ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
СТАНДАРТГОСТ Р ИСО
1 ) РОССИЙСКОЙ39001—
ТРЕБОВАНИЯ И РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ISO 39001:2012 Road traffic safety (RTS) management systems -Requirements with guidance for use (IDT)
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в п. 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. № 1327-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 39001:2012 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению» (ISO 39001:2012 «Road traffic safety (RTS) management systems — Requirements with guidance for use»), подготовленному проектным Техническим Комитетом PC 241, Road Traffic safety management systems (Системы менеджмента безопасности дорожного движения).
По тексту стандарта введены дополнительные сноски, выделенные курсивом, в которых даются необходимые разъяснения отдельных положений стандарта сточки зрения нормативных документов, действующих в Российской Федерации.
В текст стандарта включено дополнительное справочное приложение ДА, в котором приводится сопоставление терминов, используемых в настоящем стандарте, и аналогичных терминов в соответствии с нормативными документами Российской Федерации.
Перевод с английского языка (еп).
Степень соответствия — идентичная (ЮТ)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Следует обратить внимание на возможность того, что некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентного права. ИСО не несет ответственности за идентификацию какого-либо одного или всех случаев применения таких патентных прав.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
ГОСТ Р ИСО 39001-2014
c) включает обязательства удовлетворения соответствующих требований;
d) включает обязательства постоянного улучшения системы менеджмента БДД.
Политика должна быть:
— доступной в виде документированной информации;
— доведенной до сведения организации;
-доступной соответствующим заинтересованным сторонам, при необходимости.
5.3 Организационные роли (должности), ответственность и полномочия
Администрация должна гарантировать, что ответственность и полномочия для соответствующих ролей (должностей) установлена и объявлена в рамках организации.
Администрация должна установить ответственность и полномочия для:
a) обеспечения соответствие системы менеджмента БДД требованиям настоящего стандарта;
b) отчетности о результативности системы менеджмента БДД, включая предложения по улучшению в адрес администрации.
6 Планирование
6.1 Общие положения
Организация должна осуществлять процесс, который обеспечивает постоянный анализ текущих характеристик БДД, определяет риски и перспективы, отбирает для проработки факторы реализации БДД, исследует, каких результатов можно достигнуть со временем и устанавливает соответствующие цели БДД, задачи БДД, а также планирует их достижение.
Анализ текущих характеристик БДД должен учитывать рабочую среду организации (см. раздел 4) и ее руководство (см. раздел 5), с особым отношением к процессам, ассоциированной деятельностью и функциям организации, которые могут иметь влияние на БДД. Текущие характеристики БДД должны быть при возможности определены количественно, а также должна быть проведена оценка вероятных будущих воздействий на них в соответствии с существенными факторами реализации БДД.
2 Действия по исследованию рисков и перспектив
При планировании в рамках системы менеджмента БДД организация должна учитывать вопросы, упомянутые в 4.1, и требования, упомянутые в 4.2, а также определять риски и перспективы, требующие исследования на предмет:
— гарантии того, что система менеджмента БДД в состоянии обеспечить намеченные выходы
— предотвращение или сведение к минимуму нежелательных результатов;
— достижения постоянного улучшения.
Организация должна планировать:
a) действия по исследованию упомянутых рисков и перспектив;
b) каким образом:
— включать и реализовывать эти действия в процессы системы менеджмента БДД;
— оценивать результативность этих действий.
3 Показатели результативности безопасности дорожного движения
Организация должна идентифицировать для использования показатели результативности БДД из приведенного ниже перечня факторов подверженности рискам, факторов итоговых выходов, касающихся безопасности и промежуточных выходов, касающихся безопасности в зависимости от рабочей среды (см. раздел 4) организации и от рисков и перспектив, идентифицированных ею.
a) Факторы подверженности рискам:
— общий пробег и объем перевозок с учетом транспортного средства и вида пользователя дороги, как зависящего, так и не зависящего от организации;
— объем продукции и/или услуг, произведенных организацией.
b) Факторы итоговых выходов, т. е. число погибших и получивших тяжкие телесные повреждения.
c) Факторы промежуточных выходов, касающихся безопасности: эти факторы выходов, касающихся безопасности, относятся к планированию мероприятий, направленных на повышение безопасности, к параметрам и использованию дорожной сети, а также к относящимся к предмету продукции и
услугам, условиям приемки и выпуска этой продукции, услуг и пользователей, также как и восстановления здоровья и реабилитации пострадавших в ДТП с тяжелыми последствиями:
— конструкция дорог и безопасная скорость, в частности с учетом разделения (приближающийся транспорт и уязвимые пользователи дороги), придорожные полосы и конструкция пересечений;
— использование надлежащих дорог в зависимости от типа транспортного средства, дорожной обстановки и погодных условий;
— использование персональных защитных устройств, в особенности уделяя внимание ремням безопасности, детским удерживающим устройствам, велосипедным и мотоциклетным шлемам, а также средствам улучшения обзорности и видимости;
— выбор безопасной скорости движения, также с учетом типа транспортного средства, дорожной обстановки и погодных условий;
— работоспособность водителя, особенно принимая во внимание усталость, отвлечение внимания, алкоголь и наркотические вещества;
— планирование безопасности поездки, включая соображения необходимости поездки, протяженность и вид поездки, выбор маршрута, транспортного средства и водителя;
— безопасность транспортных средств, особенно принимая во внимание защиту водителя и пассажиров, защиту иных пользователей дороги (включая уязвимые категории пользователей, а также иных лиц в транспортном средстве), предотвращение ДТП и снижение тяжести их последствий, пригодность к эксплуатации, грузоподъемность транспортного средства, крепление груза внутри и снаружи транспортного средства;
— соответствующее водительское удостоверение для вождения/движения на транспортном средстве соответствующей категории;
— устранение неисправных транспортных средств, а также отстранение непригодных к управлению водителей и велосипедистов от движения по дорожной сети;
— послеаварийное реагирование и первая помощь, подготовленность к скорой помощи после ДТП, а также к послеаварийному восстановления здоровья и реабилитации пострадавших в ДТП.
Организация должна разработать дополнительные факторы рабочих характеристик БДД в тех случаях, когда указанные выше факторы рабочих характеристик БДД имеют несущественную значимость. Дополнительные факторы рабочих характеристик БДД должны быть разработаны по результатам исследований соответствующих дорожно-транспортных происшествий и идентификации недостатков в БДД.
На основе показателей результативности БДД организация должна установить элементы и детализированные критерии для определения, наблюдения и измерения целей БДД и задач БДД. Организация должна документировать эту информацию и постоянно ее актуализировать.
Пример — Ремни безопасности представляют собой как элемент, так и критерий по отношению к фактору рабочих характеристик «использование персональных защитных устройств». Для показателя результативности БДД «безопасность транспортного средства» рейтинг безопасности потребителя представляет собой элемент, а величина рейтинга — критерий.
6.4 Цели безопасности дорожного движения (БДД) и планирование их достижения
Организация должна установить цели БДД в применении к соответствующим функциям и уровням.
Цели БДД должны:
— быть согласованы с политикой в области БДД;
— быть измеримы (в случае, если они практически осуществимы);
— учитывать применяемые требования;
— подвергаться мониторингу;
— быть доведены до сведения заинтересованных лиц;
— обновляться в соответствующих случаях.
Организация должна сохранять документированную информацию, касающуюся целей БДД и задач БДД.
При установлении и анализе целей БДД и задач БДД организация должна принимать во внимание свои риски и перспективы, упомянутые в 6.2, свои факторы рабочих характеристик БДД, упомянутые в 6.3, элементы и критерии, упомянутые в 6.3, а также принять во внимание границы полномочий своего менеджмента. Организация должна также принимать во внимание свои технологические воз-
ГОСТ Р ИСО 39001-2014
можности, свои финансовые, операционные требования и требования бизнеса, а также точки зрения заинтересованных сторон.
При планировании способов достижения целей БДД и задач БДД организация должна определить:
— что должно быть сделано;
— какие ресурсы потребуются;
— кто будет ответственным;
— срок завершения;
— каким образом будут оценены результаты.
План действий должен быть документирован и при необходимости подвергнут анализу.
Примечание 1-В А.6.3 приведен пример иерархии целей БДД.
Примечание 2 — Способ измерения целей БДД и задач БДД может быть идентифицирован на основе факторов рабочих характеристик и элементов, упомянутых в 6.3, а также как выходы организации.
7 Обеспечение
Организация должна осуществлять действия, согласованные с соответствующими уровнями и функциями организации (включая в общем случае вовлеченность сотрудников) и заинтересованных сторон для осуществления потенциальных, полезных эффектов от своей деятельности, относящейся к БДД. Она должна обеспечить проведение соответствующих внутренних и внешних консультаций и согласования своей деятельности, рассчитанной для достижения установленной цели (целей) и задач БДД.
2 Ресурсы
Организация должна определить и обеспечить наличие ресурсов и общую схему их распределения, необходимые для создания, реализации, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента БДД для достижения установленной цели (целей) и задач БДД.
Примечание — Ресурсы включают человеческие ресурсы и специальные навыки, организационную инфраструктуру, технологию и финансовые ресурсы.
3 Компетентность
— определить необходимую компетентность лица (лиц), выполняющих работу под ее (организации) управлением и оказывающую влияние на рабочие характеристики БДД;
— обеспечить, чтобы компетентность данных лиц основывалась на соответствующем обучении, тренировке или квалификации;
— там, где это применимо, предпринимать действия по приобретению необходимой компетентности и оценивать результативность предпринятых действий;
— сохранять соответствующую документированную информацию, как свидетельство компетентности.
Примечание — Применимые действия могут включать, например предоставление возможности обучения с наставником, или переквалификация уже работающих сотрудников, или наем/принятие по контракту компетентных сотрудников.
4 Информированность
Лица, которые выполняют работу под управлением организации, и которые в процессе своей деятельности находятся под влиянием или оказывают влияние на БДД, должны быть осведомлены:
— о политике в области БДД;
— об их вкладе в результативность системы менеджмента БДД, включая потенциальные полезные результаты от улучшения рабочих характеристик БДД;
— о вовлечении несоответствующих лиц в потребности системы менеджмента БДД;
— об информации и об усвоении опыта, касающегося серьезных дорожно-транспортных происшествий, относящихся к организации.
5 Обмен информацией
Организация должна определить потребность во внутреннем и внешнем процессе передачи информации, относящейся к системе менеджмента БДД, включая:
— на что этот процесс будет направлен;
— когда осуществлять процесс передачи информации;
— с кем взаимодействовать при передаче информации.
Организация должна создать, внедрить и поддерживать процесс передачи информации, учитывающий различные уровни и функции организации и заинтересованных сторон.
Организация должна поддерживать постоянное улучшение рабочих характеристик БДД вовлечения и выдвижения заинтересованных лиц как внутри, так и в соответствующих случаях, извне организации, необходимость долговременного сосредоточения на результатах БДД и средствах их достижения.
6 Документированная информация
Система менеджмента БДД организации должна включать:
— документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;
— документированную информацию, определяемую организацией как необходимую для результативности системы менеджмента БДД.
Примечание — Объем документированной информации системы менеджмента БДД может быть разным в зависимости от организации по следующим причинам:
— размер организации и вид ее деятельности, процессов, продукции и услуг4
— сложность процессов и их взаимодействие;
— компетенция сотрудников.
2 Создание и актуализация
При создании и актуализации документированной информации организация должна обеспечить соответственно:
— идентификацию и описание (например, заголовок, дата, разработчик или ссылочный номер);
— формат (например, язык, версия программы, графика) и носитель (например, бумажная, электронная);
— обзор и одобрение устойчивости и адекватности.
3 Управление документированной информацией
Документированная информация, требуемая системой менеджмента БДД и настоящим стандартом должна управляться с целью обеспечения того, что:
— она имеется в наличии и пригодна для использования в любых случаях, когда в ней есть необходимость;
— она адекватно защищена (например, от потери конфиденциальности, от неправильного использования, от потери целостности).
Для управления документированной информацией организация должна сосредоточить свою деятельность на следующих направлениях:
— распределение, доступность, поиск и использование;
— хранение и защита, включая защиту распознаваемости;
— управление внесением изменений (например, управление версиями);
— срок хранения и списание.
Документированная информация из внешних источников, определенная организацией в качестве необходимой для планирования и деятельности в системе менеджмента БДД должна быть соответствующим образом идентифицирована и должным образом управляться.
Примечание — Доступ предполагает решение о допуске только к просмотру документированной информации или решение о допуске и полномочиях на просмотр и изменение документированной информации ит.д.
8 Деятельность
Организация должна определять, планировать, осуществлять и управлять процессами с целью
выполнения требований и осуществления действий, описанных в 6.2 для концентрации усилий на факторах рабочих характеристик, описанных в 6.3, а также целей БДД и задач БДД, описанных в 6.4 посредством:
— установления критериев для процессов;
— осуществления управления процессами в соответствие с критериями;
— поддержания документированной информации в объеме, необходимом для сохранения уверенности в том, что процессы протекают, так как запланировано.
Организация должна управлять запланированными изменениями и рассматривать результаты непредусмотренных изменений, предпринимая в необходимых случаях действия по смягчению любых неблагоприятных последствий.
Организация должна обеспечить также управление процессами, заказанными на стороне.
2 Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них
Организация должна реагировать на текущие случаи гибели людей или получением ими тяжких телесных повреждений в результате ДТП, в которые организация была вовлечена и там, где это осуществимо, предотвращать или смягчать связанные с этим негативные воздействия на БДД.
Организация должна периодически анализировать и в случае необходимости пересматривать свою аварийную готовность в связи с гибелью людей и получением ими тяжких телесных повреждений, вызванных ДТП с тяжелыми последствиями или иными ДТИ, в которые организация была вовлечена, а также процедуры реагирования, в частности после случаев гибели или тяжких телесных повреждений.
Организация должна также, когда это осуществимо, периодически подвергать указанные процедуры проверке.
9 Оценка результативности
По отношению к системе менеджмента БДД организация должна определить:
— что именно подлежит мониторингу и измерениям;
— методы мониторинга, измерений, анализа и оценки, которые можно использовать для получения обоснованных результатов;
— когда должны быть осуществлены мониторинг и измерения;
— когда результаты мониторинга и измерений должны быть подвергнуты анализу и оценке.
Организация должна сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство о результатах.
Организация должна оценивать рабочие характеристики БДД и результативности системы менеджмента БДД.
Организация должна создать, внедрить и поддерживать процесс периодической оценки соответствия применимым нормативно-правовым требованиям БДД, на которые организация может влиять.
2 Расследование дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и
других дорожно-транспортных инцидентов
Организация должна создать, внедрить и поддерживать процедуру (процедуры) фиксации, расследования и анализа тех ДТП с тяжелыми последствиями и других ДТИ, в которые она была вовлечена и которые привели или могли привести к гибели или к тяжким телесным повреждениям пользователям дорог, для того чтобы:
a) определить лежащие в основе факторы, которыми она может управлять и/или влиять на них и которые могут послужить причиной или способствовать возникновению данных происшествий;
b) идентифицировать необходимость в корректирующих действиях в области БДД;
c) определить возможность предупреждающих действий в области БДД.
При проведении расследований должен быть соблюден принцип своевременности.
Результаты расследований ДТП с тяжелыми последствиями и других ДТИ должны быть документированы и архивированы.
3 Внутренний аудит
Организация должна проводить внутренние аудиты с запланированными интервалами для получения информации о том, что система менеджмента БДД:
— собственным требованиям организации к ее системе менеджмента БДД;
— требованиям настоящего стандарта.
b) результативно реализуется и поддерживается.
— планировать, вводить в действие и поддерживать программу (программы) аудита, включая частоту проведения, методы, ответственность, плановые требования и отчетность. Программа (программы) аудита должны учитывать важность затрагиваемых процессов и результаты предыдущих аудитов;
— определять критерии аудита и область распространения каждого аудита;
— подбирать аудиторов и проводить аудиты таким образом, чтобы обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита;
— обеспечить передачу отчетов по результатам аудитов соответствующим лицам в руководстве;
— сохранять документированную информацию в качестве свидетельства реализации программы аудита и результатов аудита.
4 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно анализировать систему менеджмента БДД организации с запланированными интервалами для того чтобы обеспечить ее сохраняющееся соответствие, адекватность и результативность в достижении целей БДД и задач БДД. При создании своей системы менеджмента БДД или в процессе анализа своей системы менеджмента БДД организация должна идентифицировать и анализировать ключевые проблемы, требующие реакции со стороны системы менеджмента для того чтобы улучшить рабочие характеристики БДД организации в краткосрочный и долгосрочный периоды времени.
Анализ со стороны руководства должен включать в рассмотрение:
a) статус действий со времени предыдущих анализов со стороны руководства;
b) изменения во внешних и внутренних обстоятельствах, относящиеся к системе менеджмента
c) информацию о рабочих характеристиках БДД, включая тенденции в области:
— несоответствий и корректирующих действий,
— мониторинга, измерения, анализа и оценки результатов, в тех границах, в которых соблюдаются цели БДД и задачи БДД включая ограничения, которым должны удовлетворять цели БДД и задачи БДД,
— результатов аудита и оценки соответствия законодательным и иным требованиям, под которые подпадает организация;
d) возможности постоянного улучшения, включая рассмотрение новых технологий;
e) соответствующие случаю передачу и получение информации, включая претензии от заинтересованных сторон;
f) расследование ДТП с тяжелыми последствиями и других ДТИ.
Результаты анализа со стороны руководства должны включать решения, относящиеся к возможностям постоянного улучшения, достижения результатов БДД и любые потребности в изменениях системы БДД.
Организация должна сохранять документированную информацию, в качестве подтверждения результатов анализа со стороны руководства.
10 Улучшения
В том случае, когда имеет место несоответствие требованиям системы менеджмента БДД, организация должна:
a) реагировать на несоответствие и в подходящих случаях:
— предпринимать действия по управлению и корректировке несоответствий, а также:
— рассматривать последствия;
b) оценивать необходимость в действиях, направленных на устранение причин несоответствия,
с тем, чтобы предотвратить его повторение или его возникновение где-нибудь в другом месте и осуществляемых путем:
— анализа несоответствия,
— определения причин несоответствия,
— определения того, существуют ли подобные несоответствия где-либо в другом месте или есть ли вероятность их возникновения;
c) осуществить любые необходимые действия;
d) рассматривать результативность любых предпринятых корректирующих действий;
e) в случае необходимости вводить изменения в систему менеджмента БДД.
Корректирующие действия должны соответствовать последствиям возникших несоответствий.
Организация должна сохранять документированную информацию, в качестве подтверждения:
— сущности несоответствий и любых предпринятых действий,
— результатов любых корректирующих действий.
10.2 Последовательное улучшение
Организация должна последовательно улучшать пригодность, адекватность и результативность системы менеджмента БДД.
Примечание — Этого можно достигнуть при использовании политики в области БДД, целей БДД и задач БДД, результатов аудита, анализа событий, подвергающихся мониторингу, корректирующих и предупреждающих действий и анализу со стороны руководства.
Приложение А (справочное)
Руководство по применению настоящего стандарта
А.1 Общие положения
Данное приложение является исключительно рекомендуемым и предназначено для однозначной интерпретации требований, содержащихся в разделах 4-10. Данная информация не предназначена для того, чтобы быть дополнительной к требованиям, содержащихся в разделах 4-10, быть извлеченной из них или модифицировать эти требования.
Успешное внедрение системы менеджмента БДД зависит от вовлеченности всех сотрудников, работающих в организации или действующих от их имени руководителей, начиная с высшего звена до работников снабжения. Такая вовлеченность начинается с высшего уровня управления. Внедрение системы менеджмента БДД, определенной в настоящем стандарте направлено на достижение результатов в улучшении характеристик БДД и содействует подходу к «Безопасной системе», как описывается в приложении В. Система менеджмента БДД базируется на методологии «Планирование-действие-проверка-корректировка», которая представляет циклический подход, требующий сильного лидерства и вовлеченности со стороны высшего руководства (см. раздел 5).
Уровень, область распространения и шкала времени указанного постоянного улучшения определяются организацией в свете экономических и иных обстоятельств.
a) Шаг 1: Планирование
— Идентифицировать влияние, которое организация может оказывать на БДД, понять, как распределяется это влияние на заинтересованные стороны и определить организационную область применения системы менеджмента БДД, ссылаясь на идентифицированные потребности на протяжении всего процесса планирования (раздел 4).
— Установить вовлеченность руководства посредством, в числе прочих действий, установлением долгосрочной мировоззренческой концепции исключения гибели и тяжких телесных повреждений, достигаемой путем постоянно возрастающего уровня задач БДД, а также стратегией или подходом к реализации, обеспечении ресурсами для создания, внедрения, поддержки и постоянного улучшения систему менеджмента БДД для выполнения этих задач.
— Определить риски и возможности посредством оценки текущей эффективности там, где это возможно и проработать каждый из факторов эффективности БДД с целью установления тех из них, которые соответствуют профилю организации, а также наиболее важны для улучшения БДД. Установить цели (поддающиеся измерению, если это осуществимо) и поддающиеся измерению задачи БДД для каждого приоритетного фактора эффективности БДД, принимая во внимание потребности в степени охвата менеджмента БДД и разработать рабочие планы (раздел 6).
b) Шаг 2: Действие
— Внедрить и привести в действие систему менеджмента БДД и удостовериться, что выполнения ключевых функций системы, позволяющих проводить идентифицированные действия, обеспечивающие выполнение целей БДД и задач БДД, существуют соответствующие возможности при пошаговом выполнении требований разделов 7 и 8.
c) Шаг 3: Проверка
d) Шаг 4: Корректировка
— Улучшать систему менеджмента БДД на постоянной основе по результатам анализа рабочих характеристик БДД в сопоставлении с целями БДД и задачами БДД, рабочими характеристиками системы менеджмента БДД, недостатков и несоответствий, а также идентификации корректирующих воздействий и возможностей для предупреждающих действий, направленных на снижение аварийности и рисков гибели и тяжких телесных повреждений в ДТП (см. раздел 10).
А.2 Нормативные ссылки
Рекомендации не предусмотрены.
А.З Термины и определения
А.4 Статус организации
Исходный анализ устанавливает текущую позицию организации по отношению к БДД. Анализ учитывает все факторы, относящиеся к становлению системы менеджмента БДД, включая результаты БДД, к которым 14
стремится организация, пути их достижения и лиц, ответственных за их достижение.
Средства и методы выполнения анализа могут включать анкеты-вопросники, интервью, опросы, непосредственные инспекции и оценки (измерения), а также результаты предшествующих аудитов или оценок, анализов.
А.4.1 Осознание организацией своего статуса
Статус в отношении БДД может быть описан взаимосвязью между четырьмя составляющими, а именно: дороги, транспортные средства на этих дорогах, использование дорог и эксплуатация транспортных средств, реагирование в случаях ДТП, попечение пострадавших и их реабилитация. На каждую из этих составляющих оказывают воздействие и/или влияют многие организации, что в итоге отражается на БДД. Влияние организации на БДД зависит как от характера деятельности организации, ее продукции и оказываемых ею услуг, а также места ее расположения и условий, при которых она функционирует, так и от эффективности ее системы менеджмента БДД.
Примеры деятельности в рамках организаций, с государственной и частной формой собственности, крупных и небольших, которые имеют отношение к БДД приведены ниже. Большая часть из факторов эффективности БДД имеют отношение ко всем организациям, хотя их значимость различается от организации к организации.
a) Сотрудники участвуют в дорожном движении по дороге на работу или с работы, или при выполнении рабочих обязанностей, на служебных или на своих транспортных средствах, в качестве пассажира или в качестве водителя, или например, в качестве пешеходов или велосипедистов.
b) Перевозка пассажиров и грузов в системе дорожного движения выполняется самой организацией или по контракту другой организацией.
c) Действия, имеющие результатом дорожное движение, как в направлении объектов, так и от них, управляемых самой организацией или находящихся под ее влиянием, таких как супермаркеты, школы, а также объекты массового посещения.
d) Предоставление услуг и производство продукции для системы дорожного движения, таких как транспортные услуги, управление, планирование, проектирование, создание и поддержание инфраструктуры, транспортных средств и связанной с ними продуктов, скорая медицинская помощь, уход за пострадавшими, реабилитация, действия в области правоприменения и законодательства.
Даже несмотря на то, что некоторые организации вовлечены только в небольшое число процессов, связанных с предметом БДД, они могут быть весьма важными в вопросе уменьшения числа погибших и получивших тяжкие телесные повреждения. Таким образом, важно идентифицировать транспортные потребности и уровень риска, которому подвержены как моторизованные, так и немоторизованные пользователи. Специфические внешние проблемы могут быть осознаны в результате произошедших ДТП или жалоб от третьих сторон. Внутренние проблемы могут быть осознаны в результате действий вне документированных процедур или отклонения от них.
А.4.2 Осознание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Большая часть деятельности и функций (процессов) в организации могут управляться самой организацией. Однако, уменьшение числа погибших и получивших тяжкие телесные повреждения зависит от комбинации и взаимосвязи деятельности нескольких организаций и индивидуальных пользователей дорожной сети. Таким образом, организация идентифицирует заинтересованные стороны в своей сфере влияния для того чтобы обмениваться информацией, консультироваться и координировать свои действия с теми, кто в наибольшей степени связан с уменьшением числа погибших и получивших тяжкие телесные повреждения.
А.4.3 Определение области применения системы менеджмента безопасности дорожного движения
Организация может выбрать для применения настоящий стандарт в отношении организации в целом или в отношении определенного подразделения организации. Организация должна определить и документировать область применения своей системы менеджмента БДД, в особенности те подразделения организации, к которым применима система менеджмента БДД, в том случае если она не распространяется на всю организацию. Когда область применения определена, вся деятельность, предоставление услуг и производство продукции организацией в рамках области применения должны быть включены в систему менеджмента БДД. Достоверность системы менеджмента БДД зависит от того, какие подразделения организации включены в систему менеджмента БДД и от документированных причин для исключения других подразделений.
А.4.4 Система менеджмента безопасности дорожного движения
А.5.1 Руководство и обязанности
Высокий уровень ответственности, демонстрируемый администрацией, является решающим для достижения успеха в менеджменте БДД. Это объясняется тем, что относительно просто считать, что задачи менеджмента БДД выполняются посредством относительно несложной деятельности (например, выпуском инструкций по безопасности или требованием обучения в области безопасности) или быстрым реагированием на ДТП с тяжелыми последствиями, вместо того, чтобы направить усилия на исключение случаев гибели и получения тяжких телесных повреждений.
Процесс руководства со стороны администрации может быть продемонстрирован, например: посредством мотивации и уполномочивания сотрудников к внесению своего вклада в повышение эффективности системы менеджмента БДД; усиление организационной ответственности за результаты БДД; создание и поддержание внутренней среды, в которой сотрудники могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации в области БДД, а также личным примером.
При разработке политики в области БДД необходимо учитывать статус организации в области БДД, общую вовлеченность организации в действия по исключению случаев гибели и получения тяжких телесных по-
вреждений. Политика в области БДД в организации устанавливает рамки для формирования целей БДД и задач БДД, направляет внедрение и совершенствование системы менеджмента БДД организации так, чтобы она могла постоянно улучшать рабочие характеристики БДД. В надлежащей практике эта политика отражает вовлеченность администрации в исключение случаев гибели и получения тяжких телесных повреждений, соблюдение законодательных и иных требований, а также в постоянное улучшение. Политика в области БДД также достаточно ясна для понимания внутренними и внешними заинтересованными сторонами, она периодически анализируется и пересматривается, чтобы отражать изменяющиеся условия и информацию, а также имеет ясно определенную область применения, отражающую уникальные обстоятельства организации.
Политика в области БДД может быть связана с другими документами организации, касающимися политики и в идеале согласуется с общей политикой организации в области бизнеса, а также с ее политиками в иных направлениях менеджмента (таких как менеджмент качества, менеджмент охраны труда и здоровья или экологический менеджмент), в дополнение к соблюдению законодательных требований и промышленных стандартов. В надлежащей практике политика воздействует таким образом, чтобы демонстрировать вовлеченность администрации и организации в БДД, увеличивает осознание вовлеченности в обязательствах политики, объясняет зачем была создана и поддерживается система менеджмента БДД, мотивирует индивидуалов, и облегчает понимание их ответственности и обязанностей в БДД.
А.5.3 Организационные роли, ответственность и полномочия
Успешное внедрение системы менеджмента БДД влечет за собой построение компетентной и ответственной дееспособности в отправлении ключевых функций и процессов менеджмента, необходимых для достижения результатов БДД. От администрации требуется назначить одного или нескольких специальных представителей руководства с определенной ответственностью и полномочиями для внедрения системы менеджмента БДД. Важно, чтобы ключевые роли и ответственности системы менеджмента БДД были бы четко определены и доведены до всех сотрудников, работающих в организации и от ее лица.
А.6.1 Общие положения
А.6.2 Действия по исследованию рисков и возможностей
Эффективные действия по идентификации рисков и возможностей снижают количество погибших и получивших тяжкие телесные повреждения в ДТП и, таким образом, с одной стороны снижают затраты организации, а с другой стороны увеличивают время и ресурсы для производственной деятельности. Это ведет также к повышению доверия к организации со стороны заинтересованных сторон. Примерами различных рисков и возможностей являются: высокий процент пожилых пользователей дорог, смешение моторизованных и немоторизованных пользователей дорог, высокая плотность движения на главных магистралях, жесткие требования к своевременной доставке от заказчиков, деятельность в области безопасности движения в регионах, уровень активности в соблюдении требований безопасности движения и к качеству дорожной инфраструктуры, парку транспортных средств и скорой медицинской помощи.
А.6.3 Факторы, влияющие на уровень безопасности дорожного движения
Факторы, влияющие на уровень БДД, описывают различные элементы дорожной безопасности, которые организации должны учитывать в своих системах менеджмента БДД. Факторы эффективности БДД, идентифицированные в настоящем стандарте, являются самыми общими и применяемые в большинстве организаций и ситуаций, ориентированы на известные проблемы и решения БДД и имеют очевидную основу. Организация рассматривает все из нижеперечисленных факторов, влияющих на уровень БДД, и назначает среди них приоритеты, основываясь на статусе организации.
a) Факторы подверженности рискам: от организации требуется понимание тех пределов, в которых она сталкивается с подверженностью рискам в части безопасности в системе дорожного движения, а также сбор данных об этом. Факторы подверженности рискам могут принимать различные формы, включая интенсивность движения в пределах определенного региона, который соответствует деятельности организации или объема передвижений, которые выполняются сотрудниками организации, или объема продукции и услуг. Риски в области безопасности могут увеличиваться или снижаться в зависимости от типа вовлеченных пользователей дорожной сети или от других факторов, относящихся к этим пользователям, таких, например, как их журнал вождения. Риски в области безопасности могут увеличиваться или снижаться в зависимости от типа транспортного средства или от используемой формы транспортирования. Понимание пределов подверженности рискам в области безопасности обеспечивает организации реальной информацией о том, какие из факторов эффективности должны иметь приоритет.
b) Конечные выходные факторы безопасности: надлежащая практика включает учет пределов смертельных и тяжких телесных повреждений в ДТП, человеческие и экономические издержки полученных в результате ДТП травм и сбор данных об этом. Кроме учета физических ранений, итоговые выходные факторы в области безопасности могут оборачиваться потерями, которые относятся только к организации, выражающимися через снижение производительности и дополнительные внешние затраты или относящимся к более широкому социо-экономическому ущербу в виде боли и страдания, внесению исправлений в обслуживание, восстановлению здоровья, уходу и реабилитации. Понимание пределов человеческих и экономических затрат обеспечивает организации реальной информацией о преимуществах и экономической эффективности, получаемой от повышения БДД.
c) Промежуточные выходные факторы в области безопасности движения: система дорожного движения является открытой и комплексной системой со многими действующими субъектами и распределенными ответственностями. ДТП с последствиями в форме гибели людей и тяжких телесных повреждений происходят редко и
2012 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения (БДД). Требования и руководство по применению»
ИСО (Международная организация по стандартизации) — это всемирно известное объединение национальных органов по стандартизации (организации-члены ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно проводится через технические комитеты ИСО. Каждая организация — член ИСО, заинтересованный в теме для работы по которой был создан технический комитет имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации как правительственные, так и неправительственные, в связи с ИСО также принимают участие в работе. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по вопросам стандартизации электротехники.
Главной задачей технических комитетов является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов, принятые техническими комитетами рассылаются организациям-членам для голосования. Для публикации в качестве международного стандарта требуется не менее 75 % голосов организаций-членов.
ИСО 39001 был подготовлен создаваемым Техническим комитетом PC 241, Road Traafic safety management systems (Системы менеджмента безопасности дорожного движения).
дистанция в пространстве и времени между корректирующим действием и потенциальным улучшением может быть большой. В то время как факторы подверженности рискам и конечные выходные факторы должны подвергаться постоянному мониторингу, промежуточные выходные факторы безопасности (которые случайным образом связаны с конечными выходными факторами безопасности) требуют повышенного внимания. Промежуточные результаты в области безопасности являются мерой вмешательств, которые признаны, как улучшающие конечные характеристики БДД, такие как снижение скоростей дорожного движения или повышение уровня рейтинга безопасности) автопарка (например, программа Оценки Новых Автомобилей — New Car Assessment Program). Систематические улучшения могут быть достигнуты посредством концентрации внимания на промежуточных факторах, а также измерения и отслеживания промежуточных факторов, которые в наибольшей степени улучшают рабочие характеристики БДД.
Организация должна идентифицировать для использования промежуточные выходные факторы безопасности из нижеприведенного перечня в зависимости от своего статуса:
1) Конструкция дороги и безопасная скорость, в особенности с учетом разделения (встречное движение и уязвимые пользователи дороги), обочины и конструкция пересечений.
Стандарты, правила и руководства, а также меры по соблюдению соответствия обеспечивают безопасное планирование, проектирование, сооружение, эксплуатацию, управление и обслуживание дорожной сети. Инновационные подходы, удовлетворяющие требованиям Безопасной Системы, с наглядной эффективностью и в нарастающей степени вносят информацию в политику и планы технологии безопасности, поддерживаемые новыми средствами содействия в оценке качества безопасности дорожной инфраструктуры. Каждая из дорог и улиц с функциями управления потоком движения, распределения и доступа имеет свои проблемы и требования безопасности. Высокий уровень безопасности может быть достигнут обеспечением достаточного соответствия между функциями дороги, безопасными пределами скорости и их согласованностью, а также схемой и конструкцией дороги. Типовые проблемы включают разделение встречного движения на высокозагруженных, высокоскоростных дорогах для предотвращения лобовых столкновений и обустройство дороги дорожными ограждениями для предотвращения ДТП при съезде с дороги; обеспечение безопасной скорости на пересечениях для предотвращения боковых столкновений, а также обеспечение безопасных скоростей на дорогах и улицах смешанного использования, где может быть трудно отделить транспортные средства от уязвимых пользователей дороги. Во многих странах существует существенный разрыв между уровнем безопасности дороги и разрешенным пределом скорости. Организации могут рассмотреть введение более низкого предела скорости.
2) Использование дороги, соответствующей типу транспортного средства, пользователю, типу груза и оборудования.
Для некоторых типов транспортных средств и их оборудования (или транспортных средств, перевозящих специфические, например опасные грузы), доступ на некоторые категории дорог не является возможным и использование и выбор дороги той или иной категории должен быть соответствующим образом обусловлен.
3) Использование персональных средств безопасности, в особенности рассматривая ремни безопасности, детские удерживающие системы, защитные шлемы для велосипедистов и мотоциклистов, средства улучшения обзорности и видимости транспортного средства.
Персональные средства безопасности, такие как ремни безопасности, защитные шлемы для велосипедистов и мотоциклистов, средства улучшения обзорности, защитная одежда для мотоциклистов, и специальные средства безопасности для детей необходимы в дополнение к уровню безопасности, присущему системе дорожного движения. Безопасное пользование дорогой зависит не только от пользователя/водителя, соблюдения ключевых правил дорожного движения при содействии полиции с ее требованиями, но также и от требований менеджмента и оборудования помощи водителю (например, устройства напоминания о не пристегнутых ремнях безопасности).
4) Использование безопасной скорости вождения, с учетом также типа транспортного средства, состояния дорожного движения и погодных условий.
Небезопасная скорость вождения является ключевой проблемой безопасности дорожного движения. В дополнение к техническим и комбинированным мерам пропаганды и принуждения со стороны полиции, целый ряд технологий может быть применен для содействия водителю в соблюдении установленного предела скорости, такие как камеры видеофиксации, а также средства помощи водителю в виде ограничителей скорости и внутреннего видеоконтроля действий водителя. Адаптация к погодным условиям и состоянию дорожного движения, а также в общем случае действия в соответствии с дорожным законодательством являются необходимым предварительным условием.
5) Адекватность водителей с учетом усталости, отвлечения внимания, алкоголя и наркотических веществ.
Большая доля ДТП с тяжелыми последствиями вызывается ухудшенным качеством вождения, в особенности по причине утомления, отвлеченного внимания, алкоголя и наркотических веществ. Во многих странах законодательные и иные требования предусматривают основу для содействия в управлении этими проблемами. Системы поддержки водителя, такие как апкозамок, которые предотвращают выезд при превышении содержания алкоголя в организме находят все возрастающее применение. Мониторинг и регистрация использования коммерческих транспортных средств и рабочих часов водителя также являются полезным инструментом менеджмента.
6) Планирование безопасного рейса, включая учет необходимости в выезде, протяженность и вид перемещения, а также выбор маршрута, транспортного средства и водителя.
Планирование поездки может иметь критическое воздействие на БДД. Важным является соображение, является ли поездка необходимой (телекоммуникация например, может быть равноценной заменой), какой вид перемещения (пеший, личный автомобиль, общественный транспорт) наиболее безопасен и наиболее подходит для каждой поездки, и какие маршруты наиболее безопасны и наиболее подходят в данном случае. Возможно
Настоящий стандарт предоставляет инструмент, призванный помочь организациям уменьшить, и в пределе, избегать аварийности и риска смертельных случаев и случаев тяжких телесных повреждений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Концентрация активности на этом направлении может иметь результатом также повышение экономической эффективности использования системы организации дорожного движения.
Настоящий стандарт идентифицирует элементы надлежащей практики, которые позволят организации достигнуть желаемых результатов в безопасности дорожного движения.
Настоящий стандарт применим к общественным и частным организациям, которые взаимодействуют с системами организации дорожного движения. Он может быть использован как внутренней, так и внешней сторонами, включая органы по сертификации для оценки возможности организации удовлетворять требованиям.
Правительство не может достигнуть упомянутого снижения уровня аварийности самостоятельно. Важную роль будут играть организации любых типов и размеров, а также и индивидуальные пользователи дорожной сети. В результате принятия настоящего стандарта организации смогут достигнуть следующего:
— результатов безопасности дорожного движения на уровне, превышающем уровень, который можно достигнуть путем соответствия законодательству и стандартам,
— своих собственных целей и, в то же время внести вклад в достижение общественных целей.
Система менеджмента, представленная в настоящем стандарте нацеливает организацию на ее
собственные цели и планы в безопасности дорожного движения и руководит планированием деятельности, направленной на реализацию этих целей посредством использования подхода «Безопасная система» в безопасности дорожного движения. В приложении В описаны категории результатов безопасности дорожного движения, подход «Безопасная система» и структура менеджмента надлежащей практики безопасности дорожного движения, а также показано, как они могут быть соотнесены с настоящим стандартом.
Приложение А содержит некоторые указания по руководству для внедрения настоящего стандарта.
Система менеджмента безопасности дорожного движения интегрирована или построена как совместимая с другими системами менеджмента (см. приложение С) и процессами внутри организации.
Настоящий стандарт способствует использованию принципа итерационных (повторяющихся) процессов (планируй, делай, проверяй, исправляй), который стимулирует организацию к достижению результатов безопасности дорожного движения.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Road traffic safety (RTS) management systems. Requirements with guidance for use
Дата введения — 2015—06—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности дорожного движения (далее — БДД), для обеспечения возможности для организации, которая связана с системами дорожного движения, добиться уменьшения числа погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, на которые эта организация может влиять. Требования в настоящем стандарте включают развитие и внедрение соответствующей политики в области БДД, разработку целей и планов действий БДД, учитывающих законодательные и иные требования, под которые подпадает организация, а также информацию об элементах и критериях, относящихся к БДД, которые организация идентифицирует как те, которыми она может управлять и на которые она может влиять.
Настоящий стандарт применяется к любой организации вне зависимости от ее типа, размера, а также поставляемых организацией продукции или услуг в том случае, если организация планирует:
a) повысить уровень БДД;
b) создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД;
c) обеспечить свое соответствие сформулированной политике в области БДД;
d) доказать соответствие требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт предназначен для целей менеджмента БДД. Стандарт не имеет целью установление технических требований и требований качества к средствам транспортирования и транспортным услугам (например, дороги, дорожные знаки/светофоры, автомобили, трамваи, услуги по грузовым и пассажирским перевозкам, службы спасения и скорой помощи).
Задачей настоящего стандарта не является установление единообразия в структуре менеджмента БДД или единообразие документации.
БДД является объектом совместной ответственности. Настоящий стандарт не имеет своей целью освобождение пользователей дорог от их обязанностей соблюдать законодательство и ответственного поведения. Стандарт может способствовать организации в усилиях по поощрению пользователей дорог к соблюдению законодательства.
Все требования настоящего стандарта не являются предметом патентного права.
В тех случаях, когда какое либо из требований настоящего стандарта не могут быть применены по причине статуса организации, а также ее продукции или услуг, это требование может считаться исключением, при условии, что данное исключение и причины его документированы.
В том случае, если исключения сделаны, претензия на соответствие настоящему стандарту допустима только в том случае, когда они не влияют на способность организации успешно создать, внедрить, поддерживать и улучшать систему менеджмента БДД.
2 Нормативные ссылки
Нормативные ссылки отсутствуют.