Сертификат на квартиру для ветеранов во войны

Что такое жилищный сертификат для ветеранов ВОВ и других боевых действий. Правила его получения

Сертификат на квартиру для ветеранов во войны

Воевавшие во времена Великой Отечественной войны за свою Родину и потомков граждане достойны огромного почета и уважения. В России ветеранов стараются поощрять, всячески поддерживать и выказывать почтение за их бесценный подвиг. Существуют материальные пособия, выплаты, субсидии для этих людей, льготы, материальная помощь, подарки к праздникам, бесплатные билеты на всяческие концерты, мероприятия и прочие привилегии, не говоря уже о табличках на дверях кабинетов всех инстанций, что ветеранов ВОВ пропускают без очереди.

Пожилым людям, прошедшим вторую Мировую войну, либо женам солдат, овдовевшим в результате этого страшного события, положен жилищный сертификат. Это мера социальной поддержки определенных групп населения направлена на улучшение жилищных условий граждан. Данный документ является государственной субсидией и дает право оплатить часть стоимости приобретаемой квартиры или дома. Для его получения необходимо считаться нуждающимся в улучшении условий жилья и встать в очередь, собрав определенный список документов.

Законодательный аспект вопроса

Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» описывает все льготы, преференции, субсидии и прочие выплаты ветеранам боевых действий, военных конфликтов и Великой отечественной войны. Здесь же предусматривается обеспечение обозначенных категорий лиц жильем или сертификатами на покупку объекта недвижимости.

Действие программ по регионам постоянно продлевалось Указами Президента РФ. Происходило это в 2008, 2010, 2015 годах. Финансируются данные субсидии из госбюджета, а распоряжаются ими регионы. Нуждающимися граждан признает специальная оценочная комиссия.

Сертификат на квартиру для ветеранов во войны

Что такое жилищный сертификат и условия его использования

Жилищный сертификат – это именной документ, имеющий юридическую силу и дающий владельцу право оплатить им часть стоимости какого-либо объекта недвижимости.

Такая бумага обычно выдается представителям отдельных категорий населения в рамках федеральных программ по улучшению жилищных условий.

Так как бумага именная, воспользоваться ей может только владелец. Продать, отдать, подарить, обменять или проделать с ней любую другую манипуляцию нельзя. Это будет считаться мошенничеством, что уголовно наказуемо.

Все ветераны Великой отечественной войны – люди пожилые, все старше 80 лет. В таком преклонном возрасте велик риск ухода из жизни, так и не успев оформить на себя квартиру по жилищному сертификату. В таком случае право владения имуществом пропадает. Переход владения родственникам (внукам или детям) невозможен.

Существует единственное исключение – это вдова ветерана. Супруга умершего владельца сертификата вступает в те же права. Даже если ее муж не становился при жизни в очередь на получение документа, она все равно может оформить его на себя.

Ветераны и их вдовы вправе рассчитывать на данный сертификат при определенных условиях:

Когда пенсионер при покупке объекта недвижимости укладывается в рамки сертификата, то заключенный с другим участником сделки имущественный договор представляется в местный орган самоуправления для перевода бюджетных средств на счет продавца.

Когда субсидия полностью не покрывает стоимость квартиры, приходится искать дополнительные деньги самостоятельно. Расплачиваться ветеран будет из двух источников.

Первым будет государственный жилищный сертификат на определенную сумму, а вторым станет собственный карман. В свою очередь можно дополнить оставшуюся часть средствами, взятыми в кредит в банке. Самому ветерану ни ипотеку, ни обычный потребительский кредит оформлять не возьмутся в силу преклонного возраста. Вдруг он в ближайшее время умрет. Поэтому пенсионеры пользуются помощью молодых родственников, которые берут на себя обязательства по уплате ипотеки. Взамен старики завещают квартиру детям или внукам.

Денежная сумма по сертификату не подлежит налогообложению, а также с нее нельзя получить налоговый вычет. Обналичить документ нельзя, средства должны быть использованы строго по назначению, компетентные органы пристально следят за этим. Просроченный документ недействителен, после окончания срока его действия следует обратиться за новым.

Приобретенным жильем можно пользоваться на свое усмотрение: дарить, продавать, завещать, приватизировать, сдавать в аренду, прописывать кого угодно и т.п.

Кому положен

Государственные программы улучшения жилья помогают обзавестись личными квадратными метрами многим категориям населения:

Требования к кандидатам:

Как это ни странно, но не каждый ветеран подходит под действие этой субсидии.

Сертификатом могут обладать следующие категории воинов:

Претенденты вправе выбрать два способа обеспечения жильем:

Порядок получения

Необходимо помнить, что в рамках федеральной программы можно купить только пригодное для жизни жилье. Оно должно быть благоустроенным, в приличном состоянии, со всеми коммуникациями. Площадь должна соответствовать стандартному минимуму, то есть не меньше 36 м2.

Сертификат на квартиру для ветеранов во войны

Выдачей сертификатов занимаются субъекты РФ. Деньги по субсидиям берутся из Федерального фонда компенсаций, источником является федеральный бюджет.

Поиск жилья осуществляется самостоятельно, возможно привлечение родственников. Многие ветераны в силу своего преклонного возраста привлекают детей и внуков к этому вопросу, делают им официальную доверенность, оформляя ее у нотариуса.

Квартиру можно купить как на первичном, так и на вторичном рынке. Ограничений по этому поводу нет, общая стоимость тоже может быть любой. Главное, чтобы объект недвижимости соответствовал санитарным, противопожарным, инженерным, строительным нормам и не был теснее общепринятого минимума.

Перечень необходимых документов

При постановке на учет требуется предоставление следующей документации:

В зависимости от региона перечень бумаг может отличаться, так как строгого регламента по России нет. Представленный список является обобщенным.

Читать также:  Обеспечение жильем детей-сирот переходит к Минстрою России

Собранные документы ветеран или его доверенное лицо относит в местную администрацию, где специалисты примутся за рассмотрение заявки. На это уйдет приблизительно месяц, тогда пенсионера поставят в очередь на улучшение жилищных условий. Контролирующими органами будет проводиться всесторонняя проверка, могут даже посетить место, где в настоящее время проживает ветеран.

После проведения промежуточных мероприятий и вынесения положительного решения документы гражданина будут переданы в местный орган социальной защиты. Туда же после проведения имущественной сделки нужно будет предоставить данные продавца, чтобы перечислить сумму сертификата.

О выделении средств из государственного бюджета ветеранам Великой отечественной войны для покупки жилой недвижимости смотрите в следующем видеосюжете:

Ст. 23.2 (в ред. ФЗ от 28.04.2023 N 137-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.

(введена Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

1. Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 — 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 — 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

3. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

1) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2018 N 47-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

О мерах по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, см. Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714.

2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

(в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ)

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя», и лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Сталинграда»;

(в ред. Федеральных законов от 22.12.2020 N 431-ФЗ, от 28.04.2023 N 137-ФЗ)

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 153-ФЗ)

3) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:

инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

ветеранов боевых действий;

членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.

Читать также:  Если есть сертификат и правила для россиян, транзитом

(пп. 3 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 153-ФЗ)

3.1. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.12.2009 N 327-ФЗ)

3.2. По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 16.10.2012 N 169-ФЗ)

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют:

в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и стоимость предоставляемого или приобретаемого жилья;

в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной поддержки, категории получателей мер социальной поддержки, основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой площади жилого помещения.

Дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 461-ФЗ)

8. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

9. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения (в части переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 — 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства (в части переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 — 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий), Счетной палатой Российской Федерации.

(п. 10 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 408-ФЗ)

10.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 — 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона.

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 408-ФЗ)

10.2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочий по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 — 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Читать также:  Причина в том что сертификаты для идентификации сайтов имеют ограниченный срок действия

(п. 10.2 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 408-ФЗ)

11. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ)

11.1. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

(п. 11.1 в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 169-ФЗ)

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

(п. 12 введен Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Предоставление жилья вдовам ветеранов ВОВ

Подборка наиболее важных документов по запросу Предоставление жилья вдовам ветеранов ВОВ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 304-ЭС20-1064 по делу N А27-3271/2019Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании частично недействительным предписания об устранении нарушений законодательства при исполнении отдельных государственных полномочий.Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о доказанности нецелевого использования денежных средств, полученных на обеспечение жильем отдельных категорий граждан.В ходе проверки установлено нецелевое использование 1 158 984 рублей, полученных в 2015 году на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Закон о ветеранах) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в связи с предоставлением единовременной денежной выплаты вдове ветерана ВОВ Уфимцевой О.С., так как согласно содержащимся в учетном деле справкам Уфимцева О.С. была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 65,8 кв. м совместно с дочерью, зятем и внучкой. Дочери Уфимцевой О.С. на праве собственности принадлежала 1/3 доли указанного жилого помещения, то есть 21,93 кв. м, что выше учетной нормы.

Статья: Надзор за соблюдением жилищных прав социально уязвимых категорий граждан(Щепетков В.В.)(«Законность», 2019, N 8)Так, прокуратурой Октябрьского района г. Иваново приняты меры прокурорского реагирования по защите права ветерана Великой Отечественной войны — вдовы участника Великой Отечественной войны, которой необоснованно, в нарушение требований ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, поступающих в Ивановскую область для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Благодаря активной позиции прокуратуры района на департамент социальной защиты населения Ивановской области в судебном порядке возложена обязанность по обеспечению вдовы участника Великой Отечественной войны жильем за счет средств федерального бюджета.

Нормативные акты

Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 N 3-О»Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вавилова Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статей 1112 и 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации»Как следует из представленных материалов, мать заявителя — гражданка Ф.Н. Вавилова, вдова участника Великой Отечественной войны, относившаяся к категории членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны и имевшая право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Законом Вологодской области от 25 декабря 2009 года N 2190-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов», 14 мая 2010 года получила свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, и в тот же день ее представителем был заключен договор с ОАО «Россельхозбанк» об именном лицевом блокированном счете на срок действия данного свидетельства. Указанное право Ф.Н. Вавилова, скончавшаяся 28 мая 2010 года, реализовать не успела; 7 июня 2010 года она была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации как утратившая основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (в связи со смертью), а денежные средства с ее именного лицевого блокированного счета были возвращены на лицевой счет управления народно-хозяйственным комплексом администрации соответствующего муниципального образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *