Свидетельства о допуске к работе с опасными отходами

Хозяйствующие субъекты, планирующие осуществлять лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами, задаются вопросом: можно ли получить лицензию на группы отходов, а не на их конкретные виды? В настоящей статье проанализируем нормы действующего законодательства по данному вопросу.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью по обращению с отходами I — IV классов опасности обязаны обеспечитьобучение по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами ВСЕХ сотрудников,  имеющих допуск к обращению с отходами I-IV класса.

Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

  • Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)
  • Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
  • Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании. (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ)

Программа обучения утверждена приказом МПР России от 18.12.02 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами») Курс обучения по обращению с отходами 1 – 4 класса опасности проходит как минимум в течение 112 часов. По окончании обучения выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца.Срок действия документа – 5 лет.

Возврат к списку

Что такое группы, подгруппы, виды отходов

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

• вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

• группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).

Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792; далее — Порядок № 792).

Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы (п. 7 Порядка № 792), т.е. классификационных признаков.

Извлечение
из Порядка № 792

Код вида отходов имеет 11-значную структуру:

Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:

X                     блок,
XX                     тип,
XXX                     подтип,
XXX XXX              группа,
XXX XXX XX          подгруппа,
XXX XXX XX XX      позиция.

Согласно разъяснениям Росприроднадзора от 03.10.2014 «О порядке паспортизации отходов», если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов; для видов отходов значащая цифра «1» обозначает I класс опасности отхода, «2» — II класс, «3» — III класс, «4» — IV класс, «5» — V класс.

Общие требования к обращению с отходами

— определены главой Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Свидетельства о допуске к работе с опасными отходами

Требования по лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов

При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы:

  • индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
  • необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.

Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

  • соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами;
  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;
  • соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;
  • проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
  • проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
  • предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
  • соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
  • разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;
  • в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Требования к объектам размещения отходов

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны:

  • проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду;
  • работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения»

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения»

Требования к обращению с отходами I — V классов опасности

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы — класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Читать также:  Сберегательный сертификат на предъявителя не включается в систему страхования вкладов

На отходы — класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов — класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов — классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами — классов опасности (п.1 ст.15 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Ответственность за допуск работников к работе с отходами — класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов — классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

вания в области обращения с отходами от использования товаров

На основании п. 1 ст. 24.2 Закона об отходах производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р утвержден Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р утверждены Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 — 2020 годы.

На основании п. п. 3, 4, 7 ст. 24.2 Закона об отходах производители, импортеры товаров:

  • либо обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с соответствующими операторами;
  • либо уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона об отходах.

Всем экологам известно, что лица, ответственные за обращение с отходами на предприятии, должны пройти специальное обучение и получить документы о прохождении программы обучения.

Почему нужно обучаться?

Необходимость специального обучения установлена Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 15. Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности

Если при проверке такие «корочки» инспектору госэконадзора не представлены, предприятию грозит ответственность по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 29.07.2017), согласно которой несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления (а именно отсутствие обученных сотрудников) влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.;

• лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как видим, наказание довольно суровое, поэтому обучать персонал стараются все, хотя курсы по повышению квалификации для лиц, допущенных к обращению с отходами, стоят недешево.

Дополнительным стимулом является то, что одним из лицензионных требований для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности (подп. «г» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062).

Документы об обучении выдаются согласно Федеральному закону № 273-ФЗ.

Извлечение
из Федерального закона № 273-ФЗ

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

По задумке законодателя эколог, имеющий образование по специальности «Экология», в ходе освоения программы по обращению с отходами получает дополнительную компетенцию или повышает свой профессиональный уровень. Тогда как на деле такую программу должен осваивать и водитель мусоровоза, и работник цеха гальванической обработки, не имеющие первоначального образования по «природоохранным» специальностям.

В связи с этим нередко возникают спорные ситуации, которые разрешаются в суде с различными исходами.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область) от 09.08.2012 генеральный директор Общества был признан виновным в нарушении требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, поскольку он допустил отсутствие профессиональной подготовки работников на право обращения с отходами I–IV классов опасности.

Работники Общества были обучены и имели свидетельства о повышении квалификации и о прохождении подготовки по программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами I–IV классов опасности, однако суд признал указанные свидетельства недостаточными, т.к. обучающие программы курса повышения квалификации имели меньше часов, чем положено по закону. Так, при повышении квалификации изучаются 4 дисциплины за 100 ч, а при получении профессиональной подготовки — 13 учебных дисциплин за 112 ч, также предусмотрены практические мероприятия и самостоятельная подготовка.

Решение суда: повышение квалификации допускается в отношении лиц, уже обладающих навыками и умениями в конкретной сфере деятельности с целью совершенствования имеющихся знаний, получения современных навыков и умений. Представленные свидетельства о повышении квалификации по курсу дополнительного образования «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» указывают лишь на повышении квалификации по программе дополнительного образования, но не являются документами, дающими право работы с отходами I–IV классов опасности, поскольку работники Общества не получали первоначального дополнительного профессионального образования по курсу «Обращение с опасными отходами».

Спорность терминов профессионального образования, обучения, повышения квалификации дает возможность различным образовательным учреждениям организовывать сомнительные курсы, результатом которых становится получение столь же сомнительных документов, не обеспечивающих право работы с отходами I–IV классов опасности.

Помимо этого, путаница возникает еще и потому, что в одних образовательных учреждениях выдают свидетельства о повышении квалификации, в других — свидетельства о прохождении подготовки по программе профессиональной подготовки, в третьих — удостоверения и сертификаты. Ранее Федеральный закон № 89-ФЗ требовал наличия свидетельств (сертификатов), сейчас — просто документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Надлежащим подтверждением профессионального обучения суды чаще всего признают сертификаты, свидетельства, удостоверения, однако есть случаи, когда предприятия попадали под штрафные санкции (особенно если пройденные курсы не соответствовали требованиям законодательства по продолжительности обучения и перечню изучаемых предметов).

Кому нужно обучаться?

Еще одним проблемным моментом является количество работников, которых необходимо обучать обращению с отходами. На многих предприятиях в каждом цехе в результате той или иной операции образуются остатки сырья, упаковка, некондиционная продукция, иными словами — отход. Например, если работники собирают остатки сырья, они осуществляют сбор отходов. В случае если предприятие транспортирует свои отходы за пределы промплощадки либо обезвреживает их на собственном производстве, то круг лиц, задействованных в процессе того или иного этапа обращения с отходами, разрастается чуть ли не до размеров всего коллектива предприятия. Возникает резонный вопрос: нужно ли обучать всех работников? Федеральный закон № 89-ФЗ не дает прямого ответа на этот каверзный вопрос.

Обучать большое количество работников — непомерно затратное мероприятие. Судебная практика в спорных моментах чаще всего оказывается на стороне контролирующих органов, требующих, чтобы все лица, «дотронувшиеся» до отхода, были обучены по соответствующей программе.

• профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

• профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2017.

Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р ФГУП «ФЭО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ.

Каждому отходообразователю необходимо пройти регистрацию во ФГИС ОПВК, для этого нужно иметь учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) и подать заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в электронном формате посредством ФГИС ОПВК.

Читать также:  Могу ли я выбрать роддом по своему желанию по сертификату краснодар

После регистрации во ФГИС ОПВК будет создан Личный кабинет. Формирование заявок на исполнение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности будет осуществляться с использованием функционала ФГИС ОПВК.

Рассмотрим часто задаваемые вопросы, касающиеся новой системы обращения с отходами I и II классов опасности.

Есть ли необходимость передавать отходы ФГУП «ФЭО», если они образуются в малых количествах? Если не передать отходы ФГУП «ФЭО», законодательство будет нарушено?

С 1 марта 2022 г. отходообразователи должны заключать договоры на обращение с отходами I и II классов опасности исключительно с ФГУП «ФЭО» независимо от вида и массы образующихся отходов.

• на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.;

• на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб.

В какой срок будут приняты отходы у отходообразователя?

Срок вывоза отходов ФГУП «ФЭО» не может превышать 2 месяцев с момента направления заявки во ФГИС ОПВК, если более поздний срок не указан в самой заявке. Вывоз отходов, образование которых обусловлено регулярным технологическим процессом и требует удаления с промышленной площадки в более короткие сроки, будет согласован с соответствующими отходообразователями отдельно и с возможностью сохранения прежней схемы передачи отходов.

С момента подачи заявки до вывоза пройдет до 2 месяцев. Если транспортная партия увеличится, то нужна будет новая заявка?

Данные в заявке не меняют. Нужна будет новая заявка.

Договор будет заключаться с учетом требований Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2021).

На основании какого закона ФГУП «ФЭО» будет проводить конкурс для привлечения оператора?

На основании Закона № 223-ФЗ.

Как транспортировщик узнает, что выиграл конкурс?

После сбора ценовых предложений в Личный кабинет ФГИС ОПВК придет протокол подведения итогов, где будет назначен победитель на определенный вид работ.

Предприятие ведет обращение с отходами I и II классов опасности самостоятельно и имеет лицензию на виды деятельности с этими отходами. Нужно ли предоставлять данные в систему?

У таких предприятий исчезает обязанность только заключать договор с ФГУП «ФЭО», но при этом обязанность по представлению данных в систему сохраняется.

• индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами — в части информации, предусмотренной подпунктами «а»–«г», «з», «л», «м» п. 8 Положения № 1346;

• оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности — в части информации, предусмотренной подпунктами «д»–«м» п. 8 Положения № 1346.

На предприятии образуются отходы I и II классов опасности, срок вывоза таких отходов составляет 5–7 дней. Ежегодно образуется более 1000 тонн отходов. Будет ли работа по вывозу отходов с территории предприятия выполняться без задержек?

ФГУП «ФЭО» выбирает транспортировщиков отходов, в рамках заключения договора с контрагентами проводит их технический аудит и дает оценку их способностей по вывозу отходов. В случае сомнений по мощностям договор с контрагентом будет расторгнут, а контрагент будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков и исчезнет с рынка, где осуществляется обращение с отходами I и II классов опасности на ближайшие 2 года.

Будут ли транспортировщики иметь право накапливать у себя принятые отходы в соответствии с лицензией сроком не более 11 месяцев?

Да, с целью накопления транспортных партий.

Возможно ли сохранение клиентской базы у предприятий, которые имеют лицензию на сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизацию отходов I и II классов опасности?

Нет. Клиентской базой будет являться ФГУП «ФЭО», которое займется направлением заявки.

Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно как с головным предприятием, так и с филиалами, в зависимости от установленного на предприятии порядка обращения с отходами и полномочиями филиалов. Регистрация отходообразователя во ФГИС ОПВК доступна только в отношении одного юридического лица.

Филиалы в лице ответственных должностных лиц, прошедших идентификацию и аутентификацию в ЕСИА, рекомендуется регистрировать в Личном кабинете ФГИС ОПВК отдельно с привязкой к месту накопления отходов (в соответствии с адресом фактического осуществления деятельности, указанного в паспорте на отход). В дальнейшем ответственное должностное лицо от филиала направляет заявку на вывоз отходов I и II классов опасности и заключение договора на оказание услуг по обращению с данными отходами.

Отходы I и II классов опасности образуются от населения в жилых помещениях. Кто должен заключать договор с ФГУП «ФЭО»? Также в муниципалитете имеются экобоксы для приема ртутьсодержащих отходов от физических лиц. Кто должен заключать договор в таком случае? Как работать с населением?

Соответственно, управляющей компании (далее — УК) необходимо организовать место накопления отходов I и II классов опасности. После заполнения отходами места накопления УК должна подать заявку на вывоз отходов через ФГИС ОПВК и осуществить передачу отходов ФГУП «ФЭО». Если нет УК, то привлекается муниципальное образование как юридическое лицо.

Отход I и II классов опасности может подпадать под понятие «опасный груз». Соответственно, водитель должен иметь разрешение на транспортирование опасных грузов, так же должен быть ГЛОНАСС-мониторинг. Кроме того, необходимо соблюдать требования к дорожной перевозке опасных грузов.

Нужно ли указывать нормативы образования отходов в системе?

Да, необходимо указать, если они имеются.

В целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности разрабатывается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности (ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ). Она создается с учетом сведений и информации, содержащихся во ФГИС ОПВК, и включает следующее:

• информацию о видах отходов, об источниках их образования, о нормативах их образования и лимитах на их размещение;

• сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах I и II классов опасности.

С 1 марта 2022 г. арендаторы сами должны заполнять данные в Личном кабинете и передавать отходы?

Тот, кто является отходообразователем по договору аренды, тот и должен заключать договор с ФГУП «ФЭО».

Сообщит ли ФГУП «ФЭО» при заключении договора о конечном утилизаторе или переработчике отходов?

Да, отходообразователь получит информацию о виде работ, которые были произведены с его отходом.

Кто будет проверять информацию, представляемую во ФГИС ОПВК?

Контроль своевременности и достоверности информации, представляемой поставщиками, осуществляет оператор системы (п. 20 Положения № 1346). Эта функция закреплена за ФГУП «ФЭО».

Нужно ли прикладывать паспорт отходов во ФГИС ОПВК?

Организация транспортирования отходов осуществляется при наличии паспорта отходов при транспортировании отходов I–IV класса опасности (п. 2 ст. 16 Закона № 89-ФЗ).

Соответственно, паспорт отхода необходимо отсканировать, приложить эту копию в Личном кабинете и указать место накопления отходов. Скан паспорта будет прикрепляться к заявке, которую передадут водителю вместе с комплектом необходимых для транспортирования отходов документов.

Нужно ли покупать специальную тару для транспортирования при упаковке отхода?

Грузоотправитель (отходообразователь) осуществляет упаковку. Лампы ртутные, например, могут транспортироваться в заводской упаковке (в гофрокартоне), а если будут битые, то передавать их необходимо в герметичной упаковке.

При передаче отходов для перевозки следует учитывать, что на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются применимые к конкретному способу перевозки требования к транспортированию опасных грузов, указанные в таблице.

Таблица. Требования к транспортированию опасных грузов

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-2020 «Грузы опасные. Упаковка», который предусматривает разные группы упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность.

Кто и как будет возвращать тару? Вернется ли она к отходообразователю?

Таким образом, возврат тары может быть урегулирован договором. Транспортный контейнер будет у транспортировщика.

Заказчик обязан подготовить отходы для транспортирования федеральным оператором в упаковке, соответствующей требованиям, регулирующим перевозку опасных грузов (см. подп. «д» п. 12 типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного Постановлением № 1363).

Тара от опасных грузов не вернется, т.к. будет утилизирована вместе с отходом.

Кто будет взвешивать отходы: ФГУП «ФЭО» или отходообразователь?

Транспортировщики будут иметь мобильные весы. Также взвешивание может осуществляться на объекте по переработке отходов. Кроме того, можно будет применять расчетные методы определения количества отходов.

Если договором установлено, что отходы остаются и принадлежат СТО, то СТО будет являться отходообразователем и заключать договор с ФГУП «ФЭО» на передачу отходов.

Читать также:  Как узнать номер аттестата о дополнительном образовании ребенка через госуслуги

Как будут присваиваться QR-коды для тары?

Право собственности на отходы переходит к ФГУП «ФЭО»?

Типовой договор не предусматривает перехода права собственности с момента подписания сторонами акта приема-передачи отходов.

Можно ли получить полезный компонент из отхода, если право собственности остается у отходообразователя?

Да. Возврат полезных компонентов должен быть урегулирован договором в индивидуальном порядке. В тарифе ФГУП «ФЭО» возврат полезного компонента не будет предусмотрен.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.

Оформление лицензии в области обращения с отходами на группы отходов

Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2017); далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ).

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение № 1062) утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с чч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ, в котором указывает для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности перечень конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно ФККО, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I–IV классов опасности (подп. «а» п. 5 Положения № 1062).

Таким образом, с 01.07.2015 хозяйствующим субъектам стали выдаваться лицензии в области обращения с отходами, позволяющие осуществлять конкретные работы, составляющие лицензируемый вид деятельности по обращению с конкретными видами отходов I–IV классов опасности, включенными в ФККО.

В настоящее время подп. «а» п. 5 Положения № 1062 не приведен в соответствие с ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ и не может применяться в части, ему противоречащей, поскольку обладает меньшей юридической силой. Однако Минприроды России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности», предусматривающий соответствующие изменения.

Таким образом, с 31.12.2017 хозяйствующим субъектам выдаются лицензии в области обращения с отходами, позволяющие осуществлять конкретные работы, составляющие лицензируемый вид деятельности по обращению с конкретными видами отходов I–IV классов опасности и (или) группами, подгруппами отходов I–IV классов опасности, с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия.

• на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;

• на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;

• на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.,

с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

• на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;

• на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 9, 2018.

Обучение по обращению с отходами 1-4 класса опасности Санкт-Петербург

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

Особенности обучения по обращению с опасными отходами 1-4 класса пройти дистанционно

бучение по обращению с отходами 1-4 класса опасности проходят по очной и заочной (дистанционной) форме.

позволяет работающим сотрудникам изучать представленные материалы без отрыва от производства и ущерба для своей профессиональной деятельности. Происходит по индивидуальному графику и в любое свободное время. Помимо экономии времени это позволяет также сократить финансовые затраты, которые могут быть связаны с доставкой слушателей до обучающего центра, организацией их питания или проживания.

конце освоения программы обучения по обращению с отходами 1-4 класса опасности каждым слушателем сдается квалификационный экзамен (при заочной форме – дистанционное тестирование), итогом которого становится получение удостоверения или свидетельства на право работы с опасными отходами, срок действия которого ограничен пятью годами.

осле истечения указанного срока, обучение по обращению с отходами 1-4 класса опасности необходимо пройти повторно. Это позволит актуализировать знания по вопросам действующего природоохранного законодательства.

Кому необходимо обучение по обращению с отходами 1-4 класса опасности?

овышение квалификации по обращению с отходами 1-4 класса опасности проходят работники предприятий, уже имеющие высшее или среднее специальное образование, задействованные в процессах обращения с отходами или являющиеся ответственными за их организацию.

Это могут быть:

• руководитель и сотрудники отдела по охране окружающей среды;
• начальники служб, подразделений и участков;
• ведущие специалисты;
• водители транспортных средств, участвующие в перевозке отходов.

омимо производственных объектов зачастую данный вид повышения квалификации (обучение по обращению с отходами 1-4 класса)опасности необходим сотрудникам компаний, специализирующихся на разработке природоохранной документации, в том числе по части управления отходами.

Еще одной категорией обучающихся сотрудников выступают работники организаций, осуществляющих прием отходов для дальнейшей переработки, утилизации, хранения, обезвреживания или размещения.

Основные цели программы обучения по обращению с отходами 1-4 класса опасности

рограмма обучения по обращению с отходами 1-4 класса опасности в первую очередь нацелена на получение теоретических и практических знаний в рассматриваемой области, что подразумевает:

•ознакомление с актуальными требованиями и последними изменениями в природоохранном законодательстве;
•получение навыков обеспечения безопасности процессов; •обновление, совершенствование и дополнение имеющихся навыков и знаний; •применение на практике с целью снижения количества образования опасных веществ, либо уменьшения их влияния на окружающую среду; •предупреждение экологических и финансовых рисков.

Какие преимущества дает обучение по обращению с отходами 1-4 классов опасности?

Главное преимущество заключается в повышении квалификации сотрудников, непосредственно имеющих отношение к процессам обращения с отходами 1-4 класса опасности, что способствует:
• правильной организации процессов накопления, хранения, транспортировки отходов 1-4 класса опасности;
• обеспечению личной безопасности каждого их сотрудников;
• обеспечению безопасности работников предприятия в целом;
• снижению угрозы для населения, проживающего в непосредственной близости к предприятию;
• снижению нагрузки на окружающую среду при работе с отходами 1-4 класса опасности.

Содержание программы обучения по обращению с отходами 1-4 класса опасности

Программа обучения по обращению с отходами 1-4 класса опасности состоит из нескольких разделов, содержащих полную информацию о характеристиках отходов, организации процессов обращения, а также основных требованиях законодательства в отношении данного вопроса.

Соответственно, в ее состав входят следующие моменты:

1. Действующие требования природоохранного законодательства, меры ответственности за возникающие нарушения.
2. Характеристика загрязняющих веществ, образующихся на предприятиях. В данный раздел входят сведения о классификации отходов, их свойствах, предупреждению нештатных ситуаций, связанных с ними.
3. Воздействие отходов на окружающую среду. Нормативы и лимиты образования и размещения, получение соответствующих разрешительных документов в природоохранных надзорных органах.
4. Процедура организации производственного контроля процессов на предприятии.
5. Экологическая документация предприятия – внутренние документы, проекты, паспорта, отчетность. Касательно отчетности также будут освещены сроки и порядок ее предоставления в надзорные органы.
6. Вопросы экономического регулирования деятельности и экологического страхования. Расчет экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
7. Получение лицензий, предоставляющих право работы с отходами.
8. Государственный контроль и надзор в рассматриваемой области деятельности.
9. Меры безопасности при организации транспортировки отходов.
10.Меры безопасности при управлении твердыми бытовыми отходами.
11.Современные и новейшие технологии в области переработки и обезвреживания отходов.

обучения по обращению с отходами 1-4 класса опасности
— 5 000 рублей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *