответа ТПП России, но не позднее срока, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, направляет таможенному органу ответ по существу его запроса.
Установлен порядок рассмотрения Минэкономразвития запросов таможенных органов Сербии о проверке подлинности сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2, достоверности сведений, содержащихся в сертификатах СТ-2 или декларациях о происхождении товаров, или о представлении дополнительной или уточняющей информации, в том числе информации о соответствии товаров критериям происхождения, предусмотренным Соглашением о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Сербией.
Запросы направляются в письменной форме на почтовый адрес Министерства и в форме электронного документа.
Ответ на запрос направляется в таможенный орган в срок, не превышающий 6 месяцев с даты его направления. Этот срок может быть продлен еще на 2 месяца.
на экспорт товаров из России в 2022 году
Со вступлением в силу Постановлений Правительства РФ № 311 и № 312 от 09.03.2022 г. вывоз определенных товаров из России за пределы ЕАЭС невозможен без предоставления Сертификата о происхождении товара.
Со вступлением в силу Постановлений Правительства РФ № 311 от 09.03.2022 г. и № 312 от 09.03.2022 г. (далее Постановления) вывоз определенных товаров из России за пределы ЕАЭС невозможен без предоставления Сертификата о происхождении товара.
Существуют разные виды (формы) сертификатов происхождения: СТ-1, СТ-2, СТ-3, EAV, общей формы, формы «А».
Форма сертификата зависит от страны, куда будет экспортирован товар. Например, сертификат формы СТ-1, как правило, оформляется при экспорте из России в страны СНГ и дает основание для освобождения от таможенных пошлин в стране ввоза.
Текущие особенности оформления Сертификатов о происхождении товаров
Все виды сертификатов оформляются в порядке, который был установлен ранее, ещё до вступления в силу Постановлений.
Основная особенность оформления сертификатов в 2022 году состоит в том, что вместо большинства форм сертификата происхождения заявитель теперь может оформить сертификат формы СТ-1 в том числе в отношении товаров, которые вывозятся в страны, не являющиеся членами СНГ.
В данном случае:
- в графе 4 Сертификата в поле «Для предоставления в» указывается «Российской Федерации»;
- в графу 4 «Служебные отметки» вносится запись: «Для предоставления в таможенные органы Российской Федерации (постановления Правительства РФ от 09.03.2022 № 311 и от 09.03.2022 № 312)».
Оформленный в рамках Постановлений сертификат происхождения предоставляется исключительно в таможенные органы РФ.
При этом заявитель по-прежнему может оформить и сертификат иной формы, в зависимости от страны экспорта.
Порядок предоставления сертификата происхождения таможенным органам
На основании Постановлений российскими таможенными органами принимается копия сертификата происхождения, а оригинал сертификата возвращается экспортеру в целях его использования иностранными таможенными органами страны ввоза товаров.
Сведения о сертификате происхождения указываются в графе «44» ДТ.
При этом таможенный орган может осуществить проверку сертификата на верификационном ресурсе ТПП России.
Как получить Сертификат происхождения?
Для оформления Сертификата происхождения необходимо подать в уполномоченный орган определённый пакет документов (заявление по установленной форме, доказательства страны происхождения товаров, товаросопроводительные документы на поставку и др.).
После проверки пакета документов оформляется макет Сертификата происхождения или направляются замечания по пакету документов, которые необходимо исправить.
Сертификат происхождения продукции выдается Экспортеру на каждую отправляемую партию товара.
Оформить Сертификат происхождения с IFCG очень просто
- Пришлите нам имеющееся описание товара, документы на внешнеторговую поставку
Мы проанализируем предоставленные документы и информацию о товаре и определим, Сертификат какой формы потребуется оформить. - Мы составим документы, необходимые для получения Сертификата происхождения
Наши эксперты подготовят заявку, необходимые сопроводительные документы и макет Сертификата.Далее мы вышлем составленный нами комплект документов Вам на подпись и согласование. - Наши специалисты подадут документы в экспертную организацию
Мы представляем Ваши интересы в экспертной организации и контролируем процесс оформления Сертификата: связываемся с исполнителем по всем возникающим вопросам, даем свои ответы касательно товара и представленных документов. - Мы получим готовый сертификат и передадим его Вам (курьером или службой экспресс-доставки)
Напишите нам прямо сейчас!
Сертификат происхождения товаров
Сертификат происхождения товара позволяет получить освобождение от таможенной пошлины в рамках тарифных преференций (например, в рамках зоны свободной торговли СНГ).
Сертификат происхождения товаров
Участник ВЭД, желающий получить освобождение от таможенной пошлины в рамках тарифных преференций (например, в рамках зоны свободной торговли СНГ), должен предъявить таможенному органу Сертификат происхождения товара.
Сертификат происхождения товара — это документ, подтверждающий факт производства товара в конкретной стране или союзе.
Виды Сертификатов происхождения
Существует несколько видов Сертификатов происхождения в зависимости от того, куда экспортируется товар:
Сертификат формы СТ-1
Наиболее востребованным видом сертификата происхождения является сертификат формы СТ-1, который позволяет получить освобождение от уплаты таможенных пошлин в рамках зоны свободной торговли СНГ.
Процедура оформления сертификата СТ-1, а также порядок определения страны происхождения товара регламентируются Решением Совета глав правительств СНГ «О Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ».
Заявителями в Сертификате могут выступать экспортеры, грузоотправители товара или лица, представляющие их интересы (например, на основании доверенности).
- Пришлите нам имеющееся описание товара, документы на внешнеторговую поставку
Мы проанализируем предоставленные документы и информацию о товаре и определим, Сертификат какой формы потребуется оформить. - Мы составим документы, необходимые для получения Сертификата происхождения
Наши эксперты подготовят заявку, необходимые сопроводительные документы и проект Сертификата.Далее мы вышлем составленный нами комплект документов Вам на подпись и согласование. - Наши специалисты подадут документы в экспертную организацию
Мы представляем Ваши интересы в экспертной организации и контролируем процесс оформления Сертификата: связываемся с исполнителем по всем возникающим вопросам, даем свои ответы касательно товара и представленных документов. - Мы получим готовый сертификат и передадим его Вам (курьером или службой экспресс-доставки)
Сертификат происхождения формы EAV (сокращенно – СП) – это официальный документ, оформляемый по запросу предпринимателя уполномоченным органом и удостоверяющий, что продукция изготовлена / значительно переработана в границах определенного государства. Его получение – добровольное решение экспортера. СП дает держателю право на сниженные ставки на таможне при ввозе партий товара в Социалистическую Республику Вьетнам.
С какой целью оформляется СП?
Сертификат EAV необходим предпринимателям в 2-х ситуациях:
- Если бизнесмен желает получить право на таможенные, налоговые льготы в стране, куда отправляется груз.
- Если в сопроводительной документации отсутствуют данные о государстве, где изготовлены изделия, у таможенных органов возникают вопросы.
Между Россией и Вьетнамом с 29 мая 15 года действует соглашение о свободной торговле, поэтому российские предприятия имеют право импортировать продукцию разного назначения на льготных условиях. Зарегистрировать СП можно в Торгово-Промышленной Палате (ТПП РФ) или в аккредитованных коммерческих центрах.
Оформление СП не требуется для:
- изделий, которые транспортируются гражданами для личных нужд;
- грузов стоимостью до 250 долларов;
- партий, которые являются частью крупной поставки.
СП предоставляется таможенным органам двух стран:
- российским – требуется копия документа;
- вьетнамским – предоставляется оригинал.
Одновременно с СП предоставляются прочие сопроводительные документы: ГТД и счет-фактура или инвойс.
Отказ от получения СП означает потерю права на те льготы, которые вытекают из действующих внешнеторговых соглашений. Это необоснованные убытки для юридического лица.
По какому образцу составляется СП?
В соответствии с Постановлением ТПП РФ №172-14 от 23.12.15 г., сертификат происхождения товара формы EAV выдается на бумажном бланке, где присутствуют водяные знаки. Данные вносятся на английском языке. В документе должны присутствовать следующие сведения:
- уникальный № бланка;
- номер самого СП (определяется выдающим его уполномоченным органом);
- информация об экспортере или ином предприятии-грузоотправителе (название, адрес, контактные данные);
- аналогичные сведения о принимающей стороне на территории Вьетнама;
- вид привлекаемого транспорта;
- маршрут продукции (в случае отсутствия информации допускается оставление этого поля пустым);
- страна, откуда происходят изделия;
- список поставляемых изделий и их идентификация;
- масса / объем товара;
- количество упаковочных единиц, в которых размещается груз;
- номер импортно-экспортного контракта, на основании которого организуется поставка;
- наименование органа, который оформил СП.
Готовый документ заверяется уполномоченным представителем органа, который его выдает, и компании-декларанта.
Если во Вьетнам поставляется большое количество товарных наименований и места на бланке не хватает, заводятся дополнительные листы. На них обязательно проставляется номер СП, водяные знаки не предусмотрены.
ТПП и другие уполномоченные органы ведут электронные реестры лиц, получивших СП. Информация о них сохраняется в системе как минимум 3 года.
Установлено, что срок действия СП составляет не более 1 года. Он распространяется только на одну поставку товаров. Допускается их транзит через третьи страны, если это необходимо для доставки и изделия не будут подвергаться иным операциям, кроме погрузки-разгрузки и хранения. В случае утраты оригинала предприниматель вправе получить дубликат. Он начинает действовать с момента предоставления оригинала.
Что нужно для получения сертификата?
Чтобы оформить СП, от предпринимателя потребуется:
- заполненное заявление в уполномоченный орган или ТПП (содержит сведения о партии, ее маршруте и средствах транспорта, о сторонах внешнеторговой сделки и заключенном между ними контракте);
- копии регистрационных свидетельств и устава компании;
- карточка предприятия с реквизитами;
- подробное описание поставляемой продукции;
- внешнеторговый контракт, на основании которого организована поставка;
- счет-фактура / инвойс;
- доверенность (если интересы сторон сделки представляет третье лицо).
Для установления происхождения товара определяется, какая часть себестоимости была сформирована на конкретной территории (должно быть более 50%). Для проведения таких расчетов от предпринимателя требуются контракты с поставщиками сырья и материалов, счета на их закупку, зарплатные ведомости, счета на оплату электроэнергии, аренды и т.д.
В каком порядке оформляется СП в Москве?
Сертификат EAV для товаров, ввозимых во Вьетнам, оформляется предпринимателями при содействии центров сертификации (ЦС). Работа с ними организуется по следующему алгоритму:
- Клиент отправляет в ЦС заявку, где содержится подробное описание продукции, информация о внешнеторговой поставке.
- Эксперты анализируют полученные данные и определяют, сертификат по какой форме нужно оформлять.
- Стороны в рамках онлайн или оффлайн-диалога согласовывают все нюансы работы, по итогам подписывают договор.
- Эксперты заполняют для клиента заявление и готовят комплект сопроводительной документации. Все эти формы высылаются предпринимателю на подпись и согласование.
- ЦС передает пакет документации в ТПП РФ или иной аккредитованный орган, отслеживает процесс рассмотрения заявления, отвечает на возникающие вопросы.
- Эксперты получают оригинал СП и передают его клиенту удобным способом (лично или через курьерскую доставку).
Порядок оформления СП по форме EAV, перечень необходимой документации регламентированы Приказом ТПП РФ №131 от 27.10.2016 года. Как правило, срок проведения работ при содействии ЦС составляет не более 1-2 дней.
Остаются вопросы? Чтобы больше узнать о форме EAV и получить содействие в ее оформлении, обратитесь к экспертам ЦС.
Какая продукция попадает под сертификацию EAV?
В законодательстве отсутствует перечень товарных наименований, на которые можно получить СП. Фактически, он оформляется на любые виды продукции, если:
- они происходят с территории РФ;
- их производитель / экспортер желает получить таможенные преференции при поставке во Вьетнам.
Продукты признаются происходящими с территории РФ, если там было сформировано как минимум ½ их себестоимости.
Определенные товары признаются российскими по умолчанию, например, продукты растениеводства, лесоводства, рыболовства и т.д.
Какие документы нужны для получения сертификата по форме EAV?
Для прохождения сертификации от предприятия требуется:
- заявление по форме, установленной Приказом ТПП №131;
- документы, подтверждающие госрегистрацию бизнеса;
- уставная документация;
- документация, сопровождающая внешнеторговую сделку (контракт, инвойс);
- документальные подтверждения российского происхождения продукции.
Точный перечень необходимой документации для клиента составляют эксперты ЦС с учетом специфики конкретной внешнеторговой сделки.
На какой срок выдается сертификат EAV?
Срок действия СП составляет не более 12-ти месяцев. Это установлено Приказом ТПП РФ №131. Если оформляется дубликат документа (в связи с утерей, кражей), то он начинает действовать со дня составления оригинала остается актуальным не более 1 года.
СП распространяется только на одну партию, для которой была проведена проверка в установленном порядке. Для провоза следующих поставок предпринимателю требуется получить новый документ.
Сколько стоит оформление сертификата происхождения товара по форме EAV?
На стоимость получения СП для Вьетнама влияют следующие факторы:
- специфика продукции;
- число товарных наименований в поставляемой партии;
- наличие у бизнесмена полного пакета документации для оформления;
- корректность предоставляемых сведений;
- срочность оформления и т.д.
Точная стоимость проведения работ определяется экспертами ЦС после анализа заявки клиента.
Определение страны происхождения товаров для таможенных целей
Материал из Энциклопедия IFCG
Происхождение товара — это принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров.
От страны происхождения товара зависит, будет ли предоставлена тарифная преференция, будут ли применяться дополнительные меры защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), сработает ли риск и потребуются ли дополнительные документы для подтверждения заявленных в декларации на товары сведений.
Определение страны происхождения (непреференциальные правила)
Непреференциальные правила — правила для определения страны происхождения товаров, в отношении которых не предусмотрены тарифные преференции.
Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:
- Полностью получены или произведены в стране (полезные ископаемые и природные ресурсы, живые животные и их продукция, продукция морского рыболовного промысла и охоты, отходы и лом, продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических аппаратах, зарегистрированных в стране и т.д.);
- Подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров.
Если при производстве товара на территории страны (А) используются материалы из другой страны (В), такой товар считается происходящим из страны А при выполнении одного из следующих критериев:
Например, в стране А при производстве готового товара «шторы» (товарная позиция 6303) используется материал из страны Б — ткань из синтетических нитей (товарная позиция 5407). По результатам производства классификационный код материала из страны Б изменился на уровне первых четырех знаков по отношению к классификационному коду готового товара, поэтому страной происхождения товара будет являться страна А.
Например, в стране А при производстве готового товара «шторы» (товарная позиция 6303) используется материал из страны Б — ткань из синтетических нитей (товарная позиция 5407). Стоимость готового товара «шторы» на условиях EXW составляет 50 долларов США, а стоимость материалов из страны Б составляет 20 долларов США. Получается, что доля материала из страны Б равна 40% и, следовательно, не превышает 50% стоимости готового товара, страной происхождения товара будет являться страна А.
Процентная доля стоимости материалов из другой страны, использованных при выполнении операций по переработке, рассчитывается по следующей формуле:
Хнп — процентная доля стоимости материалов из другой страны, использованных при выполнении операций по переработке;
В — стоимость материалов из другой страны;
А — стоимость товара на условиях EXW.
Если стоимость товара не может быть определена на условиях EXW, то стоимость такого товара определяется как сумма стоимости всех материалов, использованных при производстве товара, а также всех расходов, связанных с его производством.
Важно отметить, что, помимо перечисленных критериев достаточной переработки для товаров, которые аналогичны тем, в отношении которых введены меры защиты внутреннего рынка (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры), дополнительно установлены остаточные критерии происхождения товара.
Аналогичные товары — это товары, классификационный код которых совпадает с классификационным кодом товаров, в отношении которых введены меры защиты внутреннего рынка, а также которые имеют такое же описание.
Если не удается определить страну происхождения таких товаров в соответствии с рассмотренными выше критериями определения страны происхождения, то происхождение данных товаров определяется в соответствии с одним из нижеперечисленных остаточных правил:
- Если при производстве товара использовались материалы, происходящие только из одной страны, отличной от страны, в которой осуществлялось производство товара, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходят все используемые материалы.
- Если при производстве товара использовались материалы, происходящие более чем из одной страны, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного товара на условиях EXW.
Операции, которые не отвечают критериям определения страны происхождения товара:
Как можно подтвердить страну происхождения?
В случае, если применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от страны происхождения товара, подтверждение страны происхождения товара является обязательным.
Непреференциальными правилами не устанавливается строгая форма сертификата о происхождении товара, то есть может использоваться сертификат любой формы, но есть ряд требований к его оформлению и содержащимся в нем сведениям:
- формат бумаги — А4;
- язык заполнения — английский, французский либо русский;
- способ заполнения — печатный;
- отсутствие подчисток, помарок и незаверенных исправлений;
- должен содержать страну происхождения, номер сертификата и наименование органа, который его выдал, наименование и адрес экспортера и / или производителя, наименование страны назначения, наименование и адрес грузополучателя, описание товара, вес брутто и количество товара, печать органа, выдавшего сертификат.
Если используется сертификат, применимый при преференциальной торговле, необходима отметка (в графе для служебных отметок) — «для непреференциальных целей». Срок действия сертификата — 1 год.
Страна происхождения товара подтверждается декларацией о происхождении товара либо сертификатом происхождения товара. Исключением являются две ситуации:
- При выявлении признаков недостоверности сведений, содержащихся в декларации о происхождении товара — таможенный орган вправе запросить сертификат о происхождении товара;
- При ввозе товаров, аналогичных тем, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка — страна происхождения таких товаров должна быть обязательно подтверждена сертификатом о происхождении товара (декларант вправе не предоставлять сертификат, если уплачены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины или если таможенная стоимость товаров не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США).
Определение страны происхождения (правила для развивающихся и наименее развитых стран)
Правила для развивающихся и наименее развитых стран — правила для определения страны происхождения товаров, в отношении которых предусмотрены тарифные преференции.
Основные условия определения страны происхождения товара из развивающихся и наименее развитых стран (стран-пользователей преференциями) являются такими же, как и для других стран (полностью получены или произведены в стране либо подверглись достаточной переработке). Но при это есть ряд отличий по определению достаточной переработки.
Так, товар считается подвергшимся достаточной переработке в развивающейся стране, если стоимость использованных при переработке материалов из другой страны не превышает 50 % от стоимости готового товара.
В правилах для развивающихся и наименее развитых стран закреплены такие же операции, которые не отвечают критериям определения страны происхождения товара, как и в непреференциальных правилах.
Товары, происходящие из государств-членов ЕАЭС и подвергающиеся переработке в стране-пользователе преференциями, считаются происходящими из той страны, где выполнены последние операции по их переработке (исключение — операции, которые не отвечают критериям определения страны происхождения).
Товары, происходящие из одной страны-пользователя преференциями и подвергающиеся переработке в другой или других странах-пользователях преференциями, считаются происходящими из той страны, где выполнены последние операции по их переработке (исключение — операции, которые не отвечают критериям определения страны происхождения).
При этом страны происхождения всех материалов и товаров, которые были использованы для переработки, должны быть подтверждены документами о происхождении товара.
В правилах для развивающихся и наименее развитых стран отсутствует условие об изменении кода товара (при определении достаточной переработки) по сравнению с непреференциальными правилами.
Как можно подтвердить страну происхождения (правила для развивающихся и наименее развитых стран)?
Для подтверждения преференциального происхождения товара предоставляется:
Сертификат может быть применён в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара в преференциальных целях, в течение 1 года с даты его выдачи. Сертификат о происхождении товара заполняется на английском или французском языке и должен быть представлен таможенному органе в оригинале, на бумажном носителе (исключение — наличие договоренности между таможенным органом и уполномоченным органом о применении электронной системы верификации (установлении подлинности сертификата)).
Если таможенная стоимость товара не превышает в эквиваленте 5 000 евро, то страна происхождения может быть подтверждена декларацией о происхождении товара.
Копии сертификата и декларации о происхождении товара, а также любые связанные с ними документы хранятся у органа, выдавшего такой сертификат, или лица, удостоверившего такую декларацию, в течение 3-х лет с даты выдачи / удостоверения.
Предоставление тарифных преференций
Для получения тарифных преференций необходимо соблюдение следующих условий:
- Страна происхождения товара подтверждена и включена в перечень развитых либо наименее развитых стран.
- Товар включен в перечень преференциальных товаров.
- Соблюдена прямая поставка (поставка товаров из страны-пользователя преференциями в ЕАЭС без провоза через территории других стран (не являющихся членами ЕАЭС).
- Соблюдена непосредственная закупка (покупатель — лицо государства-члена ЕАЭС, продавец — субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке страны-пользователя преференциями).
- Соблюдены требования административного сотрудничества (направление в Евразийскую экономическую комиссию установленной информации о предстоящей экспортной поставке в ЕАЭС).
Рассматриваемые товары могут провозиться по территории других стран, но при соблюдении нижеперечисленных условий:
- Перевозка по территории других стран связана с географический, транспортными, техническими или экономическими причинами.
- Товары должны находиться под таможенным контролем.
- Товары не продаются и не потребляются в процессе перевозки.
- Товары не подвергаются каким-либо иным операциям (исключение — операции по перегрузке и обеспечению сохранности товаров).
Для получения тарифных преференций таможенному органу должны быть дополнительно представлены документы, которые подтверждают прямую поставку (транспортные документы) и непосредственную закупку (коммерческие документы).
Формы документов, подтверждающих страну происхождения товара
Декларант может представить декларацию или сертификат о происхождении товара до подачи декларации на товары по средствам специализированных программах средств либо в личном кабинете на официальном сайте ФТС.
Для этого декларант предварительно размещает документ в электронном архиве декларанта. После этого электронному документу присваивается идентификационный номер, который декларант уже указывает при подаче декларации на товары в 44 графе.
Декларант также может представить декларацию или сертификат о происхождении товара уже после подачи декларации на товары, но до ее выпуска. При этом действия декларанта такие же — разместить документ в архиве, затем получить идентификационный номер документа и сообщить его в таможенный орган.
Кроме того, таможенный орган вправе запросить дополнительные документы, подтверждающие страну происхождения товара (если в декларации на товары заявлено, что страна происхождения товара неизвестна, а в отношении декларируемых товаров применяются запреты и ограничения, меры таможенно-тарифного регулирования меры защиты внутреннего рынка, зависящие от страны происхождения).
Ссылки
Сертификат формы «EAV» выдается на товары, вывозимые из Российской Федерации в Социалистическую Республику Вьетнам в рамках Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам от 29.05.2015г.
Сертификат формы «EAV» является преференциальным. При наличии преференциальных сертификатов товары полностью или частично освобождаются от таможенных пошлин в стране ввоза.
Документы, необходимые для оформления сертификата формы «EAV»
- Письменное заявление ;
- Оригинал акта экспертизы о происхождении товара ;
- Копия экспортного контракта;
- Копии отгрузочных документов: счет-фактура (инвойс), упаковочный лист, коносамент (если имеется), на основании которых экспортируется товар;
- Копия счёта-фактуры (инвойса), оформленного лицом, зарегистрированным в третьей стране, не являющейся Стороной Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом от 29.05.2015г., на основании которого товар импортируется в Социалистическую Республику Вьетнам (если имеется);
- Копия или оригинал документа, на основании которого Заявитель представляет интересы экспортёра товаров в соответствие с действующим законодательством;
- Грузовая таможенная декларация (если груз отправлен грузополучателю);
- Копия экспортной лицензии (если товар подлежит лицензированию и/или квотированию);
- Учредительные документы (Устав, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, информационное письмо (уведомление) территориального органа статистики, приказ о назначении руководителя);
- Для физических лиц: копия свидетельства индивидуального частного предпринимателя, заверенная копия общегражданского паспорта;
- Доверенность, подтверждающая полномочия представителя Заявителя на оформление, получение и подпись на сертификате.
Срок рассмотрения и подготовки документов: 3 рабочих дня (в отдельных случаях — может быть продлен до 14 рабочих дней)