Формула соответствия в сертификате качества. Дорожный знак рынка услуг

Приложение N 18

к постановлению Правительства

от 12 марта 2022 г. N 353

Единый знак обращения на рынке Евразийского экономического союза (он же «маркировка ЕАС») представляет собой три буквы EAC, что означает ЕврАзийское Соответствие (англ. EurAsian Conformity).

1 марта 2022 года вступил в силу
Приказ Минпромторга 1865 📄 от 21 мая 2021 года, утверждающий правила маркировки продукции знаком обращения на рынке РФ.

Данный знак, напомним, наносится на продукцию, подлежащую сертификации и декларированию в России по Постановлению 982 до 1 сентября 2022 года; по Постановлению 2425 — с 1 сентября 2022 года. Это те товары, для которых ещё не вступили в силу соответствующие техрегламенты.

До 01.03.2023 допускается ввоз на территорию РФ продукции, предназначенной для обращения исключительно на территории РФ, без маркировки. Маркировка должна быть нанесена до реализации такой продукции потребителю (пользователю) (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

1. Продукция, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия, в том числе до дня вступления в силу технических регламентов, и соответствие которой подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется изготовителем или заявителем самостоятельно любым удобным для него способом до выпуска продукции в обращение. Особенности маркировки продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.

Продукция, соответствие которой не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 460-ФЗ)

21 июня 2021 года произошло небольшое, но всё же важное событие, едва заметное в плотном потоке остальной информации — вступило в силу
Постановление Правительства №955 📄, вносящее изменения в
Постановление Правительства №696 📄 «О знаке обращения на рынке».

Напомним, речь в этом постановлении идёт о знаке СТР:

Постановление №955 расширяет «зону покрытия» знака — теперь он добавляется на этикетки товаров, подпадающих под любые обязательные требования российского (не евразийского) законодательства о техническом регулировании. На продукцию, соответствующую евразийским требованиям, напомним, наносится маркировка ЕАС.

В первоначальной редакции он наносился на продукцию, подпадающую только под российские технические регламенты (не путать с евразийскими техническими регламентами).

Теперь же вся продукция, подлежащая обязательной оценке соответствия по национальным стандартам (и по ГОСТам, и по техрегламентам) маркируется знаком обращения СТР. Напомним, перечень этой продукции установлен
Постановлением №982 📄 от 1 декабря 2009 года.

Таким образом, знак РСТ (который является знаком соответствия, а не знаком обращения) будет применяться при оценке соответствия продукции только в добровольной «Национальной системе сертификации».

Но не стоит забывать, что он также является и знаком национальной системы стандартизации. Обе эти системы курирует Росстандарт, поэтому и использование знака РСТ только для них — логичный шаг.

При этом уточняется, что если на продукцию уже есть действующие национальные сертификаты и декларации (оформленные до 21 июня) — то в течение срока их действия продукция выпускается со знаком соответствия РСТ.

Также интересный момент — изменения устанавливают дату окончания действия Постановления №696: 21 июня 2027 года. Может быть, через шесть лет мы увидим новый знак обращения на рынке РФ?

Сделали небольшую, но наглядную визуализацию изменений, которую удобно сохранить себе или переслать коллегам:

Формула соответствия в сертификате качества. Дорожный знак рынка услуг

99. Графическое изображение единого знака обращения продукции на рынке устанавливается Решением Комиссии Таможенного союза.

100. Единым знаком обращения продукции на рынке маркируются транспортные средства (шасси), на которые оформлено одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси), а также компоненты транспортных средств, на которые оформлены сертификаты соответствия или декларации о соответствии требованиям настоящего технического регламента. Маркирование осуществляется любым удобным способом, обеспечивающим четкость изображения и исключающим истирание.

101. При маркировании транспортных средств (шасси) единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза должен быть расположен на табличке изготовителя или на отдельной табличке (наклейке). Место расположения табличек (наклеек) указывается в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси).

102. При маркировании компонентов единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза должен быть нанесен непосредственно на единицу продукции (если это технически возможно) и/или ярлык (если таковой имеется), а также упаковку и сопроводительную техническую документацию. Единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза должен быть нанесен, по возможности, рядом с товарным знаком изготовителя. Маркировка компонентов знаками официального утверждения «Е» или «е» (рис. 1) приравнивается к маркировке единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза. При наличии на компонентах маркировки знаками официального утверждения «Е» или «е» маркировка таких компонентов единым знаком обращения на рынке государств — членов Таможенного союза не требуется.

Формула соответствия в сертификате качества. Дорожный знак рынка услуг

Рис. 1. Образец маркировки

Примечание: 1. Знаки «Е» и «е» являются знаками официального утверждения. Вместо многоточия указывается отличительный номер страны, которая предоставила сообщение об официальном утверждении типа транспортного средства или компонента по Правилам ООН или Директивам ЕС. Номер официального утверждения указывается в соответствии с требованиями Правил ООН и Директив ЕС.

(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.02.2018 N 29)

Понятие сертификата и знака соответствия

Формула соответствия в сертификате качества. Дорожный знак рынка услуг

Знаки соответствия представляют собой общепринятые графические обозначения, используемые в целях информирования потребителя (либо третьей заинтересованной стороны) о том, что объект соответствует принятым требованиям. Причем соответствие объекта было подтверждено полученными сертификатами или декларациями соответствия в рамках установленных процедур получения таких документов.

В Федеральном законе «О тех. регулировании» установлено требование по маркировке выпускаемой и реализуемой продукции, которая подлежит сертификации или декларированию, с применением знаков соответствия либо обращения на рынке. Не следует думать, что данные понятия представляют собой одно и то же. Отличия состоят в то, что знаки обращения включаются в маркировку продукции с подтвержденным соответствием требованиям тех. регламентов, а знаки соответствия применяются для маркировки товаров, на которые еще не распространяют действие тех. регламенты.

Объекты маркировки

Знаки соответствия требованиям определенных нормативных документов в рамках сертификации используются для маркировки определенных объектов коммерческой деятельности. К таким объектам относится:

  • товары производства;
  • документы технического и иного характера;
  • оказываемые услуги и выполняемые работы;
  • разработанные и налаженные системы менеджмента;
  • сотрудники производства.

Цели маркировки

Формула соответствия в сертификате качества. Дорожный знак рынка услуг

Нанесение знаков соответствия (маркировка продукции) осуществляется согласно определенным целям. Так, с их помощью можно визуально преподнести потенциальным потребителям информацию о том, что выбираемая ими продукция прошла качественную проверку на соответствие требованиям, установленным к такому виду товаров, о чем свидетельствует полученная сертификационная разрешительная документация.

Знак соответствия указывает конкретный сертификационный орган, который осуществлял процедуру и выдавал разрешительную документацию. По такому обозначению определяется выбранная система сертификации, на соответствие требованиям которой была отдана продукция.

И одной из ключевых коммерческих целей организаций, маркирующих собственную продукцию знаками соответствия, является возможность использования такого графического обозначения в рекламировании продукции для повышения спроса на нее.

Использование знаков соответствия в маркировке

Формула соответствия в сертификате качества. Дорожный знак рынка услуг

В рамках установленных требований, знаки соответствия необходимо размещать на самой продукции, если же это не представляется возможным в силу физических свойств товара (жидкость, сыпучие товары и т.д.), то обозначения помещаются на его упаковке, ярлыках, этикетках, а также сопроводительных документах.

Знак должен быть размещен на продукции в целом виде без разделения на составные части и упущения какой-либо его части. Масштабы и размеры маркируемого изображения определяет сама организация, прошедшая процедуру сертификации. Причем существует требование к размещенному знаку соответствия о различимости всех его элементов невооруженным глазом, а также выполнении маркируемого изображения черным цветом на светлом фоне (желательно белом).

После окончания действия сертификата знак соответствия не может размещаться на продукции, аналогично он не может помещаться и после окончания срока действия самой продукции, а также в случае обнаружения бракованной партии либо повреждения упаковки. Если прошедшая сертификацию продукция используется не по прямому назначению, то знак соответствия не может быть на ней размещен.

Сертификат соответствия

Сертификат соответствия — это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям техрегламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

В профессиональной литературе наряду с приведенным выше термином часто встречаются синонимичные: сертификат качества/безопасности.

Существуют обязательные и добровольные сертификаты, визуально их легко отличить по цвету бланка: первые оформляются на формах желтого цвета, последние — на голубых.

Сертификат соответствия на продукцию

Обязательной сертификации подвержена продукция из перечней действующих техрегламентов и Единого перечня товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 (в этом случае имеет место сертификация в системе ГОСТ Р).

Горизонты распространения добровольной сертификации значительно шире: получить сертификат соответствия такого вида можно на любой товар, последующая реализация которого будет происходить на внутрироссийском рынке. Добровольный сертификат не равносилен обязательному, не представляет собой его замену, а оформляется лишь для демонстрации потребителям конкурентных преимуществ товаров и общего укрепления их позиций на рынке.

Получив сертификат соответствия ГОСТ Р, производитель/продавец приобретает право маркировать свою продукцию знаком соответствия. Внешний вид маркировки отличается в зависимости от типа сертификации: при добровольной знак будет содержать соответствующую надпись, при обязательной — его дополнит отметка с номером органа по сертификации (ОС), осуществившего выдачу документа. Практика показывает, что продукты, маркированные знаком соответствия, пользуются большим спросом по сравнению с аналогичными товарами без подобной маркировки, этим еще раз подтверждается целесообразность проведения сертификации продукции.

Читать также:  Где найти свой пароль к сертификату электронной подписи в личном кабинете налоговой

Если в результате сертификации выдается сертификат соответствия техрегламенту Таможенного союза, то продукцию допустимо маркировать единым знаком обращения, представляющем собой аббревиатуру ЕАС — Евразийское соответствие. Товары со значком ЕАС россияне впервые увидели в феврале 2012 г.

Особняком стоят сертификаты, получение которых обязательно лишь для конкретного, сравнительно узкого, перечня товаров. Например, российский «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указывает на необходимость оформления для ряда изделий сертификата соответствия требованиям пожарной безопасности.

В добровольном порядке сегодня можно получить экологический сертификат соответствия, гарантирующий безопасность продукции для покупателей и окружающей среды. Несмотря на то, что такой документ не является обязательным, получить его стремятся многие компании: сертификат «работает» на улучшение имиджа организации, повышает доверие к ней со стороны клиентов. У потребителя складывается мнение о данном бизнесе как об открытом, прозрачном и социально ориентированном. Это в конечном итоге увеличивает востребованность выпускаемой продукции и стимулирует объемы продаж.

Обязательный сертификат соответствия включает:

  • наименования и реквизиты заявителя и изготовителя (заявителем может выступать и сам производитель, и продавец товара), а также выдавшего документ ОС;
  • сведения об объекте сертификации, дающие возможность провести его идентификацию;
  • указание техрегламента, на соответствие требованиям которого сертифицировалась продукция;
  • информацию о выполненных испытаниях, документах заявителя, предоставленных им в ОС в доказательственных целях;
  • срок действия сертификата (он устанавливается техрегламентом и исчисляется с момента внесения информации о документе в Единый реестр сертификатов соответствия);
  • сведения о применении/неприменении заявителем национальных стандартов (из перечня документов по стандартизации), позволяющих в добровольном порядке обеспечивать соблюдение требований техрегламента.

Получить сертификат соответствия можно в любом ОС, имеющем аккредитацию в нужной области. Он выдается на изделия серийного выпуска, на отдельно поставляемую партию или на единичный образец.

Чтобы проверить сертификат на подлинность, нужно зайти в Единый реестр сертификатов соответствия на сайте Росаккредитации и воспользоваться формой поиска по реквизитам.

Понятие сертификации (Основные цели сертификации)

Понятие «сертификация» произошло от латинского слова «sertificato», которое переводится как подтверждают, удостоверяю. Кроме того, иногда его связывают со словами «certum» — верно и «facere» — сделано.

На сегодняшний день, принято данное в 1986 году определение Руководства ИСО/МЭК, которое звучит так:

Сертификация — это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует заданным требованиям.

Как следствие, сертификат соответствия это тот документ, который подтверждает соответствие сертифицированной продукции установленным требованиям. Третья сторона процесса сертификации это абсолютно независимая, профессиональная организация, которая производит проверку и оценку качества продукции.

При этом, первой стороной является производитель или продавец товара или услуги, а второй — ее покупатель или потребитель. Третья сторона обязана предварительно пройти процедуру аккредитации, которая представляет собой официальное признание возможностей организации производить определенный тип проверки или испытаний.

Помощь покупателям в осуществлении правильного выбора товара или услуги осуществление защиты покупателей от некачественной продукции, недобросовестного продавца или изготовителя проверка безопасности товаров или услуг проверка соответствия, декларируемых производителем, показателей качества продукции реальным поддержка в формировании благоприятных условий для деятельности организаций на общем рынке товаров в России и помощь в создании условий для участия в экономическом, научно-техническом сотрудничестве и торговли на международном уровне.

Определение понятия «подтверждение соответствия» появилось благодаря быстро развивающейся, в последнее время, проблеме качества продукции и услуг; тенденции к глобализации международной торговли; огромному ассортименту, аналогичных по своим функциональным характеристикам, товаров, которые, в тоже время, обладают разным уровнем качества; высокому уровню конкуренции между производителями товаров; а также, потребности в обеспечении гарантированного уровня безопасности продукции для потребителя.

Знаки соответствия

Какие основные правила из Приказа 1865 нужно знать заявителям и изготовителям:

  • Знак обращения СТР наносится только на продукцию, на которую получен сертификат или декларация соответствия в установленном порядке. За маркировку товаров без разрешительного документа производители или продавцы заплатят штраф.
  • Знак обращения наносится на несъёмные части каждой единицы продукции, упаковку и в сопроводительную документацию. Место маркировки заявитель или изготовитель определяет самостоятельно.
  • Если знак нельзя нанести на сам товар, его размещают на ярлыке или ленте, которые крепятся к товару. При невозможности маркировки упаковки используют лист-вкладыш.
  • Знак обращения должен быть чётко различим и устойчив к внешнему воздействию, чтобы сохраняться в течение всего срока эксплуатации продукции. Его ширина — не менее 5 мм.
  • Маркировка другими знаками не должна ухудшать видимость и читаемость знака обращения.

Приказ 1865 будет действовать до 1 марта 2028 года.

Напоминаем, что Вы всегда можете заказать у нас экспертизу маркировки или разработку макета с нуля, чтобы избежать рисков штрафных санкций.

Не путайте маркировки!

В этой статье мы говорим о маркировке продукции единым знаком обращения на рынке ЕАЭС, представляющим собой три буквы EAC (ЕврАзийское Соответствие / EurAsian Conformity). Этот знак наносится на продукцию после прохождения ею обязательной процедуры подтверждения соответствия.

Также в России действует система обязательной маркировки отдельных видов продукции специальными средствами цифровой идентификации и прослеживаемости, представляющими собой двумерные штрих-коды DataMatrix (похожи на QR-коды, но другие). Суть данной маркировки — учёт оборота определённых товаров с точностью до единицы продукции: от её производства до реализации конечному потребителю. Но эта статья не про неё.

Во избежание недопонимания, мы будем избегать слова «маркировка», используя вместо него «знак обращения на рынке», ибо речь здесь именно о нём.

Когда надо наносить знак обращения на рынке?

Ответ очевиден — после подтверждения соответствия продукции требованиям всех техрегламентов, действие которых на эту продукцию распространяется. Также во всех техрегламентах в том или ином виде указано (как правило, во втором пункте раздела «Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке»), что продукция должна быть маркирована знаком обращения перед выпуском её в обращение на рынке.

Однако, ситуации на практике оказываются очень и очень разными. Например, производитель не может (или не хочет) наносить знак обращения, перекладывая это на плечи импортёра. Или наоборот, единожды договорившись с импортёром о выпуске только уже маркированной продукции, производитель отказывается выпускать её без маркировки, мотивируя это затратами на перенастройку производственных линий.

Да и надо понимать, что продукция продукции рознь. Где-то возможно нанести маркировку простым и лёгким способом, а где-то реально требуется лезть в технологические процессы (например, если речь идёт о каком-то сложном способе нанесения этикетки на упаковку и/или изделие).

Это огромное количество различных факторов, явно не описанных в нормативной документации, порождает не менее огромное количество вопросов от производителей, импортёров и продавцов, построенных по одному шаблону:

На продукции (присутствует / отсутствует) маркировка, но (отсутствуют / имеются) документы о соответствии. Что будет, если я буду эту продукцию (ввозить / вывозить / реализовывать)?

К великому сожалению, ответа на этот вопрос нет не то, что однозначного, а даже какого-то универсального, пусть и с какими-то исключениями. Сейчас постараемся объяснить, почему.

Во-первых, обилие внутренних распоряжений и директив

Когда дело доходит до принятия решения конкретным сотрудником конкретного надзорного органа в конкретной ситуации, этот сотрудник с почти 100% вероятностью будет руководствоваться не высшими законодательными актами, а внутренними распоряжениями и приказами своего руководства.

Но распоряжения эти сегодня одни, завтра другие. Причём, может быть официальное письмо, носящее рекомендательный характер, а может быть неофициальное устное распоряжение непосредственного руководителя, которое сотрудники будут выполнять под банальным страхом увольнения.

Во-вторых, взаимодействие между ведомствами

Упомянутая выше статья 14.46 КоАП РФ (а также 14.43, по которой тоже можно понести ответственность за неправильную маркировку) относится к компетенции надзорных органов в сфере розничной торговли (Роспотребнадзора).

Соответственно, таможенники, которые могут проводить визуальный осмотр непосредственно продукции (и досмотр, если надо) по этой статье привлечь к ответственности не могут, но могут направить данные в Роспотребнадзор с описанием признаков состава преступления. А могут и не отправить (смотрите «во-первых»).

В свою очередь, Роспотребнадзор уже может возбудить дело об административном правонарушении. А может и не возбудить (опять же, смотрите «во-первых»).

Да и таможня, в конце концов, если очень захочет, то может привлечь по «своей» статье 16.3. Более того, она может сделать это вместе с Роспотребнадзором, чтобы привлечь заявителя сразу по двум статьям (и такие случаи были).

Наконец, суд может принять имеющиеся материалы в качестве доказательств нарушения, а может и не принять.

Как Вы понимаете, вопрос здесь уже находится в плоскости не только трактовки тех или иных формулировок, но ещё и межведомственного взаимодействия. Причём, не столько на федеральном, сколько исключительно на местном уровне. А это взаимодействие регламентируется ещё бОльшим количеством внутренних распоряжений различного уровня.

А есть случаи, когда маркировку можно не наносить?

Да. Правительство РФ ввело временные послабления в процедуру оценки соответствия на период действия внешних санкций.

Читать также:  Ветеринарный сертификат на молоко и молочную продукцию

Пункт 5 приложения 18 к Постановлению 353 разрешает ввозить на территорию России продукцию без маркировки ЕАС до 1 марта 2023 года. Но только в случае, если товары предназначены исключительно для внутреннего потребления на российском рынке. Это логично в свете разрешения параллельного импорта.

При этом единый знак обращения ЕАЭС должен быть нанесён на продукцию до её продажи потребителям. То есть ввозить в Россию без маркировки можно; продавать — нельзя.

Обратите внимание! Ввозить продукцию без маркировки можно только на территорию России. Для других стран ЕАЭС действует обычный порядок, когда нужно выполнять все процедуры по техрегламенту.

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.07.2022 N 1249,

от 31.08.2022 N 1522)

1. Настоящий документ распространяется на процедуры оценки соответствия продукции требованиям, установленным техническими регламентами, и (или) обязательным требованиям, подлежащим применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» (далее — обязательные требования), при ее выпуске в обращение и обращении на территории Российской Федерации с учетом действия режимов временных ограничений.

2. Установить, что в случае наступления в 2022 году срока плановой периодической оценки (инспекционного контроля) сертифицированной продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации, ее проведение может осуществляться посредством анализа состояния производства, в том числе с применением удаленных методов оценки с использованием средств дистанционного взаимодействия (аудио- и видео-конференц-связи), и (или) исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции.

Орган по сертификации может принять решение о переносе периодической оценки (инспекционного контроля), срок проведения которой наступает в 2022 году, на срок до 6 месяцев.

3. Установить, что срок действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, истекающий со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» до 1 сентября 2022 г., продлевается на 12 месяцев.

Производство и (или) выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции, в отношении которой выданы (приняты) указанные документы об оценке соответствия, допускаются до истечения срока действия таких документов с учетом его продления без необходимости проведения повторной оценки соответствия и проведения периодической оценки сертифицированной продукции (инспекционного контроля).

4. Установить, что ввоз на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) допускается не представлять таможенным органам документы об оценке соответствия обязательным требованиям (сведения о таких документах) в отношении продукции, являющейся:

запасными частями, которые ввозятся для обслуживания и (или) ремонта ранее выпущенной в обращение на территории Российской Федерации готовой продукции. В этом случае запасными частями могут являться детали, а также узлы и (или) блоки готовой продукции, предназначенные для замены (ремонта) находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же деталей, узлов и (или) блоков в целях поддержания или восстановления работоспособного состояния изделия без цели их распространения на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности (за исключением передачи на безвозмездной или возмездной основе организациям или физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющим обслуживание и (или) ремонт готовой продукции);

комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами для производства (изготовления) продукции на территории Российской Федерации;

единичными экземплярами в количестве, предусмотренном одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей, исключающих ее распространение в Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе);

б) подтверждение соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям, осуществляется путем представления таможенным органам сведений о документах об оценке соответствия обязательным требованиям без необходимости представления оригиналов таких документов в таможенные органы;

в) при ввозе продукции, в отношении которой выданы (зарегистрированы) сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии обязательным требованиям для серийно выпускаемой продукции, подтверждение декларантом права использования таких документов таможенным органам не требуется.

(пп. «в» введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 N 1249)

5. Установить, что до 1 марта 2023 г. допускается ввоз на территорию Российской Федерации продукции, предназначенной для обращения исключительно на территории Российской Федерации, без маркировки, предусмотренной обязательными требованиями, в том числе в части маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, знаком обращения на рынке, предусмотренным Федеральным законом «О техническом регулировании».

Указанная маркировка должна быть нанесена на продукцию, ввезенную на территорию Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом, до реализации такой продукции потребителю (пользователю).

5(1). Установить, что до 1 марта 2023 г. в отношении продукции, соответствие которой подтверждено в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании», допускается маркировка знаком обращения на рынке или знаком соответствия.

(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 13.07.2022 N 1249)

6. Установить, что в целях выпуска в обращение (в том числе ввоза) на территории Российской Федерации продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям в форме сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), с 21 марта 2022 г. до 1 сентября 2023 г. допускается проведение оценки соответствия указанным обязательным требованиям в форме декларирования соответствия на основании собственных доказательств заявителя с учетом следующих особенностей:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2022 N 1522)

а) декларирование соответствия, предусмотренное настоящим пунктом, применяется для партии продукции или единичного изделия;

б) заявителями при декларировании соответствия являются зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации юридическое лицо или физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем;

в) комплект документов и сведений, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии, включает в себя:

копию контракта (договора поставки) и товаросопроводительные документы, идентифицирующие партию продукции или единичное изделие;

копию эксплуатационных документов (при наличии);

описание принятых технических решений и результатов оценки рисков, подтверждающих выполнение обязательных требований;

список стандартов с указанием их обозначений и наименований, а также разделов (пунктов, подпунктов) (в случае их применения при производстве продукции);

иные документы по выбору заявителя, послужившие основанием для принятия декларации о соответствии, в качестве которых могут быть представлены в том числе сертификаты соответствия (иные документы, подтверждающие соответствие продукции), полученные в рамках систем подтверждения соответствия третьих стран, и (или) протоколы исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции, проведенных в испытательных лабораториях третьих стран;

г) документы и сведения, послужившие основанием для принятия декларации о соответствии, составленные на иностранном языке, сопровождаются переводом на русский язык (за исключением приложений к протоколам исследований (испытаний) и измерений);

д) декларация о соответствии продукции требованиям документов, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии, оформленная в соответствии с настоящим пунктом, подлежит регистрации заявителем в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации;

е) срок действия декларации о соответствии, оформленной в соответствии с настоящим пунктом, составляет 6 месяцев со дня регистрации в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации;

ж) выпущенная в обращение и обращаемая на территории Российской Федерации продукция, в отношении которой оформлена декларация о соответствии, предусмотренная настоящим пунктом, не маркируется единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза;

з) в целях обеспечения возможности обращения продукции, в отношении которой оформлена декларация о соответствии, предусмотренная настоящим пунктом, на территории иных государств — членов Евразийского экономического союза, в отношении такой продукции должны быть проведены процедуры оценки соответствия, предусмотренные техническими регламентами Евразийского экономического союза, требованиям которых должна соответствовать указанная продукции, а также осуществлена маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза;

и) подтверждение соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, для которой оформлена декларация о соответствии, предусмотренная настоящим пунктом, осуществляется путем представления таможенным органам сведений о регистрационном номере указанной декларации, присвоенном в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации. Представление таможенным органам указанной декларации о соответствии, документов и сведений, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии, а также документов, подтверждающих право декларанта использовать декларацию о соответствии для подтверждения соблюдения мер технического регулирования в отношении ввозимой (ввезенной) продукции, не требуется.

6(1). Национальный орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия декларации о соответствии, принятой на основании пункта 6 настоящего документа, в следующих случаях:

а) несоответствие документов и сведений о декларации о соответствии, содержащихся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации, требованиям, предусмотренным к комплекту документов, послужившим основанием для принятия указанной декларации о соответствии, установленным пунктом 6 настоящего документа;

б) несоответствие представленных заявителем при декларировании электронных образов документов документам, послужившим основанием для принятия декларации о соответствии на основании пункта 6 настоящего документа;

в) оформление декларации о соответствии в отношении продукции, для которой оформление такой декларации о соответствии не допускается.

(п. 6(1) введен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2022 N 1522)

6(2). Выявление национальным органом по аккредитации случаев, указанных в пункте 6(1) настоящего документа, осуществляется в ходе структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации, требованиям законодательства Российской Федерации и права Евразийского экономического союза.

Читать также:  Как установить ssl сертификат на сайт wordpress beget

(п. 6(2) введен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2022 N 1522)

6(3). Национальный орган по аккредитации в течение 3 рабочих дней после принятия решения о приостановлении действия декларации о соответствии, оформленной на основании пункта 6 настоящего документа, вносит в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации сведения о регистрационном номере и дате регистрации декларации о соответствии, о дате и регистрационном номере решения о приостановлении действия декларации о соответствии, а также направляет заявителю, оформившему декларацию о соответствии, информацию об указанном решении с указанием основания для приостановления декларации о соответствии и запрос о представлении в национальный орган по аккредитации дополнительных сведений и информации по основаниям, послужившим причиной приостановления действия декларации о соответствии.

(п. 6(3) введен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2022 N 1522)

6(4). Заявитель, оформивший декларацию о соответствии, в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса, предусмотренного пунктом 6(3) настоящего документа, осуществляет прекращение действия декларации о соответствии и вносит сведения о принятом решении в федеральную государственную информационную систему в области аккредитации либо направляет в национальный орган по аккредитации дополнительные сведения и информацию, предусмотренные указанным пунктом.

(п. 6(4) введен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2022 N 1522)

6(5). В случае выявления национальным органом по аккредитации по результатам рассмотрения представленных в соответствии с пунктом 6(4) настоящего документа сведений и информации отсутствия случаев, предусмотренных пунктом 6(1) настоящего документа, национальный орган по аккредитации принимает решение о возобновлении действия декларации о соответствии в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения национальным органом по аккредитации факта устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия декларации о соответствии.

(п. 6(5) введен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2022 N 1522)

6(6). Национальный орган по аккредитации принимает решение о признании декларации о соответствии, оформленной в соответствии с пунктом 6 настоящего документа, недействительной в следующих случаях:

а) непредставление заявителем, принявшим декларацию о соответствии, дополнительных сведений и информации по основаниям, послужившим причиной приостановления действия декларации о соответствии, в сроки, предусмотренные пунктом 6(4) настоящего документа;

б) выявление национальным органом по аккредитации по результатам рассмотрения представленных в соответствии с пунктом 6(4) настоящего документа сведений и информации подтверждения наличия случаев, указанных в пункте 6(1) настоящего документа.

(п. 6(6) введен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2022 N 1522)

6(7). Не допускается выпуск в обращение на территории Российской Федерации (в том числе ввоз) продукции в соответствии с декларацией о соответствии, оформленной на основании пункта 6 настоящего документа, в период приостановления или прекращения действия декларации о соответствии, а также в случае признания декларации о соответствии недействительной.

(п. 6(7) введен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2022 N 1522)

7. Установить, что перечень продукции с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которой не применяются положения пункта 6 настоящего документа, утверждается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Оформление декларации о соответствии, предусмотренной пунктом 6 настоящего документа, в отношении продукции, включенной в указанный перечень, не допускается со дня вступления в силу соответствующего приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Выпуск в обращение (в том числе ввоз) на территории Российской Федерации продукции, в отношении которой оформлена декларация о соответствии, предусмотренная пунктом 6 настоящего документа, до вступления в силу приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, предусматривающего включение такой продукции в перечень продукции, в отношении которой не применяются положения пункта 6 настоящего документа, допускается до истечения срока действия указанной декларации о соответствии.

8. Установить, что для целей сертификации или декларирования соответствия на основании доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), отбор проб (образцов) продукции для проведения исследований (испытаний) и измерений может осуществляться из партии продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации в соответствии с декларацией о соответствии, оформленной на основании пункта 6 настоящего документа.

9. Установить, что до 1 марта 2023 г. указание в сертификатах соответствия или декларациях о соответствии сведений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 17 и подпунктом «ж» пункта 17(1) Положения о формировании и ведении реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1856 «О порядке формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии», в части глобального номера местоположения GLN (Global Location Number), иного индивидуального идентификатора, позволяющего в автоматическом режиме осуществить идентификацию адреса (адресов) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции или определяемых по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС географических (геоцентрических) координат (широта, долгота) места (мест) осуществления деятельности по изготовлению продукции, осуществляется по выбору заявителя при наличии такой возможности.

10. Установить, что со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» до 1 сентября 2022 г. Правила принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. N 934 «Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности», а также Правила регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными в части, касающейся порядка приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, и Правила приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. N 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными», не применяются.

Нормативная база

Итак, знак обращения на рынке наносится на продукцию после прохождения ею обязательной процедуры подтверждения соответствия в любой форме (сертификации / декларирования).

Об этом явно говорит один из пунктов Решения КТС 711 📄 от 15 июля 2011 года:

Изготовители (поставщики) продукции имеют право маркирования её единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим(и) техническим(и) регламентом(ами) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе.

Наказание за нарушение предусмотрено статьёй 14.46 Кодекса об административных правонарушениях:

Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.

На этом явные законодательные требования к нанесению знака обращения на рынке заканчиваются, и начинается правоприменительная практика. С ней всё намного интереснее.

Что же всё-таки делать, если ситуация с маркировкой неоднозначная?

Первым делом, разумеется — изо всех сил постараться не допускать таких ситуаций.

Для этого ввозить образцы на испытания без знака обращения на рынке, а после получения сертификатов или деклараций — наносить знак на продукцию и ввозить её уже для реализации.

Если же всё-таки ситуация такова, что документы есть, а маркировки нет (или наоборот: документов нет, а маркировка есть), то нужно максимально глубоко вникнуть в требования по маркировке конкретно данной продукции. Для этого сначала изучить все действующие техрегламенты на эту продукцию — там, как правило, содержится вся исчерпывающая информация.

Затем надо изучить все действующие Решения, Постановления, Распоряжения, Приказы и Письма, в которых могут быть описаны какие-то нюансы по маркировке конкретной продукции. Далеко не факт, что такие документы вообще будут, но всё же это необходимо проверить. Самый простой пример — переходные положения по новым техрегламентам.

Исходя из этого, уже можно хотя бы примерно понимать, какие могут быть последствия в конкретной ситуации с конкретной продукцией, и что можно сделать, чтобы эти последствия не были негативными.

О чём ещё следует помнить. Если Вы решили обратиться за сторонней консультацией, то старайтесь избегать любых советов в духе «у такой-то компании вот так было — вот чем всё кончилось». Теперь Вы понимаете, почему это в корне неправильно. Даже если Вы найдёте ситуацию, на 100% идентичную Вашей (хотя и такого практически не бывает), то в разное время к этой ситуации у надзорных органов может быть разное отношение.

Если Вы ищете тех, кто поможет Вам в этом вопросе, то старайтесь найти не тех, кто высказывает своё решение по ситуации (пусть даже и обосновывает его), а тех, кто готов взять на себя ответственность за его последствия.

Ищите того, кто будет готов не просто консультировать, а взяться при необходимости за доказательное отстаивание своей позиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *