Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.01.2009 N 290Н

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2009 г. N 14742

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ПРАВИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н, Приказов Минтруда РФ от 20.02.2014 N 103н, от 12.01.2015 N 2н)

В соответствии с пунктом 5.2.70 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427), приказываю:

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 утратило силу. Взамен введены в действие Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 и Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610.

Утвердить Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно приложению.

Признать утратившими силу:

Постановление Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрировано в Минюсте России 5 февраля 1999 г. N 1700);

Постановление Минтруда России от 29 октября 1999 г. N 39 «О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрировано в Минюсте России 23 ноября 1999 г. N 1984);

Постановление Минтруда России от 3 февраля 2004 г. N 7 «О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (зарегистрировано в Минюсте России 25 февраля 2004 г. N 5583).

Министр Т.А.ГОЛИКОВА

Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВЬЮ И ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).

Требования настоящих Правил распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В целях настоящего Приказа под СИЗ понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.

Допускается приобретение работодателем СИЗ во временное пользование по договору аренды.

Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.

Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда РФ от 20.02.2014 N 103н)

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 20.02.2014 N 103н)

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 N 988 и Постановление Правительства РФ от 04.04.2001 N 262 утратили силу. Аналогичные нормы содержаться в Разделе 2 Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (утв. Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2010 N 299)

Приобретение (в том числе по договору аренды) СИЗ, не имеющих декларации о соответствии и (или) сертификата соответствия либо имеющих декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия, срок действия которых истек, не допускаются. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

Работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. При проведении вводного инструктажа работник должен быть ознакомлен с настоящими Правилами, а также с соответствующими его профессии и должности типовыми нормами выдачи СИЗ. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

Работник обязан правильно применять СИЗ, выданные ему в установленном порядке.

В случае необеспечения работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, СИЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации он вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей, а работодатель не имеет права требовать от работника их исполнения и обязан оплатить возникший по этой причине простой. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Порядок выдачи и применения СИЗ

СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах — типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочим, профессии которых указаны в соответствующих типовых нормах, выдаются те же СИЗ, что и работникам соответствующих профессий.

Предусмотренные в типовых нормах СИЗ рабочих, специалистов и других служащих выдаются указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой профессии и должности являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих средств индивидуальной защиты. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные соответствующими типовыми нормами для совмещаемой профессии (совмещаемому виду работ) с внесением отметки о выданных СИЗ в личную карточку учета выдачи СИЗ. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

Работникам, временно переведенным на другую работу, работникам и другим лицам, проходящим профессиональное обучение (переобучение) в соответствии с ученическим договором, учащимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также другим лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя либо осуществляющим в соответствии с действующим законодательством мероприятия по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами и Правилами на время выполнения этой работы (прохождения профессионального обучения, переобучения, производственной практики, производственного обучения) или осуществления мероприятий по контролю (надзору). (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Работники сторонних организаций при выполнении работ в производственных цехах и участках, где имеются вредные и (или) опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работников, должны быть обеспечены своим работодателем СИЗ в соответствии с типовыми нормами, предусмотренными для работников соответствующих профессий и должностей организации, в которую их направляют. (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

Читать также:  Курсы маникюра в екатеринбурге для начинающих с сертификатом со скольки лет

Руководителям и специалистам, которые в соответствии с должностными обязанностями периодически посещают производственные помещения (площадки) и могут в связи с этим подвергаться воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, должны выдаваться соответствующие СИЗ в качестве дежурных (на время посещения данных объектов). (в ред. Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

В тех случаях, когда такие СИЗ, как жилет сигнальный, страховочная привязь, удерживающая привязь (предохранительный пояс), диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический коврик, защитные очки и щитки, фильтрующие СИЗ органов дыхания с противоаэрозольными и противогазовыми фильтрами, изолирующие СИЗ органов дыхания, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, наушники, противошумные вкладыши, светофильтры, виброзащитные рукавицы или перчатки и т.п. не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со сроком носки «до износа» на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также с учетом условий и особенностей выполняемых работ. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

Указанные выше СИЗ также выдаются на основании результатов проведения специальной оценки условий труда для периодического использования при выполнении отдельных видов работ (далее — дежурные СИЗ). При этом противошумные вкладыши, подшлемники, а также СИЗ органов дыхания, не допускающие многократного применения и выдаваемые в качестве «дежурных», выдаются в виде одноразового комплекта перед рабочей сменой в количестве, соответствующем числу занятых на данном рабочем месте. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда РФ от 12.01.2015 N 2н)

Дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Указанные СИЗ с учетом требований личной гигиены и индивидуальных особенностей работников закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

В таких случаях СИЗ выдаются под ответственность руководителей структурных подразделений, уполномоченных работодателем на проведение данных работ.

СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и местных климатических условий.

В сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения.

СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

СИЗ, взятые в аренду, выдаются в соответствии с типовыми нормами. При выдаче работнику специальной одежды, взятой работодателем в аренду, за работником закрепляется индивидуальный комплект СИЗ, для чего на него наносится соответствующая маркировка. Сведения о выдаче данного комплекта заносятся в личную карточку учета и выдачи СИЗ работника.

При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.), работодатель обеспечивает проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель выдает им другие исправные СИЗ. Работодатель обеспечивает замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

Работникам запрещается выносить по окончании рабочего дня СИЗ за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем — индивидуальным предпринимателем. В отдельных случаях, когда по условиям работы указанный порядок невозможно соблюсти (например, на лесозаготовках, на геологических работах и т.п.), СИЗ остаются в нерабочее время у работников. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Работники должны ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) СИЗ.

В соответствии с установленными в национальных стандартах сроками работодатель обеспечивает испытание и проверку исправности СИЗ, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ ставится отметка (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

III. Порядок организации хранения СИЗ и ухода за ними

Работодатель за счет собственных средств обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

В этих целях работодатель вправе выдавать работникам 2 комплекта соответствующих СИЗ с удвоенным сроком носки. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет в соответствии с требованиями строительных норм и правил специально оборудованные помещения (гардеробные).

В случае отсутствия у работодателя технических возможностей для химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, обезвреживания и обеспыливания СИЗ данные работы выполняются организацией, привлекаемой работодателем по гражданско-правовому договору.

В зависимости от условий труда работодателем (в его структурных подразделениях) устраиваются сушилки, камеры и установки для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ. (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2010 N 28н)

Заключительные положения

Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).

Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящих Правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

Приложение к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н

Лицевая сторона личной карточки

ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА N УЧЕТА ВЫДАЧИ СИЗ

Оборотная сторона личной карточки

Разберемся, как обеспечивать работников средствами защиты и какова ответственность работодателя за нарушение сроков выдачи СИЗ. Расскажем о покупке средств защиты за счет средств ФСС России

Материал подготовлен на основе вебинара Андрея Любимова «Как правильно выдать средства индивидуальной защиты работникам и возместить часть расходов через ФСС».

Нормы выдачи СИЗ

Работодатель обязан приобретать и выдавать сотрудникам средства индивидуальной защиты, имеющие сертификат или декларацию соответствия, если:

  • на рабочих местах работников вредные или опасные условия труда;
  • сотрудники работают в особых температурных условиях;
  • работа связана с загрязнением.

Определить, какие СИЗ надо выдавать, помогут три категории документов:

  • отраслевые нормы, например для металлургии или химических производств, — по каждой отрасли есть свой документ;
  • нормы сквозных профессий для всех отраслей экономики (Приказ Минтруда от 09.12.2014 № 997н);
  • нормы для конкретных видов работ.

Эти документы определяют номенклатуру СИЗ, количество и периодичность замены. Работодатель вправе установить свои нормы выдачи СИЗ, но они должны улучшать уровень защиты: например, для ног допустимо использовать более эффективные кевларовые подноски вместо металлизированных. Либо разрешено заменить один типовой вид СИЗ на аналогичный или равноценно защищающий от опасных или вредных производственных факторов. Любые отклонения от типовых норм необходимо согласовать с профсоюзом и утвердить приказом.

Перечень документов по типовым отраслевым нормам выдачи СИЗ вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Если во время проверки ГИТ установит, что локальный документ ухудшает положение работников, он будет признан недействительным. Организацию привлекут к ответственности и назначат штраф, работодателя обяжут обеспечить работников теми средствами защиты, которые положены по типовым нормам.

Все действующие типовые нормы выдачи СИЗ рассчитаны на полную занятость работника. И если в организации есть сотрудники, которые работают на 0,5 или на 0,25 ставки, то СИЗ можно выдавать пропорционально их занятости во вредных или опасных условиях труда или на работах, связанных с загрязнением.

Пример. Если сотруднику на полную ставку положено четыре пары перчаток, то на 0,5 ставки вы вправе выдавать только две, потому что он работает меньше по времени. Правила обеспечения работников средствами защиты это допускают.

Классы средств защиты

При покупке средств защиты важное значение имеет их класс. Он зависит от степени риска, которому подвергается работник.

Первый класс защиты — это СИЗ простой конструкции, они применяются в условиях минимальных рисков причинения вреда здоровью и подлежат декларированию. Простой пример — медицинская маска, которую применяют медики и все население Земли в пандемию. Приобретая СИЗ первого класса, запросите у поставщиков декларацию соответствия.

Второй класс — это СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью работника. Например, привязь для работы на высоте: если она окажется некачественной, работник упадет и травмируется. При покупке таких средств защиты запросите у поставщика сертификат соответствия.

В копиях сертификатов и деклараций должны стоять печати поставщиков. Копии должны быть заверены (п. 9 Правил оформления сертификатов, утвержденных Коллегией Евразийской экономической комиссии № 293). Эти документы подтвердят качество и надежность средств защиты, которые вы выдаете работникам.

Срок использования СИЗ

Работодатель не вправе увеличивать первоначальный срок носки СИЗ. По истечении срока носки работодатель может проверить их защитные свойства, провести чистку, восстановление и выдать снова. Если работодатель видит, что СИЗ еще можно использовать, он собирает комиссию, проверяет защитные средства, чистит и определяет период, на какой выдает СИЗ во второй раз.

Читать также:  Заявление о предоставлении сертификата дополнительного образования и регистрации образец заполнения

Учет средств индивидуальной защиты

Факт выдачи СИЗ фиксируйте в личной карточке выдачи СИЗ (приложение к Приказу № 290н). Ее можно вести на бумаге или в автоматизированной системе. Важно, что факт выдачи на руки СИЗ работнику нужно подтвердить только непосредственно подписью в его личной карточке. В электронном варианте необходимо зафиксировать номер и дату документа бухгалтерского учета, что подтвердит факт выдачи средств защиты работнику.

Важно утвердить полномочия сотрудника, который ведет личные карточки. Это можно сделать с помощью приказа о вменении ему дополнительной обязанности. Законодательно не урегулировано, кто из работников организации должен вести личные карточки.

Многие поставщики СИЗ предлагают такие аппараты работодателям. Это удобно, потому что работник в любой момент может получить средство защиты, а система в автоматическом режиме все это фиксирует. Конечно, не все средства защиты можно выдавать через вендинговый аппарат. Например, костюм защитный так выдать нельзя, а вот перчатки и респираторы — вполне реально.

Порядок выдачи СИЗ

Если вы самостоятельно организуете закупку и выдачу средств защиты, алгоритм действий должен выглядеть примерно так:

  • Составить перечень средств индивидуальной защиты, которые необходимы сотрудникам.
  • Сформировать заявку на приобретение СИЗ: определить номенклатуру, размеры и иные индивидуальные особенности.
  • Сформировать комиссию из представителей работодателя и профсоюза. Комиссия составит акт о качестве средств защиты и соответствии требованиям ГОСТов.
  • Выдать СИЗ лично каждому из сотрудников и отметить это в личной карточке установленной формы.

Второй вариант — доверить процесс выдачи средств защиты поставщику СИЗ. В договоре аутсорсинга вы разграничиваете зоны ответственности: работодатель определяет номенклатуру, а подрядчик организует поставку и процесс выдачи.

Если вы выдаете СИЗ, которые требуют практических навыков применения, например противогазы, организуйте сами или поручите аутсорсеру инструктаж и тренировки по их применению. Обязательно зафиксируйте это, чтобы не попасть на штрафные санкции.

Ответственность работодателя

В Кодексе административных правонарушений предусмотрены штрафные санкции за невыдачу средств индивидуальной защиты:

Финансирование из средств ФСС

Ст. 212 Трудового кодекса содержит требование к работодателю обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве. Обязательному страхованию подлежат (Федеральный закон № 125-ФЗ) физические лица:

  • работающие на основании трудового договора;
  • осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
  • работающие по гражданско-правовому договору, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховые взносы.

Задачи социального страхования: снизить профессиональные риски и сократить производственный травматизм, в том числе возместить вред, который причинен жизни и здоровью. Это касается расходов на медицинскую помощь, социальную и профессиональную реабилитацию и пр. Один из пунктов Приказа Минтруда № 580 «О порядке условий финансирования предупредительных мер» дает право направить 20% от суммы выплачиваемых в ФСС взносов на мероприятия по охране труда, в том числе на закупку средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами.

Андрей Любимов, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.01.2009 N 290Н

Если вы планируете возместить часть средств, затраченных на приобретение средств индивидуальной защиты, за счет ФСС, то до 15 декабря текущего календарного года надо направить заявление на возмещение. Обычно мы подавали такое заявление в срок до 1 августа, но в 2021 году произошли существенные изменения в порядке финансирования затрат на охрану труда из ФСС. Постановлением от 30.12.2020 № 2375 Правительство РФ установило новый срок подачи заявления и пакета документов. При этом, если вы готовы, вы можете сделать это уже сейчас.

Обратите внимание, что с 2021 года фонд перешел на систему прямых выплат.  Если раньше мы деньги из фонда не получали, а просто в следующем году происходил вычет тех сумм, которые мы тратили на охрану труда, то сейчас компании получают реальные деньги на реализацию указанного в заявлении контракта.

Если хотите детально разобраться, как возместить через ФСС России затраты на охрану труда в 2021 году,  смотрите запись вебинара Натальи Герасименко и Марины Шобохоновой.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

У нас есть статья об основных правилах закупок с нацрежимом. Но на практике возникает много вопросов, например: как именно подтверждать российское происхождение товаров, что делать, если в заявке есть иностранный и российский товар, где получать сертификат СТ-1 и т.д.

Как узнать, что в закупке действует нацрежим?

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:

  • Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
  • С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
  • Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.

Какие документы подтверждают страну происхождения?

Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения,
  • акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
  • сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),

В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:

  • СПИК,
  • подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России,
  • уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения,
  • акт экспертизы ТПП,
  • В закупках продуктов — декларация о стране происхождения товара и декларация о производителе товара (в свободной форме).
  • В поставках товаров легкой промышленности — декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых произведен товар.
  • В закупках программного обеспечения — название программного продукта и декларация в свободной форме о стране происхождения.

Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник просто декларирует страну происхождения товара, то есть изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар согласно приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.

Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК. Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.

Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?

  • Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
  • Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
  • Если в закупке действует правило “третий лишний”, вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимум два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.

Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?

В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.

При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.

Как заказчик проверяет происхождение товара?

Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки “на слово”: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.

Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.

Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?

Если в закупке действовал нацрежим и вы победили с товаром из ЕАЭС, то нельзя поставить иностранный товар. Заказчик обязан отказаться от такого товара. Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:

  • Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
  • Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщик попадает в РНП и теряет обеспечение контракта.

Можно поменять страну в рамках ЕАЭС (например, привезти товар, сделанный тем же производителем на российском заводе, а не на казахстанском). При этом нельзя менять характеристики товара.

Как получить сертификат СТ-1?

Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:

  • правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
  • годовой акт экспертизы (если он есть).

Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:

  • лицензию о производстве товара,
  • сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).

Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?

Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.

  • Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
  • Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.

В других конкурентных закупках

Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.

Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.

Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС

В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.

Если у вас есть еще вопросы о применении нацрежима, оставьте их в комментариях.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Требуется ли предоставление сертификата о происхождении формы «СТ-1» в случае если товар, попадающий в перечень, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100», вывозится для организации экспозиции на выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом?

Не требуется в соответствии с абзацем 23 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 № 390).

Требуется ли получение сертификата формы «СТ-1» на товары, вывозимые в Республику Абхазия, Республику Южная Осетия, Донецкую Народную Республику и Луганскую Народную Республику?

Не требуется в соответствии с абзацами 2, 7 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 № 390).

Читать также:  Сертификаты соответствия на продукцию скачать где можно

Требуется ли предоставление сертификата о происхождении на товары, вывозимые из Российской Федерации, ранее ввезенные в Российскую Федерацию с применением карнета АТА?

Не требуется в соответствии с абзацем 22 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 № 390).

Допускается ли предоставление сертификата о происхождении общей формы для целей подтверждения происхождения товаров из Российской Федерации, если товар попадает в перечень, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100»?

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 № 311 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2022 № 390) товары, происходящие с территории Российской Федерации, могут сопровождаться сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара, оформленным уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Является ли указание в сертификате о происхождении наименования экспортера/производителя на языке, отличном от французского, английского или русского, основанием для непринятия сертификата? (применение правил, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49)

Согласно подпункту б пункта 15 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 47 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)», в сертификате допускается указание на других языках наименований географических объектов, адресов, организационно-правовой формы организаций, фирменных наименований, наименования органа (организации), уполномоченного в соответствии с законодательством третьей стороны на выдачу сертификатов (далее — уполномоченный орган), и имен собственных.

Допускается ли применение дополнительных листов к сертификату о происхождении, в случае если на основном листе недостаточно места для указания полной информации о товаре? Если допускается, то каким образом дополнительные листы должны быть оформлены? (применение правил, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49)

Согласно подпункту д пункта 15 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 47 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)», если в сертификате недостаточно места для указания всей информации о товарах, используются дополнительные листы бумаги формата A4 (ISO) или Letter (ANSI A), заверенные печатью уполномоченного органа.

В качестве дополнительных листов к сертификату допускается использование инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа, содержащего описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, и иные сведения о товаре. Такие документы должны быть заверены печатью уполномоченного органа.

В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии на дополнительных листах (в том числе используемых в качестве дополнительных листов инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа) к такому сертификату оттиска печати уполномоченного органа. При этом дополнительные листы к такому сертификату должны содержать графическое изображение печати уполномоченного органа.

Необходимо ли предоставлять в таможенные органы сертификат о происхождении товара при наличии электронной системы верификации происхождения, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата? (применение правил, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49)

В соответствии с подпунктом а пункта 9 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 47 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)» сертификат не представляется таможенному органу государства-члена при наличии договоренности между таможенным органом государства-члена и уполномоченным органом о применении электронной системы верификации происхождения, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата и достоверности содержащихся в нем сведений. При этом сведения о таком сертификате должны быть указаны в таможенной декларации.

Допускается ли предоставление в таможенные органы электронной копии сертификата о происхождении с целью подтверждения происхождения ввозимых товаров в случае невозможности предоставления оригинала на этапе таможенного декларирования? Требуется ли последующее предоставление оригинала сертификата? (применение правил, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49)

В соответствии с пунктом 6 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 № 47 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)» для целей подтверждения происхождения товара может использоваться оригинал документа о происхождении товара на бумажном носителе, копия документа о происхождении товара (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии) или сертификат, выданный уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии).

Обязательство о последующем представлении таможенному органу оригинала сертификата о происхождении товара не предусмотрено.

В условиях действующих санкционных ограничений является ли несоблюдение условия непосредственной закупки основанием для отказа в предоставлении тарифных преференций?

В соответствии с подпунктом а пункта 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 33 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» с 1 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. включительно условие непосредственной закупки, предусмотренное пунктом 27 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июня 2018 г. № 60, не применяется в качестве обязательного условия для предоставления тарифных преференций.

Каким образом оформляется обязательство о предоставлении оригинала сертификата о происхождении товара формы «А» в случае если при таможенном декларировании в таможенные органы предоставлялась электронная или бумажная копия указанного сертификата?

Декларантом пишется от руки или печатается на оборотной стороне копии сертификата обязательство (в произвольной форме) о представлении таможенному органу в указанный срок оригинала сертификата о происхождении товара (подпункт б пункта 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 33 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран»).

Допускается ли предоставление в таможенные органы копии сертификата о происхождении формы «А» с целью получения тарифных преференций в отношении возимых товаров в случае невозможности предоставления оригинала на этапе таможенного декларирования?

В соответствии с подпунктом б) пункта 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 № 33 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» с 1 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г. включительно в подтверждение происхождения товара для целей, предусмотренных пунктом 3 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, может представляться электронная или бумажная копия сертификата о происхождении товара при условии обязательного последующего представления оригинала указанного сертификата в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары.

Оригинал сертификата о происхождении товара, представляемый в таможенные органы РФ при экспорте, необходим для представления в стране назначения для целей подтверждения происхождения товаров и получения тарифных преференций. Что делать?

Представление в таможенные органы копий сертификатов в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации (п. 6 статьи 80 ТК ЕАЭС).

Произошло изменение маршрута транспортировки товаров, указанного в сертификате о происхождении товара (формы А, EAV, СТ-2, СТ-3), в связи с вводимыми ограничениями транспортных перевозок. Что делать?

Неуказание в сертификатах о происхождении товаров (формы А, EAV, СТ-2, СТ-3) маршрутов транспортировки товаров в случае если он заранее неизвестен или может быть изменен в связи с вводимыми ограничениями транспортных перевозок.

Форма А: пп. 4 пункта 6 Приложения 2 к Решению Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60.
Форма EAV: пп. «с)» абзаца 3 Приложения 5 к Соглашению о ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам от 29.05.2015.
Форма СТ-2: пп. «с)» пункта 4 ст. 18 Приложения 3 к Соглашению о ЗСТ ЕАЭС – Сербия от 25.10.2019.
Форма СТ-3: п. 3 Приложения 3 к Временному соглашению о ЗСТ ЕАЭС – Иран от 17.05.2018.

Невозможность получения непреференциального сертификата о происхождении товара в стране происхождения (недружественная страна), в отношении товара, аналогичного антидемпинговому, для целей подтверждения соблюдения антидемпинговых мер. Что делать?

Получение непреференциального сертификата о происхождении товара в стране отправления (вывоза) товара.

Отсутствие у участников ВЭД возможности представления оригиналов непреференциальных сертификатов о происхождении товаров при таможенном декларировании в связи с ограничениями экспресс- и авиаперевозок. Что делать?

Представление в подтверждение непреференциального происхождения товаров копий сертификатов о происхождении товаров при наличии электронной базы данных уполномоченного органа, выдавшего сертификат, которая содержит аутентичные сведения о данном сертификате.

Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49: п. 32 Непреференциальных правил и п. 7 Требований к сертификату (приложение к Непреференциальным правилам).

Сложность в соблюдении условий непосредственной закупки в рамках правил определения происхождения товаров для развивающихся и наименее развитых стран в связи с вводимыми экономическими ограничениями. Что делать?

Временное неприменение непосредственной закупки в качестве условия для предоставления тарифных преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

Решение Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 33.

Отсутствие у участников ВЭД возможности представления оригиналов сертификатов о происхождении товаров формы «А» при таможенном декларировании в связи с ограничениями экспресс- и авиаперевозок

Представление в подтверждение происхождения товаров, ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС, электронной или бумажной копии сертификата о происхождении товара формы «А» (на временной основе) при условии обязательного последующего представления оригинала указанного сертификата в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *