Перевоз товаров/продукции на продажу через государственные границы — процесс, который в большинстве случаев связан с применением разнообразных тарифов и сборов, уплачиваемых в таможенные органы участниками ВЭД. Очевидно, что для субъектов рынка, ведущих внешнеэкономическую деятельность, приоритетом выступает быстрое и беспрепятственное получение поставки, а также снижение расходов, связанных с ее оформлением. Наличие отдельных видов документации позволяет сократить издержки, поэтому организациям и предпринимателям важно уделить особое внимание подобным опциям. К их числу относится и сертификат страны происхождения товара — рассмотрим, что это такое, зачем и для чего он нужен и кто выдает подобные документы.
Специалист по сертификации ООО «Апсерт»
Сертификат происхождения товара – это документ внешнеэкономической деятельности, указывающий страну производства (происхождения) товара.
Требуется для процедуры таможенного оформления импортируемой/экспортируемой промышленной продукции на территорию соответствующей страны. В зависимости от страны происхождения товара устанавливается ставка ввозной пошлины.
Сертификат происхождения — что это за документ?
Известно, что неотъемлемым условием ввоза или вывоза промышленных товаров через государственные границы суверенных стран являются обязательные платежи за перемещение товара через границу — таможенные пошлины.
Сумма взымаемых денежных средств зависит в том числе и от страны происхождения экспортируемой/импортируемой продукции.
Под «страной происхождения» подразумевается государство, на территории которого товар был произведён полностью или получил наиболее значимую переработку, определившую его окончательные характеристики и код ТН ВЭД.
В зависимости от страны происхождения товара таможенные пошлины могут быть:
- Общие (или генеральные) – максимальные, одинаковые для всех стран
- Минимальные – устанавливаются согласно режиму наибольшего благоприятствования в торговле, в рамках взаимовыгодного сотрудничества
- Преференциальные – устанавливаются ниже минимального уровня, вплоть до полной отмены таможенных платежей
Официальный документ, подтверждающий страну происхождения перемещаемой через таможенную зону промышленной продукции получил название сертификат о происхождении товара.
Когда и кому нужен сертификат происхождения
Сертификат происхождения товара нужен для таможенного оформления вывозимой/ввозимой промышленной продукции. Документ следует оформлять на каждую отдельную партию товаров.
Кто требует этот документ?
Таможенные органы импортирующей страны для контроля ввозимой продукции и начисления ставки импортной таможенной пошлины.
Кто должен получать?
- Юридическое лицо, экспортирующее продукцию
- Частный экспортёр (ИП)
- Поставщик продукции в объёме Государственных закупок
Оформлять документ должен экспортёр продукции, предназначенной для дальнейшей реализации на территории принимающего государства если:
- Ввоз данного вида товара ограничен квотами
- На ввозимый товар, происходящий из той или иной страны, предоставляются таможенные преференции (льготы)
- Наличие этого документа является условием контракта/договора поставки
- Наличие этого документа является национальным правилом ввоза товаров принимающей страны
Документ передаётся экспортёром импортёру (получателю груза).
В каких случаях этот документ можно не оформлять?
Без оформления сертификата происхождения через таможню Российской Федерации можно провозить следующие товарные позиции:
- Партия товара перевозится физическим лицом для личных нужд (не для коммерческого использования)
- Партия товаров общей таможенной стоимостью менее 20 000 рублей отправляется одному получателю единовременно и одним способом
- Партия товара заявлена к международному таможенному транзиту (к режиму временного ввоза), поэтому полностью освобождается от налогов и пошлин
Основания для отказа в рассмотрении сертификата происхождения товара
Иногда сотрудники таможни могут отказаться принимать сертификат происхождения и не предоставляют льготы на уплату ввозной пошлины.
Основанием для такого отказа служат:
- Сертификат оформлен (заполнен) с нарушением требований
- Недостаточно оснований (доказательных документов), для признания таможней сертификата происхождения
В таких случаях таможенные органы могут самостоятельно обратиться в организацию, выдавшую сертификат происхождения и запросить уточняющие сведения или дополнительные документы, позволяющие в конечном счёте одобрить (или не одобрить) предоставление таможенных преференций.
Стоимость сертификата происхождения
Сколько будет стоить оформление сертификата происхождения (СТ-1, форма А, общая форма) зависит от характера товара, задач поставщика и ряда других рабочих моментов. Поэтому окончательная стоимость документа назначается индивидуально и называется сотрудником выбранной сертификационной организации.
Аккредитованный Центр сертификации ООО «Апсерт» — срочное оформление сертификатов происхождения по минимальной цене:
- сертификат происхождения СТ-1 – от 7 000 рублей
- сертификат форма А – от 5 000 рублей
- сертификат происхождения общей формы – от 5 000 рублей
Бесплатная консультация по телефону: +7 (800) 350-55-68
Проверка документов в электронном Реестре сертификатов СТ-1
Все сведения о выданных в России сертификатах происхождения регистрируются и заносятся в единый Реестр Торгово-Промышленной палаты РФ. Также существует электронная база данных этого Реестра.
Проверить легитимность полученного сертификата происхождения можно на информационном ресурсе Торгово-промышленной палаты РФ по поисковому запросу: «проверка сертификатов происхождения, заключений и актов экспертизы».
Аккредитованный Центр сертификации ООО «Апсерт»:
- 100 % гарантия легитимности всех выданных документов
- Срочное оформления сертификатов происхождения
- Демпинговые цены на услуги
Заказать сертификат СТ-1, формы А, общей формы по телефону: +7 (800) 350-55-68
Сертификат происхождения и Декларация происхождения выполняют одну и ту же функцию и могут использоваться для подтверждения происхождения товаров, содержащихся в них. Разница между ними заключается в рамках использования и в органах, выдающих сертификат: для выдачи Сертификата о происхождении требуется, чтобы предприятие обратилось в специализированные структуры; Декларация о происхождении действует в рамках ряда соглашений и оформляется предприятием самостоятельно. Процедура освобождается от подачи заявления в специализированные структуры.
1. В рамках каких соглашений действует декларация о происхождении?
Ответ: С апреля 2022 года компании могут в рамках «Соглашения о свободной торговле между Китаем и Исландией», «Соглашения о свободной торговле между Китаем и Швейцарией», «Соглашения о свободной торговле между Китаем и Маврикием», «Соглашения о свободной торговле между Китаем и Новой Зеландией» и в рамках соглашения RCEP («Всестороннее региональное экономическое партнёрство») оформлять декларацию о происхождении и пользоваться преференциальными таможенными тарифами на товары в стране-импортере на основании этой декларации.
2. Кто может самостоятельно оформить декларацию о происхождении?
В Китае только утвержденные экспортеры, зарегистрированные на таможне, могут самостоятельно оформлять декларацию о происхождении в качестве сертификата происхождения товаров.
Следует отметить, что система утвержденных экспортеров является важной мерой по упрощению сертификации происхождения. Самодекларированием для утвержденных экспортеров значительно повышает уровень упрощения процесса сертификации происхождения, эффективно снижает затраты предприятий на соблюдение требований и повышает удобство таможенного оформления.
3. Какие структуры выдают сертификаты о происхождении?
В Китае регулированием оформления сертификатов происхождения занимается Главное таможенное управление. Предприятия могут подавать заявки на получение сертификата о происхождении экспортных товаров через:
- компетентные таможенные органы всех уровней Главного таможенного управления;
- Китайский комитет содействия развитию международной торговли (Торгово-промышленная палата Китая) и его местные отделения.
Рассмотрим подробно, когда и какими документами можно подтвердить страну происхождения и где их взять
С появлением национального режима, ограничений и запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, у поставщиков возникла необходимость указывать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.
В соответствии с изменениями, внесенными в положения Закона № 44-ФЗ Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ и вступившими в силу с 01.01.2020 г., указание страны происхождения товара предусматривается во всех случаях осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, независимо от того, применяются в отношении товара требования национального режима, предусмотренного ст. 14 Закона № 44-ФЗ, или нет.
В соответствии с критериями, товары признаются происходящими из декларируемой страны в случае, если такие товары:
- полезные ископаемые;
- продукция растительного происхождения выращенная и (или) собранная в стране;
- живые животные, родившиеся и выращенные (выросшие) в стране;
- продукция морского рыболовного промысла и др.
Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении или сертификатом о происхождении в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Последние изменения, связанные с применением нацрежима, и актуальные вопросы слушателей Контур.Школы о том, как проводить закупки, подпадающие под действие национального режима, осветила руководитель направления обучения «Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ» Светлана Сафина на вебинаре «Национальный режим. Топ-вопросов из сервиса «Вопрос эксперту». Присоединяйтесь!
Сведения из реестра евразийской промышленной продукции понадобятся для участия в закупках с нацрежимом по Постановлениям правительства:
- № 616 от 30.04.2020 о запрете на закупку импорта;
- № 617 от 30.04.2020 об ограничениях закупок импортной продукции.
В обоих случаях участник тендера указывает номер реестровой записи в заявке. Прикладывать выписку из реестра к тендерной заявке не требуется с конца 2021 года. Если закупка подпадает под запрет импорта по ПП № 616, а сведения из реестра отсутствуют в предложении поставщика, заявку отклонят. При ограничениях по ПП № 617 иные правила: заявку без сведений о реестровой записи отклоняют, если есть хотя бы одно предложение о поставке отечественных и приравненных к ним товаров.
Правило «второй лишний» заработало с 01.03.2023 (Постановление Правительства № 318 от 28.02.2023) — подробнее о принципе его работы читайте в статье.
Отсутствие товара в реестре не избавляет от применения запрета на импорт по ПП № 616. Заказчику придется устанавливать запрет и отклонять заявки без ссылок на реестровую запись. Для участия в такой закупке придется внести продукцию в реестр евразийской продукции, если ее выпускают на территории ЕАЭС.
Реестр товаров из ЕАЭС ведет Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) по правилам определения страны происхождения отдельных видов товаров для госзакупок (Решение Совета ЕЭК № 105 от 23.11.2020). Найти реестр можно на сайте комиссии.
По правилам ЕЭК для включения в перечень:
- продукция должна соответствовать критериям производства в ЕАЭС;
- производителю необходимо обратиться в уполномоченное ведомство страны-изготовителя;
- ведомству придется передать данные о продукции в комиссию по правилам определения страны происхождения товара.
Каким критериям товар должен соответствовать для внесения в реестр, можно посмотреть в приложении к Решению ЕЭК. Для разных товарных групп установлены различные условия. Например, критериями для подтверждения производства локомотивов на территории ЕАЭС является:
- наличие у предприятия прав на техническую документацию и сервисного центра в ЕАЭС;
- выполнение на территории союза не менее девяти технологических операций по выпуску продукции — от сборки до испытания образцов.
Для некоторых товаров оценку соответствия критериям проводят в том числе по балльному принципу. Например, его применяют для оценки страны производства самоходных машин.
В разных странах ЕАЭС роль посредника между производителем продукции и комиссией по правилам определения страны происхождения товара вверена различным службам и министерствам. Вот какие ведомства в странах ЕАЭС отвечают за передачу сведений в комиссию:
За проверку сведений из реестра товаров, произведенных в ЕАЭС, отвечают те же ведомства. Исключение: Белоруссия. Там этот вопрос вверен Государственному комитету по стандартизации.
Шаг 1. Организация подает заявление в профильное ведомство по форме из приложения к Решению Совета ЕЭК № 105 от 23.11.2020. В России эту функцию выполняет Минпромторг. В обращении указывают:
- код государства — члена ЕАЭС;
- идентификационный код производителя;
- адрес регистрации производителя;
- код товара по ТН ВЭД ЕАЭС;
- название продукции;
- дату утверждения технического регламента, стандартов или ТУ на товар;
- количество баллов, подтверждающих производство продукции на территории ЕАЭС (при необходимости);
- сведения о документе о происхождении товара: срок окончания действия акта экспертизы или сертификата СТ-1, электронная копия одного из документов.
Шаг 2. Ведомство проверяет документы в течение пяти рабочих дней. При возникновении вопросов, направляет в организацию запрос. При отрицательном решении производитель получит уведомление о несоответствии.
Шаг 3. Организация направляет в ведомство недостающие материалы в течение 7 календарных дней, если возникла такая необходимость. В этом случае их проверка займет 3 рабочих дня. При несоответствии сведений комиссия обязана уведомить заявителя.
Шаг 4. Внесение сведений в реестр и размещение их на сайте ЕЭК.
Вот как выглядит выписка из такого реестра:
Пример выписки из евразийского реестра промышленной продукции
Также производитель может подать заявление на аннулирование сведений. Форма такого обращения установлена Решением ЕЭК.
Процесс рассмотрения заявлений на включение в евразийский реестр промышленной продукции
Шпаргалка-таблица с кодами стран — членов ЕАЭС и производителей продукции
Стандартная продолжительность составляет 12 месяцев, кроме случаев, когда запрашивается свидетельство формата «А» — подобные акты регистрируются отдельно, на каждую партию. По истечении срока потребуется повторно пройти процедуру с самого начала.
Сертификат СТ-1
Пересечение продукцией территориальных границ стран СНГ, а также участие в закупках, организуемых на конкурентной основе, обуславливает обязанность поставщика предоставить справку о происхождении товара, соответствующую указанной форме. Документ должен быть составлен на специальном бланке, имеющим защитные элементы, и соответствовать стандарту, установленному нормативными положениями и международными соглашениями. В содержание включаются:
- Данные об отправителе и получателе груза (импортере и экспортере).
- Информация о транспортном средстве и логистическом плане.
- Номер сертификата и название государства, выдавшего свидетельство.
- Цель оформления и продолжительность действия.
- Порядковые номера по позициям, число мест и вид упаковки.
- Количество, описание и характеристики продукции.
- Критерии, определяющие происхождение.
- Реквизиты счет-фактуры.
- Сертификационное удостоверение.
- Декларацию заявителя.
В ситуациях, когда речь идет об участии в госзакупках, продолжительность действия зависит как от количества тендеров, на которые подаются заявки, так и от специфики продукта. Для одного торга срок определяется равным его длительности, в случае с несколькими — устанавливается с ограничением в три месяца, а если объектом сделки выступают лекарственные препараты — продлевается на год.
Декларация (информирование) о нахождении товара в реестре
Представляет из себя информацию в свободной форме о номере реестровой записи и применяется при закупках промышленных товаров, радиоэлектронной продукции, программного обеспечения.
Основные реестры, в которых указана информация о продукции:
Формы сертификата происхождения
- Сертификат происхождения формы СТ-1: оформляется при ввозе в Россию продукции, происходящей из стран СНГ и на товары, произведённые в России, экспортируемые в страны СНГ, Северную Осетию и Абхазию в целях получения таможенных преференций в рамках режима свободной торговли. (Подробную информацию об этой форме документа читайте ниже в нашей статье)
- Сертификат происхождения формы СТ-2: оформляется на ряд российских товаров, экспортируемых в Сербию в рамках Соглашения о режиме свободной торговле между этими двумя странами
- Сертификат происхождения формы А (Form А): документ, дающий право на получение тех или иных таможенных преференций при экспорте попадающих под таможенные льготы товарных позиций российского происхождения в развитые страны. (Подробную информацию об этой форме документа читайте ниже в нашей статье)
- Сертификат происхождения формы EAV: оформляется на российский товар, ввозимый во Вьетнам
- Сертификат происхождения общей формы (общенациональный): предусмотрен для экспорта российских товаров в страны, не требующие сертификатов происхождения иной формы или для ввоза российских товаров в страны СНГ без получения при этом таможенных льгот, например, в Украину.
Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, принятому 11 апреля 2017 года при ввозе/вывозе товаров через государственные границы стран-участников Таможенного союза ЕАЭС, в том числе Российской Федерации необходимо оформлять документ, в котором указано в какой стране этот товар произведён.
Этот документ необходим для ввоза товаров производства СНГ с территории Таможенного союза в Россию или для вывоза российских товаров на территорию стран-участников Таможенного союза.
Сертификат происхождения СТ-1 предъявляется на таможне вместе с таможенной декларацией и сертификатами соответствия для получения льгот (преференций) по уплате таможенных пошлин, вплоть до полной отмены этих платежей.
Иными словами, сертификат происхождения СТ-1 даёт право беспошлинного ввоза российских товаров в страны СНГ и наоборот, товары, произведённые в странах СНГ, сопровождаемые сертификатом соответствия формы СТ-1, при ввозе в Россию освобождаются от уплаты таможенных сборов.
Без оформления документа формы СТ-1 ввозные/вывозные пошлины на перемещаемые товары будут начисляться по максимальной ставке.
Важно! Выдача сертификатов по форме СТ-1 для Украины прекращено со 2 января 2016 года. Для ввоза/вывоза товаров из России в Украину (и наоборот) надо оформлять сертификат происхождения общей формы.
Скачать Положение № 52 от 30. 2018
Порядок выдачи сертификатов происхождения СТ-1 в 2019 году утверждён Приказом Торгово-промышленной палаты РФ № 52 от 30 мая 2018 года.
Требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях её отнесения к продукции, произведённой в Российской Федерации определены в Приложении к постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719
Шаблон сертификата СТ-1
Сертификат СТ-1 также оформляется для отмены ввозных-вывозных пошлин на продукцию, поставляемую в рамках Госзакупок.
Где получить сертификат СТ-1?
В России сертификаты происхождения товаров, в том числе формы СТ-1 выдаёт исключительно Торгово-Промышленная палата РФ (ТПП РФ).
Значительно облегчить и ускорить получение сертификатов происхождения могут местные организации, уполномоченные ТПП РФ на оформление этих документов.
- Срочное оформление сертификатов происхождение СТ-1, формы А, общей формы
- Бесплатная консультация и помощь на всех этапах получения документа
- Заявка на оформление документа и справки по телефону: +7 (800) 350-55-68
Как получить этот документ?
Для получения сертификата происхождения СТ-1 следует обратиться в местную организацию, уполномоченную представлять Торгово-промышленную палату, например, в наш аккредитованный Центр сертификации «Апсерт».
Какие нужны документы для оформления сертификата СТ-1?
- Декларация в ТПП
- Состав продукции с указанием страны-производителя каждого компонента и материала данной партии товара
- Вся документация, подтверждающая российское происхождение товара: сертификаты/декларации соответствия или свидетельство Госрегистрации, паспорт качества и др.
- Контракт или договор между заказчиком и поставщиком
- Вся товаросопроводительная документация (накладные, счёт-фактура и др.)
- Реквизиты заявителя
- Регистрационные документы поставщика
- Дополнительные документы (при необходимости) – уточнить по телефону: +7 (800) 350-55-68
Что нужно для оформления
Для прохождения сертификации потребуется собрать документацию, перечень которой остается практически неизменным вне зависимости от нужной формы. В пакет входят:
- Заявление стороны отправителя.
- Документы по сделке, отражающие условия и стоимость.
- Письмо от производителя, включая случаи, когда иностранное сырье не закупалось и не применялось в рамках цикла изготовления.
- Упаковочный лист, в содержании которого приводится реестр и характеристики продукции.
- Товарные накладные, либо коносамент — если партия отправляется посредником.
- Реквизиты организации, выступающей экспортером, а также учредительная документация.
- Акт, подтверждающий прохождение экспертизы, определяющей фактическое место происхождения, или иные свидетельства, лицензии и сертификаты, тип которых определяется исходя из разновидности товара.
При отсутствии времени, опыта и квалификации, позволяющей быстро подготовить все необходимое для таможенного оформления, можно прибегнуть к помощи профессиональных представителей. Впрочем, когда международные поставки планируются на регулярной основе, более практичным решением считается ввод в штат постоянного сотрудника, ответственного за реализацию специфических процессов, связанных с ВЭД.
Ответственность за нарушения
Ситуации, когда экспортеры целенаправленно стремятся обойти существующие ограничения, прибегая к фальсификации актов, встречаются достаточно редко. В первую очередь это обуславливается строгостью наказаний, предусматриваемых Административным и Уголовным кодексами РФ за подобные действия. Впрочем, основанием для взыскания штрафов также являются и технические ошибки, допускаемые в процессе оформления — общий перечень подробно изложен в содержании шестнадцатой главы КоАП.
На что следует обратить внимание
Правила оформления и заполнения сертификатов происхождения товаров предусматривают строгое соответствие установленным образцам. Документы должны содержать все необходимые реквизиты, без помарок и исправлений. Обязательно проверяется достоверность указанных данных — выявление расхождений является основанием для признания недействительности, что влечет за собой определенные санкции.
Расхождение данных с формой СТ-1
Если сведения декларирования и сертификации различаются, сторона заказчика обязана инициировать расторжение контракта с победителем торгов. Процедура осуществляется в добровольном порядке, либо через судебную инстанцию, при этом второй вариант влечет за собой ухудшение репутации и внесение в отдельный реестр, содержащий данные о недобросовестных поставщиках.
Как правильно оформить заявку
Регламент не устанавливает строгих требований, допуская заполнение обращений в произвольном формате. К числу реквизитов, которые должны быть указаны заявителем, относятся:
- Адрес и наименование органа сертификации, а также руководящего лица.
- Данные организации или ИП, либо уполномоченного представителя.
- Разновидность требуемой формы, с приведением перечня номенклатурных кодов.
- Список сопроводительных документов.
- Дата составления и подпись.
Заявление составляется в двух экземплярах. Первый передается в аккредитованный орган, второй остается на руках — с обязательной отметкой о получении, являющейся основанием для отсчета временного промежутка, отведенного на выдачу.
Готовые решения для всех направлений
Ускорьте работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысьте точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысьте эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Показать все решения
Виды сертификатов о происхождении товаров
Ключевым фактором, определяющим тип оформляемых документов, является место изготовления продукции. Различают следующие формы:
- Общая — выписывается в рамках грузового экспорта на территорию стран, не требующих других актов сертификации. Не предусматривает преференций, выступая в качестве основания для прохождения стандартных таможенных процедур. Заполняется в русско и англоязычном формате.
- «А» — документация, заполняемая исключительно на английском языке, оформление которой является обязательным при экспорте продукции из РФ в Черногорию.
- «СТ-1» — действует на территории государств СНГ и считается основанием для предоставления льготных условий дальнейшего обращения. Составляется на русском, действует на протяжении одного года с момента выдачи. Не требуется в рамках операций, совершаемых с контрагентами из Беларуси или Казахстана, что обуславливается особым регламентом Таможенного союза.
- «СТ-2» — сертификат подтверждения страны происхождения товара, принятый между Россией и Сербией начиная с 2000 года.
- «EAV» — с 2016 г. обязательна при подготовке экспортных поставок во Вьетнам.
Стоит также отметить, что отгрузка на территорию ЕС стали, текстиля или пушнины (а также изделий из нее), предусматривает заполнение на таможне СПТ на официальном языке государства, в которое планируется ввоз.
Сроки и стоимость оформления
Продолжительность обработки заявки и подготовки разрешительного акта зависит от оперативности выбранного учреждения. Оптимальный вариант — это предоставление сертификата о стране происхождения товара общей формы в течение одного дня, однако максимальный период может доходить до десяти рабочих дней. Расходы, связанные с прохождением процедуры, определяются требованиями к сопроводительной документации — чем большее количество справок и актов нужно собрать, тем выше окажутся итоговые издержки, варьирующиеся в диапазоне от 5 до 20 тысяч рублей.
Для чего нужен сертификат происхождения импортного товара
Это документ, который подтверждает фактическое место изготовления или производственной переработки груза, подлежащего импорту на территорию Российской Федерации. Свидетельство позволяет рассчитать ставку таможенного сбора, определяя возможность применения преференций. Существующие тарифы условно делятся на три категории: максимальные, стандартные и сниженные, и в тех случаях, когда сопроводительная документация рассматриваемого типа отсутствует, таможня по умолчанию начисляет увеличенную пошлину.
Сертификат, подтверждающий страну происхождения товара, сырья или иной продукции, позволяет участникам ВЭД сократить или полностью исключить издержки, связанные с оформлением провоза через границу. В отдельных ситуациях документ также освобождает от необходимости уплаты НДС. К числу обстоятельств, определяющих, что акт должен предоставляться в обязательном порядке, относятся:
- Поставки грузов из государств, с которыми заключены международные договоры, обеспечивающие определенные преференции на ввоз.
- Импорт, подпадающий под регламенты нетарифного регулирования, в том числе осуществляемый в рамках установленных квот.
- Отсутствие в сопроводительной документации иных источников, указывающих на место происхождения товара.
- Наличие у сотрудников таможенных органов сомнений в отношении достоверности данных, представленных в декларации или иных свидетельствах.
- Действие специальных межгосударственных соглашений, определяющих сертификацию в качестве обязательного условия осуществления товарных операций.
Перечень льгот, предоставляемых при предъявлении надлежащим образом оформленных документов, зависит от конкретной страны, а также типа продукции, планируемой к ввозу.
Когда оформление не требуется
Законодательные требования не актуальны в следующих ситуациях:
- Закупка, осуществляемая исключительно для личного использования.
- Применение в отношении груза процедур временного пребывания или транзита.
- Отправка разнородной партии, общая стоимость которой не превышает 20 тысяч рублей.
Стоит отметить, что в ряде зарубежных стран импорт на сумму менее 5 000 долларов позволяет предъявлять в рамках досмотра обычную сопроводительную документацию, служащую альтернативой СПТ.
Декларация о происхождении товара
Заявка, формируемая производителем, продавцом или импортирующей организацией, которая направляется из страны, где была изготовлена продукция. Предусматривает наличие информации, подтверждающей географическую привязку, и используется в тех случаях, когда регламент конкретного тендера содержит ограничения на закупку материальных ценностей, произведенных за рубежом.
Сертификат о происхождении товара
Если в сертификате сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств — членов таможенного союза, страна происхождения определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
При вывозе товаров с территории таможенного союза СТ-1 выдается:
- если этот документ необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров;
- если его наличие предусмотрено правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы не менее трех лет со дня его выдачи. СТ-1 не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если он оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления или заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам, которые выдали сертификат, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров. В РФ сертификат о происхождении товара выдается Торгово-промышленной палатой.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Отклонение заявки
Абсолютный запрет на импорт определенных категорий обусловливает бесперспективность участия в торгах. Наличие правила о ценовой преференции определяют необходимость соотношения с долями российских продуктов. Ограничения допуска обуславливают применение правила «третий лишний». Подача двух запросов с разными производителями, в которых представлена продукция, изготовленная в России или странах ЕАЭС, при наличии формы СТ-1, является основанием для отклонения остальных претендентов.
Таким образом, ответ на вопрос о том, обязателен сертификат происхождения товара в РФ, или нет, зависит от специфики конкретной внешнеторговой операции. Сама процедура оформления не отличается особой сложностью, однако требует знания специфики и правовых нюансов, а также наличия достаточного количества свободного времени. Выделить его и сократить повседневные издержки помогает автоматизация рутинных учетных процессов — решения, предлагаемые компанией «Клеверенс», обеспечивают комфортные условия, позволяющие сосредоточиться на приоритетных задачах бизнеса.
Общее представление
Действующие законодательные нормы определяют, что для грузов, поступающих с территории иностранных государств, применяется национальный режим. Регламентирующие положения устанавливают определенные запреты и ограничения, а также условия допуска, соблюдение которых является обязательным. Предоставляемая документация должна свидетельствовать о легитимности поставки, выдаваться на общих основаниях, и соответствовать нормативным требованиям.
Сертификат происхождения формы А – для чего оформлять?
Сертификат происхождения формы А выдаётся российскому экспортёру на продукцию отечественного производства для ввоза в развитые страны, предоставляющие России таможенные преференции.
Например, такие льготы по уплате таможенных пошлин России предоставляет Черногория.
Важно! На сегодня Россия исключена из схемы Генеральной системы преференций Евросоюза, США и ряда других стран.
Поэтому сертификат происхождения формы А на экспорт российской продукции не оформляется:
- в страны ЕС (с 2014 года)
- в США (с 2014 года)
- в Канаду (с 2015 года)
если получение сертификата по форме А не оговорено в индивидуальном порядке условиями контракта/договора поставки или другими обстоятельствами.
Сертификат происхождения формы А составляется также на импорт в Россию продукции из наименее развитых стран, если на них распространяются национальные преференции России.
Особенности сертификата формы «А»
- Оформляется на специальном типографском бланке с защитной сеткой
- Заполняется печатным способом: — на английском языке (как правило); — на русском языке (в отдельных случаях).
Документы для оформления сертификата формы «А»
Предоставляются оригиналы или заверенные копии документов:
- Заявление на получение сертификата формы А в установленной ТПП РФ форме
- Реквизиты экспортёра продукции
- Акт экспертизы происхождения товара, выданный экспертным представителем ТПП РФ
- Контракт/договор поставки
- Инвойс (счёт-фактура)
- Сопроводительное письмо с указанием кодов ОКПО, ИНН
- Экспортная лицензия для квотируемых или лицензируемых товаров
- Документы, удостоверяющие легальное положение экспортёра и производителя продукции: учредительные документы, свидетельства ОГРН, ИНН, ИП и др.
- Дополнительные документы – уточняются
Какие нужны документы для получения сертификата форма А на Ваш товар можно уточнить по телефону: +7 (800) 350-55-68
Сколько действует сертификат происхождения
Срок действия сертификата происхождения – 1 год (12 месяцев) со дня выдачи оригинала документа.
Копии готового сертификата и документов, на основании которых он выдан, хранятся в уполномоченной организации в течение 3 (трёх) лет. Поэтому при утере оригинала документа можно получить его дубликат.
В каких ситуациях проверяется достоверность
Нормативные положения устанавливают, что субъект, организующий закупки, обязан предоставить сведения в общий контрактный реестр — при условии, что в отношении процедуры действуют требования специального режима либо ограничения, связанные с запретом на приобретение зарубежной продукции. Таким образом, непреференциальный сертификат о происхождении товара общей формы СТ-1 подлежит обязательной проверке, осуществляемой с помощью базы сайта Торгово-промышленной палаты.
Что требуется для получения
Закон определяет, в какие страны нужна форма СТ-1, и предоставляет право выдачи сертификатов данной категории Торгово-промышленной палате РФ, оказывающей данную услугу на платной основе. На официальном сайте ведомства представлен перечень региональных подразделений, в которые можно обратиться и подать соответствующую заявку. В качестве заявителя выступают как производители, так и поставщики — достаточно оформить соответствующее заявление и собрать пакет документов, включая:
- Учредительную документацию предприятия.
- Паспорта и сертификаты качества, а также технические инструкции.
- Реестр по позициям, с указанием компонентов и страны происхождения.
- ТТН и счет-фактуры.
- Дистрибьюторам — гарантийное письмо, удостоверяющее обязательство закупки.
Срок, отведенный на оформление, составляет пять рабочих дней. В этот период сотрудники выбранного ведомства должны провести экспертизу, устанавливающую соответствие продукции заявленным требованиям. Первичный акт является основанием для принятия итогового решения о сертификации.
Отрицательный вердикт в отношении заявки возможен при наличии следующих факторов:
- Отсутствует часть обязательной документации.
- Не оплачена государственная пошлина.
- Выявлено несоответствие заявленного и фактического места изготовления.
В случае положительного исхода копии документов, подтверждающие факт выдачи сертификата, вносятся в реестр Торгово-промышленной палаты, и хранятся не менее трех лет. Доступ носит открытый характер — ознакомиться со сведениями может любой заинтересованный субъект, воспользовавшись специальным сервисом. Для поиска информации достаточно указать реквизиты и дату составления.
Когда необходимо предоставить документы о стране происхождения товаров?
В зависимости от вида закупаемого товара в соответствии с общероссийским классификатором продукции заказчики устанавливают требования к необходимым документам в составе заявки на участие в закупке.
Рассмотрим подробнее, когда и какие документы необходимо предоставить в составе заявки:
- При закупке товаров, входящих в перечень Приказа Минфина России № 126н от 04.06.2018 г. (продукты питания, лекарства, компьютеры, бумага, мебель и др.), участники в заявке должны предоставить декларацию в свободной форме о стране происхождения.
- При закупке товаров, входящих в перечень в соответствии с ПП РФ № 617 от 30.04.2020 г. (канцелярские товары, СИЗ и др.), подтверждением соответствия условиям допуска является предоставление в составе заявки информации (декларация в свободной форме) о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и информации о совокупном количестве баллов за выполнение, если это предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719.
Важно: при исполнении контракта участник обязан предоставить выписку из реестра российской промышленной продукции (если предложен к поставке российский товар, информация о котором включена в данный реестр) либо копию сертификата о происхождении товара (форма СТ-1 для участников, предложивших к поставке товар из ЕАЭС, кроме РФ). При этом информация о реестровой записи отдельного вида промышленного товара включается в контракт.
- реестра российской промышленной продукции;
- реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если предусмотрено ПП РФ от 17.07.2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
- При закупке программного обеспечения в соответствии с ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г. специальные документы не требуются, достаточно декларации в свободной форме. Подтверждением происхождения ПО является наличие в реестре российского программного обеспечения или реестре программного обеспечения ЕАЭС сведений о таком ПО. Правила формирования и ведения реестра, а также перечень документов, необходимых для внесения в него, устанавливаются ПП РФ № 1236 от 16.11.2015 г.
- При закупке радиоэлектронной продукции в соответствии с ПП РФ № 878 от 10.07.2019 г. необходимо предоставить декларацию о нахождении продукции в реестре радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. При этом для отдельных видов радиоэлектронной продукции (с кодами 27.31 и 27.32) в случае, если она произведена на территории ЕАЭС, необходим акт экспертизы по определению страны происхождения товара, выданный уполномоченным органом ЕАЭС, с указанием информации о наличии сведений об оптическом волокне, используемом при производстве такой радиоэлектронной продукции, в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Включение в реестр осуществляется по запросу в Минпромторг для подтверждения отечественного производства.
- При закупке медицинских изделий в соответствии с ПП РФ № 102 от 05.02.2015 г. По перечню отдельных видов медицинских изделий участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (разовый, выданный участнику закупки, или годовой, выданный производителю). По перечню медицинских изделий одноразового применения участники подтверждают страну происхождения сертификатом СТ-1 (условия выдачи в соответствии с Приказом ТПП от 10.04.2015 № 29), или актом экспертизы ТПП, содержащим необходимую информацию о доле стоимости иностранных товаров (сырья), или аналогичным документом, выданным уполномоченным органом (организацией) государства — члена ЕАЭС в соответствии с показателями локализации собственного производства медицинских изделий, утвержденных ПП РФ № 102.
Обратите внимание! Информация, подаваемая участниками в заявке о стране происхождения, должна соответствовать действительности при поставке товара. При этом на этапе исполнения контракта замена страны происхождения не всегда возможна.
Где и как проводится сертификация
В соответствии с законодательными нормами, правом выдачи наделены Торгово-промышленная палата РФ, ее региональные представительства, а также специальные лицензированные и аккредитованные органы. Процедура включает в себя несколько этапов:
- Выбор подходящего территориального ведомства.
- Анализ требований и сбор комплекта документации.
- Оформление договора с экспертной организацией — в случае необходимости предоставления акта, являющегося свидетельством о происхождении товара.
- Подача заявления и получение сертификата.
Порядок обращения документов предусматривает использование для печати специальных типографских бланков, на которые наносятся защитные элементы, исключающие подделку. Сведения о выдаче вносятся в официальный реестр.
В декларации на товары подлежат указанию сведения:
- о заявляемой таможенной процедуре;
- о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
- о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза;
- о товарах: происхождение, наименование страны отправления и страны назначения, производитель товаров, товарный знак, наименование места происхождения товара и т.д.