Медицинские работники по-прежнему получают лицензии в учебных центрах в соответствии с полученным сертификатом и действующей лицензией врача. Что является законным?

Почему сертификаты больше нельзя получить

Законным образом сертификат можно было получить до конца 2020 года. Некоторые медработники успели это сделать, и теперь могут спокойно работать до 2025 года. К этому времени Минздрав доработает процедуру аккредитации и, скорее всего, снимет мораторий.

В 2021 году сертификацию отменили и заменили ее аккредитацией. Если ваш сертификат перестал действовать в 2021 году, вы еще какое-то время можете работать без него, благодаря приказам Минздрава №327н и №58н. Но к 2022 году придется пройти аккредитацию и получить свидетельство.

Многим врачам процедура аккредитации кажется сложной и хочется работать по старым сертификатам. Из-за этого возникает черный рынок: некоторые учебные центры предлагают выдать сертификат «задним числом» — как будто врач успел получить его в конце 2020 года. Но такие документы поддельные.

Медицинские работники по-прежнему получают лицензии в учебных центрах в соответствии с полученным сертификатом и действующей лицензией врача. Что является законным?

Представленная информация была актуальна на 2018 год. Более того, в 2021 году Министерство здравоохранения опубликовало проект постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852». Документ предлагает сделать для руководителей и заместителей медицинских организаций обязательным условием наличие медицинского образования.

В СНТА представлены программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Организация здравоохранения для руководителей лечебно-профилактических учреждений».

Минздрав подготовил изменения в Положение о лицензировании медицинской деятельности. Так после утверждения изменений руководителями медорганизаций могут быть лица без профильного медицинского образования.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Что необходимо знать медицинским и фармацевтическим работникам о продлении своих документов в 2021 году:

  • Минздрав упразднил процедуры сертификации;
  • все медицинские и фармацевтические специалисты попали под процедуру аккредитации;
  • для продления допуска к профессиональной деятельности необходимо пройти Периодическую аккредитацию.

Есть вопросы по Периодической аккредитации?

Задайте вопрос нашему менеджеру!

Я согласен на обработку персональных данных

Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации вызывала много вопросов о том, кому и когда можно получить сертификат, минуя процедуру аккредитации. Также в этом материале был дан ответ на вопрос о том, какую ответственность несут специалист и работодатель, если срок действия сертификата уже истек.

Почему стоит пройти аккредитацию сейчас

Есть несколько способов, которые позволят пройти аккредитацию и законно принимать пациентов в 2021 году и далее:

  • Для членов НМО — курсы в «Институте медицинского образования». В наличии есть пакетные программы на 5 лет, которые позволят набрать необходимые 180 ЗЕТ для выхода на аккредитацию. Методисты также составляют отдельные курсы по 18 или 36 часов для врачей, которым не хватает немного баллов.
  • Если вы не вступили в НМО — классические курсы повышения квалификации, длительностью 144 часа. Благодаря поправкам к приказу №40н их можно учесть в портфолио медработника и с их помощью выйти на аккредитацию.

«Институт медицинского образования» предлагает более 160 программ повышения квалификации для работников медицинской сферы. Методисты составляют учебные планы в соответствии с ФГОС, а каждый выданный документ мы проверяем, чтобы подтвердить соответствие законодательству об образовании в РФ. С этими документами вы можете законно работать, принимать пациентов и не бояться проверок.

Курсы проводим заочно с применением дистанционных образовательных технологий. Такая форма обучения позволит врачам не прерывать практику, а заниматься в удобное время по собственному расписанию.

Менеджер учебного центра поможет подобрать подходящую программу с необходимой продолжительностью. Чтобы получить бесплатную консультацию, позвоните по телефону.

На 2021 год эта статья уже потеряла свою актуальность. Поэтому перед прочтением хотим обратить внимание на следующие ключевые моменты:

  • Минздрав упразднил процедуру сертификации.
  • С 1 января 2021 года все медработники включены в систему аккредитации.

Таким образом, пройти обучение с получением сертификата невозможно. Если же образовательная организация предлагает такое обучение или говорит о возможности оформления документов задним числом — это мошенничество. Такие документы легко проверить на легитимность через реестр ФРДО.

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией Министерство здравоохранения РФ издало приказ от 14. 2020 № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста», который ввел мораторий на медицинские сертификаты. Однако же данный документ вызвал большое число вопросов со стороны медицинского сообщества, поэтому ведомство также подготовило разъяснения к документу. Предлагаем ознакомиться с основными моментами.

Аккредитация и сертификация в 2020 году

Пункт 2 приказа № 327н гласит, что до 1 января 2021 года аккредитация, а также выдача свидетельств об аккредитации специалиста проводиться не будут. Таким образом, у медицинских работников есть возможность сразу же приступать к выполнению свои профессиональных обязанностей.

Процедура же сертификации в соответствии с приказом упраздняется. Это означает, что в 2021 году всем медицинским специалистам необходимо собирать баллы НМО, пройти аккредитацию.

Однако в соответствии с новым письмом от Министерства здравоохранения №16-7/966 от 06. 2020, стало известно, что в 2020 году у медицинских специалистов есть возможность проходить обучение на курсах повышения квалификации, при условии, что продолжительность обучения 144 академических часа. В этом случае медработникам, получившим дополнительное профессиональное образование в 2020 году и успешно прошедшим сертификационный экзамен, сертификат специалиста может быть выдан, но уже после 1 января 2021 года. Поэтому, если медицинский специалист пройдет успеет до конца года пройти обучение по программе ПК 144 ч. , то он сможет получить в 2021 году сертификат специалиста.

Медработникам дали возможность работать только на основании документов об образовании

В 2020 году у медицинских специалистов есть право работать без свидетельства об аккредитации специалиста и сертификата специалиста, а также без необходимости проходить аккредитацию или сдавать сертификационный экзамен. Данная норма прописана в подпункте «а» пункта 1 приложения к приказу № 327н.

Отметим, что в данном случае речь идет о лицах, завершивших свое обучение до 1 января 2021 года, по одной из представленных программ:

  • cреднего профессионального медицинского образования;
  • высшего медицинского и фармацевтического образования;
  • дополнительного профессионального образования.

Иными словами, специалисты, имеющие на руках дипломы о профессиональной переподготовке или удостоверения о повышении квалификации, до окончания действия приказа могут осуществлять свою профессиональную деятельность только на основании документов об образовании.

Сертификатов больше не будет?

В приказе от Минздрава также отмечается, что с 1 января 2021 года (то есть после завершения срока действия документа) все медицинские работники, которые были допущены к работе в 2020 году, в обязательном порядке должны будут пройти аккредитацию. Кроме специалистов, которые будут иметь действующие сертификаты.

Таким образом можно заключить, что в 2020 году медицинские специалисты смогут работать на основании имеющихся документов об образовании, в том числе и ДПО, а в 2021 году им необходимо будет пройти аккредитацию.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос нашему менеджеру!

Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Чья это обязанность — повышать квалификацию?

Федеральный закон от 21. 2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает не только работников, но и работодателей.

Согласно ст. 100 данного закона медицинской деятельностью могут заниматься лица, прошедшие обучение по программам высшего или среднего медицинского образования, а также имеющие сертификат специалиста.

Работник: В этом же законе (пп. 3 п. 2 ст. 73) прописана обязанность медицинского (фармацевтического) работника совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Работодатель: Работодатель обязан направлять своих работников на курсы повышения квалификации (пп. 8 п. 1 ст. 79).

Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?

Росздравнадзор за прошедший период выявил случаи несоблюдения сроков повышения квалификации специалистов (не реже 1 раза в 5 лет) — 151 случай. Были наложены штрафы.

Читать также:  Как выглядит сертификат дополнительного образования для детей фото от 5 до 18

Медицинские работники по-прежнему получают лицензии в учебных центрах в соответствии с полученным сертификатом и действующей лицензией врача. Что является законным?

Что касается врачей. Если вина врача будет установлена, а именно специалист проигнорировал указание руководства о необходимости пройти курсы повышения квалификации, то работодатель может применить следующие меры воздействия.

Медицинские работники по-прежнему получают лицензии в учебных центрах в соответствии с полученным сертификатом и действующей лицензией врача. Что является законным?

Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников

Порядок и сроки совершенствования знаний и навыков определял Приказ Минздрава России от 03. 2012 N 66н. Данный нормативный акт действовал на момент публикации материала. Но в ноябре 2017 года медицинское сообщество было предупреждено о том, что в связи с введением системы аккредитации и института НМО Приказ №66н будет изменен.

В Приказе были четко разделены 3 вида совершенствования знаний и навыков путем освоения программ дополнительного профессионального образования:

  • 1 вид: Повышение квалификации
  • 2 вид: Профессиональная переподготовка
  • 3 вид: Стажировка

Помимо дополнительного профессионального образования, были еще Институт базового медицинского образования (получение высшего или среднего мед. образования) и институт ординатуры (узкая специализация).

Таким образом всю систему можно представить таким образом:

Базовое профессиональное образование:

  • А1. Высшее или среднее образование (Диплом + сертификат)
  • А2. Ординатура (Диплом + сертификат)
  • Б1. Повышение квалификации или как обычно называют «сертификационный цикл» (Удостоверение + сертификат)
  • Б2. Профессиональная переподготовка (Диплом + сертификат)

После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали, помимо основного документа о дополнительном образовании, еще и сертификаты специалиста. Теперь в связи со вступлением в систему аккредитации будет выдаваться свидетельство об аккредитации.

Статья 100 Федерального закона №323-ФЗ определила сроки запуска системы аккредитации. Там же указывается, что переход к новой системе осуществляется поэтапно: с 1 января 2016 по 1 января 2021 г.

Медицинские работники по-прежнему получают лицензии в учебных центрах в соответствии с полученным сертификатом и действующей лицензией врача. Что является законным?

22 декабря 2017 года был издан Приказ №1043, а 21 декабря 2018 года приказ №898н, которые определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из документов следовало, что процесс перехода будет поэтапным и будет включать отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты?

Плановая сертификация или внеплановая?

Некоторые специалисты путались с тем, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию. Раньше все зависело от того, какую сертификацию им нужно было пройти.

Есть плановая сертификация – каждые 5 лет (согласно ФЗ-323) повышать квалификацию.

Есть неплановая сертификация. Сюда относятся те, кто закончили ординатуру, курс переподготовки.

Для плановой сертификации уже были определены сроки аккредитации. Если специалист получил сертификат специалиста до 1 января 2016 года, то он мог еще раз пройти сертификацию. Если же в последний раз сертификат получен после указанной даты, то этот специалист в следующий раз должен был проходить аккредитацию.

Медицинские работники по-прежнему получают лицензии в учебных центрах в соответствии с полученным сертификатом и действующей лицензией врача. Что является законным?

Вступать в НМО или нет?

Что делали те, кто уже не мог получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО. Сомневались, нужно ли вообще вступать в НМО?

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав был намерен внести поправки в данный нормативный акт. Предполагалось, что медицинские и фармацевтические работники могли бы выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Когда отменили сертификацию для тех, кто хотел пройти курсы переподготовки?

Приказ №1043 от 22 декабря 2017 года определил, что сертификаты можно получать до 31 декабря 2018 года. То есть данной категории специалистов продлили возможность получения сертификата еще на 1 год. Все, кто завершил обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2019 года, сдавали многоэтапный экзамен.

На момент публикации данного материала процедура аккредитации состояла из 3 этапов:

  • 1 этап: Тестирование знаний
  • 2 этап: Оценка практических умений и навыков
  • 3 этап: Решение ситуационных задач

Медицинские работники по-прежнему получают лицензии в учебных центрах в соответствии с полученным сертификатом и действующей лицензией врача. Что является законным?

Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно

Тем не менее сертификат мог быть выдан даже тем, кому уже нельзя получить его в рамках пятилетнего цикла (после курсов повышения квалификации). Для этого достаточно было пройти переподготовку и получить сертификат.

В Современной научно-технологической академии (СНТА) медицинские специалисты: врачи и средний медицинский персонал, — могли пройти сертификационные циклы и курсы профессиональной переподготовки.

Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. Согласно Приказу №66н, обучение проходит по индивидуальным учебным планам. Обучение доступно для жителей отдаленных регионов России. После прохождения тестирования, на адрес слушателей высылается диплом о переподготовке + сертификат специалиста государственного образца, а в случае освоения курса повышения квалификации (сертификационный курс) высылается удостоверение о повышении квалификации + сертификат специалиста государственного образца.

Ознакомиться с перечнем образовательных программ для врачей, среднего медицинского персонала, а также фармацевтических работников.

Согласно действующим нормативным актам, с 1 января 2020 года проходить аккредитацию должны будут все медицинские работники, получившие диплом о высшем образовании в сфере здравоохранения и медицинских наук. Кроме того, с 2020 года специалисты, закончившие курсы профессиональной переподготовки, должны также будут пройти экзамены в рамках аккредитации и получить свидетельство.

Таким образом, представленный ранее способ пройти сертификацию более не является актуальным.

Если у вас остались вопросы, позвоните нам или же оставьте свой номер для обратного звонка. Наши специалисты свяжутся с вами и дадут подробную консультацию по всем вопросам, касающимся аккредитации.

  • Баллы НМО: что это? и как их получать?
  • Медосмотры работников торговли: Верховный Суд постановил
  • Что мешает руководителям аптеки выполнять функционал провизора?
  • Минздрав уточнил порядок проведения диспансеризации несовершеннолетних

Зачем меняют Положение о лицензировании медицинской деятельности?

На сегодня в вопросе о лицензировании мед. деятельности имеются противоречия в законодательстве. Они в свою очередь вызывают трудности в правоприменительной практике.

Сегодня действует Федеральный закон от 04. 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также постановление Правительства Российской Федерации от 16. 2012 № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

В медицинскую деятельность входят виды работ, которые перечислены в Приложении Положения (Постановление Правительства №291). При этом эти виды работ (услуг) должны выполнятся при следующих условиях:

  • при оказании первичной медико-санитарной,
  • при специализированной (в том числе высокотехнологичной),
  • скорой (в том числе скорой специализированной),
  • при паллиативной медицинской помощи,
  • при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении,
  • при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи,
  • при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Противоречия между приказом Минздрава России от 11. 2013 № 121н и Положением о лицензировании

В 2013 году Минздрав утвердил приказ №121н, в котором представлена расширенная номенклатура работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В свою очередь процедура лицензирования, в том числе лицензионного контроля, стала проходить с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного.

Помимо этого встаёт необходимость для уточнения лицензионных требований, которые предъявляются к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Также изменения в Положение о лицензировании позволит привести используемые понятия в соответствие с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Новые требования к уровню образования руководителей медицинской организации

Минздрав РФ предлагает пересмотреть требования к образованию и стажу работы руководителей медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности и руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности. Для этого формулировки уточнены и приведены в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 29. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утверждённого приказом Минтруда России от 07. 2017 № 768н.

Читать также:  Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом

Новое требование к медицинскому профильному образованию будет касаться только тех руководителей медицинский организаций и структурных подразделений, а также ИП, которые намерены осуществлять доврачебную помощь. Эта категория руководителей должны будут иметь высшее медицинское образование (уровень бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело») или среднее медицинское образование, а также сертификат специалиста по специальности или свидетельство об аккредитации.

Кто сможет получить лицензию на деятельность по забору, заготовке и трансплантации органов и (или) тканей человека?

Сегодня имеется Федеральный закон Российской Федерации от 22. 1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В нем указано, что забор и заготовку органов и (или) тканей человека, а также их трансплантацию могут осуществлять только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. В свою очередь этот момент будет включён в Положение о лицензировании.

После этого медицинская организация, которая изъявит намерения выполнять работы (услуги) по изъятию и хранению органов человека для трансплантации, по изъятию и хранению тканей человека для трансплантации и по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей), должна будет сначала получить соответствующую лицензию, и лишь затем подавать заявку в Министерство здравоохранения Российской Федерации на внесение ее в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, и (или) в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека.

Теперь нужно будет соблюдать не только Порядки оказания медпомощи

Лицензионные требованиям дополнятся и требованиями о соблюдении других правил:

  • Правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований,
  • а также Положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи,
  • Порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Другими словами, медицинские организации должны будут соблюдать требования следующих нпа:

  • приказ Минздрава России от 24.03.2016 № 179н «Правила проведения патолого-анатомических исследований»,
  • приказ Минздрава России от 26.12.2016 № 997н «Правила проведения функциональных исследований»,
  • приказ Минздрава России от 06.12.2017 № 974н «Правила проведения эндоскопических исследований»,
  • приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»,
  • приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям»,
  • приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи»,
  • приказ Минздрава России от 02.12.2014 № 796н «Положение об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи»,
  • приказ Минздрава России от 05.05.2016 № 279н «Порядок организации санаторно-курортного лечения»,
  • приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «Порядок организации медицинской реабилитации».

Уже разрабатываются нормативные правовые акты, утверждающие правила проведения лабораторных и рентгенологических видов диагностических исследований.

Лечебная физкультура и спортивная медицина разделяются

Работы (услуги) по лечебной физкультуре и спортивной медицине проектом постановления разделяются, что позволит медицинским организациям, работающим в области медицинского обеспечения спорта и не оказывающим услуги в области лечебной физкультуры, оптимизировать расходы и ресурсы, необходимые
для соблюдения лицензионных требований. То же касается и медицинских организаций, деятельность которых связана с лечебной физкультурой, медицинской реабилитацией, но не связана с медицинским обеспечением спорта.

Авиационная и космическая медицина будет исключена из перечня медицинских услуг

Проект изменений предполагает исключить работы (услуги) по «авиационной и космической медицине».

Это связано с введением работ (услуг) по «медицинскому освидетельствованию авиационного персонала» и по «медицинскому освидетельствованию космонавтов, медицинскому обеспечению космонавтов и их реабилитации после выполнения космических полетов».

Так как медицинская деятельность в части оказания медицинской помощи авиационному персоналу и космонавтам не носит специфического характера, необходимого для выделения отдельной работы (услуги), а вводимые работы (услуги) по освидетельствованию указанных лиц будут регулироваться отдельными нормативными правовыми актами.

Исключены из перечня те услуги, для которых отсутствуют специальности

Также предполагается исключить из Перечня медицинских услуг следующие работы (услуги):

  • по «диабетологии»,
  • «клинической микологии»,
  • «лабораторной микологии»,
  • «лабораторному делу»,
  • «генетике»,
  • «реаниматологии»,
  • «хирургии (абдоминальной)».

Они будут изъяты в связи с отсутствием соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07. 2015 № 700н, и в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации
по программам ординатуры, утвержденный приказом Минобрнауки России
от 12. 2013 № 1061.

Исключены работы по бактериологии и вирусологии

Работы (услуги) по «бактериологии» и «вирусологии», поскольку лицензирование проведения бактериологических и вирусологических исследований планируется осуществлять в рамках работы (услуги) по объединенной работе (услуге) по «медицинской микробиологии».

Услуги по гигиеническому воспитанию не относится к медицинской деятельности

Работы (услуги) по «гигиеническому воспитанию» будут исключены в связи с тем, что в статье 36 Федерального закона от 30. 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывается, что гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. Таким образом напрямую эти услуги не относятся к медицинской деятельности.

Услуги по дезинфектологии не требуют отдельной лицензии

Работы (услуги) по «дезинфектологии» также будут исключены, так как обеспечение предотвращения нанесения вреда жизни и здоровью граждан в рамках осуществления медицинской деятельности в части проведения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий должно осуществляться не путем лицензирования работ (услуг) по «дезинфектологии», а путем соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Услуги по медицинской статистике не нуждаются в лицензировании

Работы (услуги) по «медицинской статистике», поскольку исходя из определения, данного Федеральным законом № 323-ФЗ (медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях) обработка учетно-отчетных данных медицинской организации, контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации и обеспечение статистического наблюдения в целом не относится к медицинской деятельности.

Услуги по наркологии и операционному делу не носят самостоятельного характера

Работы (услуги) по «наркологии» и «операционному делу» исключаются из Перечня, в связи с невозможностью самостоятельного осуществления медицинской деятельности ни фельдшером-наркологом (не предусмотрено порядками оказания медицинской помощи), ни операционной медицинской сестрой (невозможно без врача-специалиста).

Работы по «неотложной медицинской помощи» исключены из Перечня

Поскольку неотложная – одна из форм оказания медицинской помощи и может оказываться разными врачами-специалистами или специалистом со средним медицинским образованием, например, врачом-терапевтом, врачом-педиатром или фельдшером, при этом лицензирование будет осуществляться по соответствующей специальности врача-специалиста (среднего медицинского работника) работе (услуге).

Исключены работы (услуги) по «общей практике»

Работы (услуги) по «общей практике», поскольку согласно Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 10. 2016 № 83н, для того, чтобы занимать должность медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) требуется наличие среднего профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и профессиональная переподготовка по специальности «Общая практика», однако выделение отдельной работы (услуги) под профессиональную переподготовку представляется излишней детализацией.

Оргздрав, организация сестринского дела и управлению сестринской деятельностью прямо не относятся к медицинской деятельности

Работы (услуги) по «организации здравоохранения и общественному здоровью», по «организации сестринского дела» и «управлению сестринской деятельностью» будут исключены, поскольку Положением о лицензировании устанавливаются соответствующие исчерпывающие требования к руководителям медицинских организаций, а квалификационными характеристиками – требования
к квалификации среднего медицинского персонала, при этом содержание данных работ (услуг) напрямую не относится к медицинской деятельности.

Лицензирование работ по «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям»

Работы (услуги) по «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям» будут исключены из Перечня в связи по следующим основаниям:

Читать также:  Как оформить сертификат о прививках после болезни или вакцинации, в том числе как скачать qr-код с государственной услуги

то есть напрямую не относятся к медицинской деятельности, одновременно, в соответствии с положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 2004 № 322, Роспотребнадзор организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга.

Оказывать услуги по сексологии можно без отдельной лицензии

Услуги по «сексологии» не нужно лицензировать отдельно, поскольку сексологическая медицинская помощь может оказываться в рамках профиля «психиатрия» и не нуждается в отдельном лицензировании.

Работы по «стоматологии профилактической» и «стоматологии общей практики» не нуждаются в лицензировании

Работы (услуги) по «стоматологии профилактической» тсключаются из Перечня в связи с тем, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 323-ФЗ профилактика является частью медицинской помощи, одновременно с этим, квалификационными характеристиками врача-специалиста согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23. 2010 № 541н предусмотрены должностные обязанности, включающие в себя в том числе проведение санитарно-просветительной работы среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. В свою очередь действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена должность врача по стоматологии профилактической.

Что касается работ (услуг) по «стоматологии общей практики», то здесьв настоящее время выпускники учреждений высшего профессионального образования, завершившие обучение по специальности «стоматология общей практики» в рамках интернатуры и ординатуры, занимают в медицинских организациях Российской Федерации должность «врач-стоматолог». Такая ситуация обусловлена тем, что номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20. 2012 № 1183н, не предусматривает должность врача-стоматолога общей практики, в связи с чем работы (услуги) по стоматологии общей практики не могут выступать в качестве объекта лицензирования медицинской деятельности. Кроме того, в настоящее время завершается процедура утверждения базового профессионального стандарта «врач-стоматолог» для специалистов с высшим медицинским образованием, получивших обучение в соответствии с ФГОС высшего образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология.

Энтомология не относится к медицинской деятельности

Работы (услуги) по «энтомологии» тоже исключены, так как энтомология занимается изучением насекомых, наносящих вред сельскому хозяйству, растениям, животным и человеку, а также насекомых-опылителей растений, производителей используемых человеком продуктов, почвообразователей и энтомофагов и напрямую не относится к медицинской деятельности.

Экспертиза качества медицинской помощи не является медпомощью

Работы (услуги) по «экспертизе качества медицинской помощи» исключаются. Согласно статье 64 Федерального закона № 323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, т. не рассматривается как оказание медицинской помощи, предусмотренной положениями статьи 32 Федерального закона № 323-ФЗ и подлежащей лицензированию.

Данный вид медицинской экспертизы в отличие от других видов медицинской экспертизы, регламентированных статьей 58 Федерального закона № 323-ФЗ, не устанавливает состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, или причинно-следственную связь между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина, а выявляет нарушения при оказании медицинской помощи экспертным путём в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, не предусматривающим лицензирование деятельности экспертов.

Экспертиза качества медицинской помощи, проводимая в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12. 2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности», является контрольным мероприятием, проводимым экспертами по отношению к медицинской организации, осуществляющей лицензируемую медицинскую деятельность. Деятельность экспертов в данных случаях регламентирована постановлением Правительства Российской Федерации от 10. 2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю» и не требует лицензирования.

Одновременно с этим, в настоящее время Минздравом России разрабатывается проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому экспертиза качества медицинской помощи будет осуществляться в формах государственного контроля, ведомственного контроля, внутреннего контроля на основании критериев оценки качества медицинской помощи, разрабатываемых по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения).

Кроме того, в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07. 2015 № 700н, отсутствуют сведения о специальности «экспертиза качества медицинской помощи» по которой выдается сертификат специалиста,
что не представляет возможным установить соответствие лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в части наличия заключивших с соискателем лицензии трудовых договоров работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) согласно подпункту «д» пункта 4 Положения о лицензировании.

Новые дополнения в Перечень

Будут внесены изменения в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в части актуализации работ (услуг):

  • по судебно-медицинской экспертизе – дополнение работами (услугами) по судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц и по материалам дела;
  • судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа и по материалам делам, исключение спектрографической и судебно-цитологической экспертиз;
  • по судебно-психиатрической экспертизе (комплексной) – для амбулаторной вводится уточнение «живых лиц и заочной, в том числе посмертной, по медицинским документам и иным материалам», для стационарной редакционно уточняется формулировка.

При этом наименования работ (услуг), касающихся медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и медицинского освидетельствования на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, необходимо привести в соответствие с Федеральным законом от 10. 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пунктом 5. 106 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19. 2012 № 608.

Не нашли нужную информацию?

Задайте вопрос нашему менеджеру!

Учебные центры продолжают выдавать сертификаты медработникам. Это законно?

Медицинские работники по-прежнему получают лицензии в учебных центрах в соответствии с полученным сертификатом и действующей лицензией врача. Что является законным?

Источник фото gstudioimagen/freepik

Из-за пандемии коронавируса аккредитацию медработников приостановили до 1 июня 2021 года. Но этот срок уже прошел, а новостей от Минздрава нет — только поправки к законам и проекты приказов, которые пока еще не вступили в силу.

По закону медработники не имеют права работать без сертификатов, а у многих специалистов срок их действия истек или истекает в ближайшее время. Пользуясь случаем, находятся учебные центры, которые предлагают оформить новый сертификат в 2021 году, чтобы врач вышел на аккредитацию в 2025 году или позднее. Это привлекательно, но не законно. Сейчас расскажем, почему.

Ответственность за поддельный сертификат

Поддельный сертификат легко выявить при любой проверке — скорее всего, он будет составлен не по регламенту, а сведений о сертификате не окажется в ФИС ФРДО. Каждое учебное заведение обязано вносить сведения о документах в этот реестр в течение двух месяцев после выдачи. Подделку никто не вносит и это может стать причиной проблем:

  • Медработник — поддельный сертификат признают недействительным и врач лишится права вести прием. Деньги за покупку поддельного сертификата никто не вернет. А иногда за подделку документов на врача могут завести уголовное дело.
  • Учебный центр — за выдачу поддельных документов предусмотрен штраф до 150 тысяч рублей за каждый случай. За подделку документов также могут завести уголовное дело.

Чтобы не рисковать деньгами и репутацией, лучше не покупать документы, а пройти аккредитацию. Она доступна всем медработникам, независимо от членства в НМО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *