Сколько судебных экспертов (организаций, учреждений) имеют лицензию эксперта и работают полный рабочий день?

Специальную оценку условий труда (спецоценку, СОУТ) организовывает и финансирует работодатель. А вот проводит ее специализированная организация, и это указано в п. 2 ст. 8 Закона о СОУТ. Требования, предъявляемые к организации-оценщику и к экспертам, названы в ст. 19, 20 Закона о СОУТ. Как правильно выбрать контрагента, чтобы спецоценка прошла без неприятных сюрпризов?

Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда

К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее — сертификат эксперта).

Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Форма сертификата эксперта, технические требования к нему и инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Текст в формате word, pdf (с подписями и печатями).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯпо выбору судебных экспертов(организаций, учреждений)

Настоящие Методические разъяснения (далее — МР) носят рекомендательный характер при проведении процедуры выбора/назначения, отвода судебных экспертов (организаций, учреждений) при назначении финансово-экономической, оценочной судебной экспертизы, а также могут быть использованы при выборе специалистов в рамках проведения внесудебных экспертиз, в том числе при рецензировании заключений судебных экспертов. Отдельные положения настоящих МР могут быть использованы и при назначении других видов (родов) экспертиз.

Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме (ч. 1 ст.

Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к государственному судебному эксперту установлены, и определение уровня его квалификации осуществляется, в порядке ст.

В соответствии с положениями процессуального законодательства (ст. 82 АПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 77 КАС РФ, ст. 195 УПК РФ) производство экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам, обладающим специальными знаниями, необходимыми для ответа на поставленные вопросы.

Выбор экспертного учреждения или эксперта находится в компетенции суда. «По смыслу процессуальных норм, регламентирующих порядок назначения экспертизы, определение конкретной экспертной организации является прерогативой суда, рассматривающего дело, и осуществляется на основе оценки совокупности всех фактов:

  • возможности проведения заявленной экспертизы;
  • стоимости и сроков проведения экспертизы;
  • местоположения экспертной организации и т.д.»
  • оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта;
  • специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Помимо судопроизводства налоговые органы в необходимых случаях могут привлекать на договорной основе экспертов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля. Данная внесудебная экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (ст. 95 НК РФ). При этом:

  • экспертизу рыночной стоимости предмета контролируемой сделки (по спорам, связанным с применением раздела V.1 НК РФ) может провести лишь профессиональный оценщик
  • назначение экспертизы, выбор эксперта/экспертной организации в ходе налоговой проверки предоставляет полное право налоговому органудействовать по своему усмотрению. Ограничения установлены только при заявлении налогоплательщиком отвода эксперта.

Критерии выбора экспертной организации

Выбор экспертной организации рекомендуется осуществлять на основе следующих критериев:

  • опыт проведения аналогичных внесудебных исследований/экспертиз;
  • опыт судебной экспертизы;
  • опыт подготовки аналогичных отчетов об оценке и экспертных заключений в рамках оценочной деятельности;
  • срок с момента регистрации организации;

Профессиональное признание (места в профессиональных рейтингах, наличие профессиональных аккредитаций);

Сроки проведения экспертизы;

Цена (стоимость) проведения экспертизы.

При выборе кандидатуры судебного эксперта (организации, учреждения) в качестве основного, определяющего фактора следует рассматривать неценовые критерии качества, такие как: квалификация, компетенция, опыт проведения аналогичных экспертиз.

Критерии выбора эксперта

Выбор эксперта рекомендуется осуществлять на основе следующих критериев (дополнительно к критериям цены и срока):

Основания для отвода эксперта, экспертной организации

Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 70 УПК РФ, ст. 18 ГПК РФ, ст. 23 АПК РФ, ст. 33 КАС РФ).

В целях качественного выполнения экспертизы необходимо обращать внимание на следующие факты, являющиеся основанием для отвода некомпетентных, неквалифицированных или зависимых экспертов/экспертных организаций, учреждений:

  • факты признания заключений эксперта ненадлежащим доказательством;
  • наличие отрицательных экспертных заключений СРО на отчеты эксперта;
  • отсутствие (недостаточность) профильного образования;
  • отсутствие квалификационных аттестатов;
  • отсутствие (недостаточность) профильного опыта;
  • зависимость/аффилированность от участников процесса, их представителей;
  • связь с экспертами, специалистами, оценщиками, экспертными и иными организациями, фигурирующими в деле (например, наличие имущественных, договорных, организационных, родственных отношений);
  • цена, несоразмерная трудоемкости / тарифам / рыночным ценам на проведение аналогичных экспертиз.

Материалы по теме:

  • методические материалы Ассоциации;
  • Союх судебных экспертов «Экспертный совет».

Постановление Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 614″О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»

С изменениями и дополнениями от

10 июля 2020 г.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.

Реализация Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности его работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
Д. Медведев

Правилааттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования(утв. постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 614)

Читать также:  Как получить сертификат качества для одежды

Настоящие Правила определяют порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

а) наличие высшего образования;

б) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

в) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.

Экспертом признается лицо, прошедшее в соответствии с настоящими Правилами аттестацию и получившее сертификат эксперта (далее — эксперт).

Аттестация проводится без взимания платы.

Аттестация лица, претендующего на получение сертификата эксперта (далее — заявитель), предусматривает:

а) рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил;

б) проверку знаний заявителя по проведению специальной оценки условий труда (аттестационное испытание).

Заявитель представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации следующие документы:

а) заявление в произвольной форме, подписанное заявителем лично, в котором последовательно указываются следующие сведения о заявителе:

фамилия, имя, отчество (при наличии);

наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;

контактная информация (почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии);

сведения об имеющемся высшем образовании (наименование образовательной организации, проводившей обучение, направление подготовки (специальность), наименование, номер и дата выдачи документа об образовании);

сведения об имеющемся дополнительном профессиональном образовании (наименование организации, проводившей обучение, наименование дополнительной профессиональной программы и количество часов, предусмотренных в соответствующей дополнительной профессиональной программе на изучение вопросов оценки условий труда, номер и дата выдачи документа о квалификации);

сведения об опыте практической работы в области оценки условий труда (наименование работодателя, перечень работ, выполнявшихся в области оценки условий труда, стаж работы в области оценки условий труда);

согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) копия документа об образовании, подтверждающего наличие высшего образования;

в) копия документа о квалификации, подтверждающего наличие дополнительного профессионального образования, дополнительной профессиональной программой которого предусмотрено изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

г) копия трудовой книжки, и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации, и (или) копии документов, подтверждающих наличие опыта практической работы в области оценки условий труда.

Заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил (далее — документы), могут быть представлены (направлены) заявителем в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на бумажном носителе лично или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае направления документов в виде электронного документа они должны быть подписаны видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.

Документы рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня их регистрации в Министерстве.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о допуске заявителя к аттестационному испытанию или об отказе в аттестации.

Основанием для принятия решения об отказе в аттестации является:

а) несоответствие заявителя требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил;

б) несоответствие представленных заявителем документов требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, или их представление не в полном объеме;

в) представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует заявителя о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня его принятия посредством направления соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий — в случае направления документов в виде электронного документа.

В случае принятия решения об отказе в аттестации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обеспечивает возвращение заявителю документов, представленных на бумажном носителе.

В случае отказа в аттестации по основанию, указанному в подпункте «б» пункта 10 настоящих Правил, заявитель вправе после его устранения повторно подать документы в порядке, установленном пунктами 6 и 7 настоящих Правил.

Заявитель проходит аттестационное испытание лично.

Аттестационное испытание проводится на русском языке в форме дистанционного тестирования (далее — тестирование).

Тестирование проводится по тестовым вопросам, которые размещаются для ознакомления на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Заявитель должен прибыть в указанные в уведомлении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о допуске к аттестационному испытанию дату, время и место для прохождения тестирования, имея при себе это уведомление и документ, удостоверяющий личность.

В случае если заявитель не может по уважительной причине прибыть в установленные дату и время для прохождения тестирования, ему предоставляется возможность (по его письменному заявлению) пройти тестирование в иные дату и время, но не позднее 2 месяцев с даты тестирования, указанной в имеющемся у заявителя уведомлении о допуске к аттестационному испытанию. При этом заявителю направляется новое уведомление о допуске к аттестационному испытанию с указанием даты, времени и места проведения тестирования.

Заявление, оформленное в произвольной форме с указанием причины невозможности прибытия для прохождения тестирования и подписанное заявителем лично, представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее одного дня до даты прохождения тестирования, указанной в уведомлении о допуске к аттестационному испытанию.

В случае неявки заявителя в дату, время и место, установленные для прохождения тестирования, и непредставления им в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации мотивированного заявления Министерство принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

Заявитель допускается к тестированию после удостоверения его личности уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Уполномоченное должностное лицо вправе оказывать заявителю техническую помощь в работе с системой тестирования.

Во время тестирования может осуществляться видеофиксация прохождения заявителем процедуры тестирования.

В ходе проведения тестирования не допускается использование заявителем специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. Разговоры между заявителями в процессе проведения тестирования не допускаются.

При нарушении указанных требований заявитель удаляется с тестирования уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение тестирования. Результат прохождения таким заявителем аттестационного испытания признается неудовлетворительным.

При прохождении тестирования заявитель отвечает на 40 тестовых вопросов, сформированных в системе тестирования, в течение 40 минут.

Заявитель должен выбрать один или несколько правильных, по его мнению, ответов на тестовый вопрос из нескольких предложенных в системе тестирования вариантов ответов и подтвердить свой ответ (ответы).

Читать также:  Нужен ли сертификат на качели садовые

Тестирование завершается заявителем после того, как он ответил на все вопросы теста, либо автоматически по истечении отведенного лимита времени.

Результат тестирования отображается в системе тестирования в электронном виде в форме протокола, в котором содержатся фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя, дата тестирования, количество правильных ответов на тестовые вопросы, итоговый результат тестирования.

Электронная форма протокола (протоколов) тестирования сохраняется в системе тестирования. Заявителю вручается копия протокола тестирования.

При наличии правильных ответов не менее чем на 36 тестовых вопросов Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об удовлетворительном результате прохождения аттестационного испытания.

В остальных случаях Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение о неудовлетворительном результате прохождения заявителем аттестационного испытания.

В случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания ему предоставляется право в течение 30 дней пройти повторное тестирование, но не более 2 раз.

Повторное тестирование проводится не ранее чем через 7 дней с даты последнего тестирования заявителя.

Итоговое решение о результате прохождения заявителем аттестационного испытания принимается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по результатам последнего пройденного им тестирования.

По результатам аттестационного испытания Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации принимает решение об аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (в случае удовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания) или об отказе в аттестации (в случае неудовлетворительного результата прохождения заявителем аттестационного испытания).

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации оформляет в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания сертификат эксперта, который вручается эксперту непосредственно или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует заявителя об отказе в аттестации в течение 15 рабочих дней со дня проведения аттестационного испытания посредством направления ему соответствующего уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий — в случае направления документов в виде электронного документа.

Заявитель вправе обжаловать решение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об отказе в аттестации посредством представления (направления) в комиссию по рассмотрению апелляций на результаты аттестации (далее — комиссия) соответствующей апелляции, содержащей мотивированное обоснование своей позиции.

Апелляция может быть подана в 2-месячный срок со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об отказе в аттестации.

К апелляции заявитель прикладывает документы, ранее представлявшиеся в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для прохождения аттестации, а также копию оспариваемого решения.

Комиссия создается при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

Состав комиссии утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В состав комиссии включаются представители федеральных органов государственной власти (50 процентов) и представители научных, общественных организаций, объединений профессиональных союзов и работодателей (50 процентов).

Состав комиссии подлежит обновлению в части представителей научных, общественных организаций, объединений профессиональных союзов и работодателей на одну треть один раз в 2 года.

Регламент работы комиссии определяется комиссией самостоятельно.

К рассмотрению комиссией не принимаются апелляции в отношении содержания и структуры вопросов аттестационного испытания и в отношении нарушения заявителем порядка проведения аттестационного испытания.

Заявитель и (или) его представитель, уполномоченный в установленном законодательством Российской Федерации порядке, вправе участвовать в заседании комиссии, высказывать свое мнение по существу рассматриваемого вопроса, предоставлять дополнительные сведения.

Комиссия рассматривает апелляцию в течение 3 месяцев со дня ее поступления в комиссию, принимает решение о ее удовлетворении или отклонении и информирует о принятом решении лицо, подавшее апелляцию.

Срок действия сертификата эксперта составляет 5 лет со дня его выдачи.

Срок действия сертификата не продлевается, и по его окончании эксперт для выполнения работ по специальной оценке условий труда должен вновь пройти аттестацию в соответствии с настоящими Правилами.

В случае изменения фамилии, имени, отчества эксперт обращается в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с заявлением о переоформлении сертификата эксперта.

В случае утраты сертификата эксперта, его порчи (повреждения) эксперт вправе обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с заявлением о предоставлении дубликата сертификата эксперта.

В заявлении о переоформлении сертификата эксперта (предоставлении дубликата сертификата эксперта) указываются:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта;

б) при изменении фамилии, имени, отчества — основания изменения;

в) при утрате сертификата эксперта — обстоятельства утраты;

г) при порче (повреждении) сертификата эксперта — обстоятельства и характер повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования сертификата эксперта, с приложением поврежденного сертификата эксперта.

Выдача сертификата эксперта в связи с его переоформлением (дубликата сертификата эксперта) осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.

На дубликате сертификата эксперта штампом синего цвета проставляется слово «дубликат».

Сертификат эксперта может быть аннулирован по решению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в случае:

а) назначения в отношении эксперта административного наказания в виде дисквалификации, вступившего в законную силу;

б) установления факта представления экспертом для прохождения аттестации подложных документов или заведомо ложных сведений;

в) установления факта разглашения конфиденциальных сведений, полученных при осуществлении профессиональной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании сертификата эксперта направляет эксперту соответствующее уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Лицо, сертификат эксперта которого аннулирован, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 3 года со дня принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения об аннулировании сертификата эксперта.

Действия (бездействие) должностных лиц Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке или в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В конце 2013 г. был принят Закон о специальной оценке условий труда. Она заменила прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

Такую оценку вправе проводить эксперты, прошедшие аттестацию и получившие соответствующий сертификат. Установлен порядок.

Лица, желающие стать экспертом, должны соответствовать ряду требований. Во-первых, необходимо иметь высшее образование. Во-вторых, нужно пройти дополнительное профобучение по вопросам оценки условий труда в объеме не менее 72 часов. И в-третьих, наличие опыта практической работы в указанной области, в т. в сфере аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее 3 лет.

Для прохождения аттестации претенденты подают в Минтруд России заявление, копию трудовой книжки и другие документы. Их можно представить лично, направить по почте или через Интернет, в т. через Единый портал госуслуг. Поступившие материалы рассматриваются ведомством в течение 20 рабочих дней. Принимается решение о допуске к аттестации или об отказе в этом.

Читать также:  Цены на спа-процедуры в Москве

Претендент отвечает на 40 тестовых вопросов в течение 40 мин. Для успешного прохождения испытания нужно дать минимум 36 правильных ответов. В противном случае в течение 30 дней разрешается пройти повторное тестирование, но не более 2 раз. Результаты аттестации можно обжаловать.

Сертификат эксперта оформляется Министерством в течение 15 рабочих дней с даты прохождения аттестации. Он вручается непосредственно или направляется по почте. Документ действует 5 лет.

Прописан порядок аннулирования и переоформления сертификата, получения его дубликата.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Постановление Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 614 «О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования»

Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 40 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступающего в силу с 1 января 2015 г.

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo. gov. ru) 7 июля 2014 г. , в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 28 ст. 4057

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г. , установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

Постановлением Правительства России от 16 декабря 2021 г. N 2333 настоящий документ признан утратившим силу с 1 сентября 2022 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2020 г. N 1017

Изменения вступают в силу с 18 июля 2020 г.

Требования к организациям и экспертам.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о СОУТ организации, проводящие спецоценку, должны соответствовать следующим требованиям:

  • проведение СОУТ указано в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности;
  • организация имеет не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке. При этом как минимум один из экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в качестве структурного подразделения организация должна иметь испытательную лабораторию (центр), аккредитованную Росаккредитацией, а областью аккредитации лаборатории (центра) должно быть осуществление исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, обязательных при проведении СОУТ.

При проведении проверок на предмет соблюдения положений Закона о СОУТ организациями, уполномоченными на проведение спецоценки, именно соблюдение перечисленных выше требований инспекторы Роструда проверяют в первую очередь. Однако, несмотря на жесткие меры контроля, организации, проводящие спецоценку, не всегда данные требования соблюдают. А значит, велика вероятность аннулирования результатов спецоценки, проведенной организацией, не соответствующей указанным требованиям.

Где проверить оценщика?

Как же работодателю разобраться с поставщиками таких важных услуг, кому довериться? Следует ли ему самостоятельно проверять все необходимые документы исполнителя? И как это сделать, не имея соответствующих навыков и опыта?

Сведения об организациях, предлагающих услуги по проведению СОУТ, размещены в различных источниках и средствах массовой информации. Однако при выборе исполнителя для проведения спецоценки работодателю следует руководствоваться в первую очередь Реестром организаций, проводящих СОУТ (akot. rosmintrud. ru). Этот реестр ведет Минтруд согласно п. 1 ст. 21 Закона о СОУТ. Сведения об организациях, уполномоченных на проведение СОУТ, содержатся именно в нем – они доступны для ознакомления и бесплатны. В Рекомендациях по проверкам СОУТ Роструд указывает, что иные сведения об организациях, предлагающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, размещаемые в различных источниках, следует считать ненадлежащими.

Минтруд еще ведет Реестр экспертов организаций, проводящих СОУТ: указываются фамилия, имя, отчество эксперта, номер его сертификата (с датой выдачи и, если необходимо, датой аннулирования). Интернет-ресурс – тот же. Правда, эксперты перечисляются в своем реестре, а организации, проводящие СОУТ, – в своем. Таким образом, проверить принадлежность эксперта к определенной организации при помощи реестров нельзя. Впрочем, это не очень важно.

Но только реестром желательно не ограничиваться, выбирая исполнителя. Следует помнить, что организация, проводящая СОУТ, – юридическое лицо, которое предоставляет определенные услуги. А потому его можно проверить более тщательно, как и любое другое юридическое лицо, предлагающее услуги. Арбитражная практика по проведению СОУТ, касающаяся именно ошибок исполнителя в проведении спецоценки, пока не очень обширна. Но судебные материалы периодически пополняются. Так что поинтересуйтесь, не «засветилась» ли организация-оценщик в судебных разбирательствах, выступая в качестве ответчика. Возможно, по проведению спецоценки у нее тяжб не было, но это может быть не единственным направлением деятельности юрлица. Загляните в Картотеку арбитражных дел (ad. arbitr. ru) и при помощи поисковой системы проверьте исполнителя, с которым хотите заключить договор – зная ИНН или полное название, это сделать не трудно. Есть множество судебных исков по другим направлениям деятельности? Возможно, что ваш иск станет первым по проведению спецоценки – лучше с таким исполнителем не связываться.

О долгах компании можно узнать при помощи сайта Службы судебных приставов (fssprus. ru). Много долгов – тоже лучше не связываться.

Если вы полагаете, что собранных сведений недостаточно – например, требуется подтверждение юридического адреса организации или уточнение ФИО руководителя, то к вашим услугам – выписка из ЕГРЮЛ. Запрос можно сделать на сайте Федеральной налоговой службы (egrul. nalog. ru).

Есть еще один ресурс проверки организации перед заключением договора. Причем ресурс, которым многие бюджетники пользуются при выборе поставщика, подрядчика или исполнителя по госконтракту – это Реестр недобросовестных поставщиков, находящийся на сайте ЕИС – Единой информационной системы закупок. Зная ИНН организации, проводящей спецоценку, можно проверить, не проштрафилась ли она при выполнении государственного или муниципального контракта.

Другие информресурсы, в которых могут быть сведения, дополняющие собираемое вами «досье» (например, Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, предназначенный для размещения значимых сведений о деятельности субъектов экономической деятельности, – se. fedresurs. В нем собраны сведения о банкротах, или список недействительных российских паспортов). Ими тоже можно воспользоваться, хотя, на наш взгляд, это будет уже перебор.

* * *

Большинство способов проверки, о которых мы рассказали выше, можно применять не только при выборе организации, проводящей СОУТ, но и при поиске любого другого контрагента.

эксперт журнала «Руководитель бюджетной организации» № 8, август 2017 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *