Какие сертификаты необходимо иметь капитану морского судна в рамках требования полярного кодекса

Суда, работающие в полярных условиях, будут обязаны соблюдать требования Международного кодекса для судов, работающих в Полярных водах (Полярный кодекс), который вступит в силу уже 1 января. Область, к которым кодекс будет применяться, – воды, расположенные севернее 60º северной широты, за исключением побережья Исландии и северной Скандинавии, а также части российского побережья. Помимо технических нюансов, к судовладельцам предъявляется ряд эксплуатационных требований. Одно из них — необходимость профессиональной спецподготовки экипажей.

Какие требования предъявляет Полярный кодекс к подготовке моряков и комплектованию экипажей?

Ответ на этот вопрос содержится в Главе 12 Части I-A Меры Безопасности. В части профессиональных требований кодекс ссылается на Главу V Конвенции и Кодекса о подготовке и димломировании моряков и несении вахты (ПДНВ).

Полярный кодекс устанавливает рамки для личного состава: кто, когда и где какую квалификацию должен иметь. В обычных условиях требуется, чтобы несущие навигационную ходовую вахту офицеры, включая капитана, получили достаточную подготовку и, соответственно, имели свидетельство о профпригодности, подтверждающее прохождение подготовки по основной или расширенной программе. Требования различаются в зависимости от типов судов и эксплуатационных условий. Например, требования к экипажам танкера будут отличаться от требований к «пассажиру» или другому типу судна. Разной подготовки будут требовать от экипажей судов, работающих на свободной ото льда воде, на «открытой воде» (судоходные воды, менее 1/10 части которых покрыты морским льдом) или в «других водах».

Самые простые требования предъявляются к работе в свободных ото льда водах: никаких дополнительных сертификатов и свидетельств морякам не требуется. В «открытых водах» только офицеры-судоводители танкеров и пассажирских судов на уровне эксплуатации и управления должны иметь соответствующее свидетельство о прохождении базовой подготовки.

Когда любое судно входит в «другие воды», все офицеры-судоводители должны иметь свидетельство о прохождении базовой подготовки, а капитан и его помощники — свидетельство о прохождении подготовки по расширенной программе.

Разрешает ли Полярный Кодекс замещать обладателей свидетельств другим персоналом?

Кроме того, при работе на танкерах или пассажирских судах в водах, которые не являются «открытой водой» или «айсберговыми водами», капитан, старший помощник и судовые офицеры, в обязанности которых входит несение вахты, должны соответствовать установленным требованиям к базовой подготовке. При работе в водах, концентрация льда в которых превышает 1/10, все офицеры-судоводители, включая капитана, на грузовых судах за исключением танкеров должны соответствовать установленным требованиям к базовой подготовке.

Что требует ПДНВ от моряков?

ПДНВ будет дополнен новым правилом V/4 «Об обязательных минимальных требованиях, предъявляемых к подготовке и квалификации капитанов и палубных офицеров на судах, эксплуатируемых в полярных водах». Это правило должно вступить в действие 1 июля 2018 года.

Читать также:  При вывозе товаров с таможенной территории МЕАС выдается сертификат происхождения и сертификат экспорта в 2022 году

Кто какую подготовку должен проходить?

Согласно Правилу V/4, определены два основных типа подготовки — базовая (basic) и по расширенной программе (advanced training).

Базовую подготовку должны пройти капитаны, старшие помощники и офицеры, несущие навигационную ходовую вахту, которые работают на судах, эксплуатируемых в полярных водах. Они должны пройти одобренные курсы базовой подготовки, чтобы иметь право на получение Свидетельства о профпригодности.

Подготовка по расширенной программе обязательна для капитанов и старпомов на судах, работающих в полярных водах. Они должны иметь свидетельство о прохождении базовой подготовки, как минимум двухмесячный стаж плавания и пройти полную подготовку по расширенной программе. Каждые пять лет капитаны и офицеры должны подтверждать профкомпетентность.

Есть ли какие-то переходные положения?

Для уже имеющих плавательский стаж моряков ПДНВ включил переходные положения, которые будут действовать до 1 июля 2020 года. Согласно этим положениям, офицеры могут обратиться за получением свидетельства о базовой подготовке, если у них есть одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее трёх месяцев в течение пяти последних лет; или если они успешно окончили курсы, удовлетворяющие требованиям руководства по профподготовке, установленные организацией для судов, эксплуатируемых в полярных водах. Это руководство содержится в разделе B-V/g Кодекса ПДНВ.

Подать заявку на получение свидетельства о подготовке по расширенной программе моряки могут в соответствии с переходными положениями, если у них есть одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее трёх месяцев в течение пяти последних лет; или если они успешно окончили курсы, удовлетворяющие требованиям руководства по профподготовке, установленные организацией для судов, эксплуатируемых в полярных водах (раздел B-V/g), и имеют одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее двух месяцев в течение пяти последних лет.

Как разобраться с двумя датами вступления в силу?

Поскольку поправки к ПДНВ вступают в силу только через полтора года после вступления в силу Полярного кодекса, настоятельно рекомендуется консультироваться с государством флага, если они намерены ввести поправки раньше, и местной администрацией портов.

По материалам ЦИА РПСМ

Экологические положения Полярного кодекса приняты

В Лондоне состоялась 68-ая сессия Комитета по защите морской среды (MEPC) Международной морской организации (ИМО). Ее главный и важный итог – приняты экологические положения Полярного кодекса (Polar Code). Об этом сообщает пресс-служба ИМО.

Читать также:  Аваст блокирует доступ к сайту из за истекшего сертификата что делать

Полярный кодекс – это общие правила и требования по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения в полярных водах. Документ должен охватить вопросы, связанные с проектированием, конструкцией, оборудованием и эксплуатацией судов, в том числе, специальную подготовку экипажей для плавания в ледовых условиях при низких температурах.

Вот что из себя представляют принятые экологические положения Полярного кодекса:

— предотвращение загрязнения нефтью: запрещен сброс в воду нефти или нефтесодержащих смесей с любого судна;

— предотвращение загрязнения вредными жидкими веществами: запрещен сброс в море вредных жидких веществ или смесей, содержащих эти вещества;

— предотвращение загрязнения сточными водами: запрещен сброс сточных вод, кроме случаев, если он выполняется в соответствии с Приложением IV к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL), а также требованиями, содержащимися в Полярном кодексе;

— предотвращение загрязнения мусором: сброс мусора ограничен и разрешается только в соответствии с Приложением V MARPOL и требованиями Полярного кодекса.

Принятие экологических положений последовало за согласованием в декабре 2014 года Комитетом по безопасности на море (MSC) требований, связанных с безопасностью Полярного кодекса, и соответствующих поправок, чтобы сделать их обязательными в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (SOLAS).

Добавим, что решение о создании международного Полярного кодекса ИМО было принято в 1996 году. Полный текст Полярного кодекса, охватывающий требования по безопасности и защите окружающей среды, должен вступить в силу с 1 января 2017 года.

Полярный кодекс будет применяться к судам, построенным с 1 января 2017 года и после. Суда, построенные до указанной даты, должны быть готовы для соответствия требованиям Полярного кодекса при первом промежуточном осмотре или при обновлении судна в зависимости от того, какой из вариантов наступит раньше на дату – 1 января 2018 года.

Моряки должны быть готовы к плаванию во льдах

Большинство судовладельцев готовы исполнять нормы Полярного кодекса, определяющего правила навигации в Арктике, – заявил ТАСС замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. В прошлом году Администрация Северного морского пути получила 700 обращений от компаний на допуск к навигации, и отказала всего в двух случаях, и то – после исправления замечаний теплоходы вышли в плавание.

Однако требования предъявляются не только к судну, но и к экипажу. Так, согласно поправкам к Конвенции ПДНВ, судоводители должны пройти соответствующие курсы по плаванию в полярных водах. Эта норма станет обязательной с 1 июля 2018 года, когда поправки вступят в силу.

Читать также:  Камень имеет мандат и чистый паспорт

В самом Полярном кодексе говорится, что суда, плавающие в высоких широтах, должны быть укомплектованы  надлежащим образом квалифицированным персоналом. Для этого капитаны, старпомы и лица из числа комсостава, несущие навигационную вахту, должны пройти подготовку в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ. Поправки в Конвенцию уже внесены, они вступают в силу 1 июля, правда, эти нормы ещё не имплементированы в Положение о дипломировании членов экипажей морских судов.

– Минтранс пока не включил новые правила ПДНВ в Положение о дипломировании моряков, – говорит директор Института дополнительного образования ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Сергей Айзинов. – Но несмотря на это, моряки всё равно проходят обучение, ведь они понимают, что иначе им не выйти в Арктику. Когда будут имплементированы требования, не могу сказать, но, думаю, что это увеличит поток слушателей курсов.

Морской учебно-тренажёрный центр на базе Института ДПО проводит соответствующую подготовку, которая существует в двух вариантах: базовая и расширенная. По словам Сергея Айзинова, базовую должны пройти все судоводители, а капитанам и старпомам после этого ещё нужно получить три месяца стажа плавания в полярных водах и затем прийти на расширенные курсы. Что касается остальных членов экипажа – рядовых и работающих в машинном отделении, к ним Конвенция ПДНВ никаких дополнительных требований не предъявляет. Вместе с тем в Полярном кодексе указано, что они должны быть ознакомлены с особенностями работы на судах в полярных водах. В этом случае достаточно инструктажа, который могут провести как в офисе компании, так и на борту судна.

Важно помнить, что существует так называемый переходный период, который позволит морякам, начавшим работать в полярных водах до 1 июля 2018 года, пройти альтернативную базовую или расширенную программу обучения до 1 июля 2020 года. До этого времени офицеры могут обратиться в любой учебный центр, готовящий к плаванию в Арктике, за получением свидетельства о базовой подготовке. Для этого у них должен быть одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее трёх месяцев в течение пяти последних лет. Подать заявку на получение свидетельства о подготовке по расширенной программе в соответствии с переходными положениями моряки могут, если у них есть одобренный стаж плавания на борту судна, работавшего в полярных водах, или эквивалентный одобренный стаж плавания в общей сложности не менее трёх месяцев в течение пяти последних лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *