Что такое социальный сертификат на получение государственной муниципальной услуги в социальной сфере

Что такое социальный сертификат на получение государственной муниципальной услуги в социальной сфере

В ведомстве пояснили, что вступил в силу подготовленный Минфином пакет законов о социальном заказе, направленный на повышение качества оказания государственных услуг в социальной сфере.

Нововведения направлены на вовлечение негосударственных организации в оказание государственных и муниципальных услуг за счет бюджетных средств, а также созданы равные условия работы для государственных и негосударственных организаций.

Госфинансирование частные компании смогут получить по шести направлениям: здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физкультура, спорт и туризм. Гражданам эти услуги будут предоставляться бесплатно по социальному сертификату.

«Власти на местах смогут формировать госзаказ на социальные услуги и использовать новые инструменты для организации их оказания, работая как с собственными учреждениями, так и с негосударственными организациями. При использовании сертификата у потребителя появится выбор, и как следствие станет лучше качество и увеличится доступность бюджетных услуг. Использование предусмотренного законом конкурса и сертификатов для негосударственных исполнителей сделает проще и понятнее работу с государственным сектором», — рассказал заместитель министра финансов Алексей Лавров.

В пресс-службе Минфина подчеркнули, что выдавать сертификаты будет орган, который занимается организацией оказания этих услуг. Например, служба занятости, которая организует обучение и переобучение безработных. При этом граждане смогут получать услуги как по сертификатам, с которыми можно обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, так и без него, но только в государственном учреждении.

Предполагается, что с помощью соцсертификата граждане за бюджетные деньги смогут получать социальные услуги в любой — государственной или частной — организации, которую они сами выберут. То есть фактически это будет документ, подтверждающий право граждан на целевую потребительскую субсидию от государства, который можно будет обменять на услугу, и той компании, которую выберет человек, государство эту услугу оплатит.

«Потребители выбирают исполнителя услуги из перечня, сформированного уполномоченным органом власти, и обязанность государства оплатить исполнителю оказанную услугу. Таким образом, бюджетное финансирование основано на принципе — деньги следуют за потребителем», — сообщили «РГ» в минфине.

Социальный сертификат может быть бумажным или электронным, предоставляться на одну или сразу несколько услуг, содержать уникальный номер реестровой записи каждой из них, а также сведения об их получателе, выдаваться единожды или каждый месяц.

Предполагается, что воспользоваться им смогут с 2021 года жители 16 пилотных регионов, где будет опробован новый формат предоставления населению социальных услуг. Это Алтайский, Красноярский, Ставропольский края, Белгородская, Воронежская, Калининградская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Самарская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, а также Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ.

В числе тех, кто сможет получить такой документ — одинокие малоимущие, семьи с детьми, ветераны войны, инвалиды, а также те, у кого ежемесячный доход ниже прожиточного минимума, утвержденного в регионе проживания. Выдаваться сертификат будет на услуги по шести социальным направлениям — в сфере образования, здравоохранения, соцзащиты, занятости населения, физкультуры, спорта и туризма. Например, граждане пожилого возраста смогут обменять его на надомное обслуживание, инвалиды — на техсредства реабилитации, граждане, которые ищут работу — на обучение новой профессии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08. 2021 № 1144 утверждены Правила выдачи единого социального сертификата на получение двух и более государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.

Социальный сертификат на получение государственной услуги в социальной сфере — это именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг (физического лица, имеющего право на получение такой государственной услуги) либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной услуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной услуги в социальной сфере.

К услугам в социальной сфере относятся образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм.

С 17. 2021 в целях получения двух и более государственных услуг в социальной сфере, оказываемых в соответствии с социальным сертификатом, потребитель услуг вправе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Далее — Единый портал) обратиться в уполномоченный орган (уполномоченные органы) с заявлением об оказании двух и более государственных услуг в социальной сфере с использованием социального сертификата.

При получении заявления от потребителя уполномоченный орган формирует единый социальный сертификат и направляет потребителю услуг с использованием Единого портала информацию об услугах, оказываемых в соответствии с единым социальным сертификатом, не позднее одного рабочего дня со дня формирования единого социального сертификата.

Читать также:  Какой документ свидетельствует о том, что владелец знает их на базовом и всезнающем уровнях

При формировании единого социального сертификата информация о государственных услугах в социальной сфере формируется в отношении каждой из государственных услуг, на получение которых выдан единый социальный сертификат.

В случае обращения потребителя услуг с заявлением об оказании двух и более государственных услуг в социальной сфере, которые включены в федеральные социальные заказы нескольких уполномоченных органов, уполномоченные органы формируют в рамках своей компетенции информацию по каждой государственной услуге в социальной сфере, включаемой в единый социальный сертификат. На основании указанной информации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия формируется единый социальный сертификат, и потребителю услуг направляется посредством Единого портала в формате, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации, не позднее одного рабочего дня со дня формирования единого социального сертификата информация об услугах, оказываемых в соответствии с ним.

В случае если федеральными законами предусмотрена возможность получения единого социального сертификата на бумажном носителе, потребитель услуг вправе обратиться в уполномоченный орган (уполномоченные органы) за получением единого социального сертификата на бумажном носителе.

Помощник прокурора г. Братска                                                                                                          Е. Кайгородова

Единый социальный сертификат на получение двух и более государственных услуг в социальной сфере

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08. 2021 № 1144 утверждены Правила выдачи единого социального сертификата на получение двух и более государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Социальный сертификат на получение государственной услуги в социальной сфере — это именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг (физического лица, имеющего право на получение такой государственной услуги) либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной услуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной услуги в социальной сфере. К услугам в социальной сфере относятся образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм. С 17. 2021 в целях получения двух и более государственных услуг в социальной сфере, оказываемых в соответствии с социальным сертификатом, потребитель услуг вправе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Далее — Единый портал) обратиться в уполномоченный орган (уполномоченные органы) с заявлением об оказании двух и более государственных услуг в социальной сфере с использованием социального сертификата. При получении заявления от потребителя уполномоченный орган формирует единый социальный сертификат и направляет потребителю услуг с использованием Единого портала информацию об услугах, оказываемых в соответствии с единым социальным сертификатом, не позднее одного рабочего дня со дня формирования единого социального сертификата. При формировании единого социального сертификата информация о государственных услугах в социальной сфере формируется в отношении каждой из государственных услуг, на получение которых выдан единый социальный сертификат. В случае обращения потребителя услуг с заявлением об оказании двух и более государственных услуг в социальной сфере, которые включены в федеральные социальные заказы нескольких уполномоченных органов, уполномоченные органы формируют в рамках своей компетенции информацию по каждой государственной услуге в социальной сфере, включаемой в единый социальный сертификат. На основании указанной информации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия формируется единый социальный сертификат, и потребителю услуг направляется посредством Единого портала в формате, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации, не позднее одного рабочего дня со дня формирования единого социального сертификата информация об услугах, оказываемых в соответствии с ним. В случае если федеральными законами предусмотрена возможность получения единого социального сертификата на бумажном носителе, потребитель услуг вправе обратиться в уполномоченный орган (уполномоченные органы) за получением единого социального сертификата на бумажном носителе. Помощник прокурора г. Братска                                                                                                          Е. Кайгородова

Читать также:  Второму ребенку в Москве выдадут сертификат на 100 000 рублей

У органов МСУ появится возможность повысить качество и доступность муниципальных услуг в социальной сфере и при этом снизить нагрузку на подведомственные учреждения. Муниципалитеты будут размещать социальные заказы и выдавать социальные сертификаты. Благодаря этим новым инструментам можно будет вовлекать в предоставление услуг в том числе негосударственные организации, а также индивидуальных предпринимателей.

Нововведения предусмотрены Федеральным законом от 13. 2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Он вступил в силу 1 сентября 2020 года и будет действовать до 1 января 2025 года. Действие Закона № 189-ФЗ распространяется не на всю территорию России, а на отдельные регионы. Их перечень утвердит Правительство. Читайте, как внедрить новые механизмы, если ваш регион включат в этот список.

Что такое социальный заказ и социальный сертификат

Социальный заказ на оказание муниципальных услуг — это документ, в котором орган местного самоуправления устанавливает:

  • качественные показатели оказания услуг в социальной сфере;
  • объем услуг в количественном выражении;
  • категории потребителей услуг;
  • способ определения исполнителей, оказывающих услуги в социальной сфере.

Органы местного самоуправления будут формировать социальный заказ по аналогии с муниципальным. Исполнителям оплатят расходы за счет бюджетных средств в виде субсидии. Отбирать исполнителей услуг будут вправе их потребители — держатели социальных сертификатов, а также сами органы МСУ.

Гражданин получает от муниципалитета сертификат и относит его в ту организацию, где хочет получать нужную услугу. Этой организации местные власти будут ежемесячно выделять из бюджета деньги по факту оказания услуги. Потребитель услуги вправе предъявить сертификат любому исполнителю услуг, включенному в специальный реестр. В реестр смогут попасть не только государственные и муниципальные учреждения, но и частные организации, ИП. Это заставит учреждения работать над качеством услуг.

Органы МСУ будут определять исполнителей услуг в рамках соцзаказа на конкурсной основе. Частные юрлица и ИП, физические лица смогут участвовать в конкурсах наравне с государственными и муниципальными учреждениями. С победителем конкурса муниципалитет заключит соглашение об оказании услуг в социальной сфере.

Оказание каких услуг можно будет организовать через социальный заказ

  • социальное обслуживание;
  • санаторно-курортное лечение;
  • оказание паллиативной медицинской помощи;
  • создание благоприятных условий для развития туризма;
  • физическая культура и спорт;
  • содействие занятости населения.

Всю информацию об этапах апробации закона о соцзаказе будут публиковать на сайте Минфина

Регионы, где предстоит развивать систему социального заказа, будут внедрять ее по правилам, установленным в Законе № 189-ФЗ. Рассмотрим этот алгоритм.

Шаг 1. Заключите соглашение с Минфином

Если Правительство включит в перечень ваш регион, все главы муниципальных образований на его территории должны будут заключить соглашение о сотрудничестве с Минфином. В соглашении будут прописаны условия предоставления субсидий муниципалитетам. Срок — 30 дней со дня включения субъекта РФ в перечень.

Шаг 2. Примите решение об организации оказания услуг через систему соцзаказа

Региональные власти составят перечень услуг, оказание которых станет возможным в рамках соцзаказа. После этого орган МСУ должен будет принять решение об организации оказания услуг через систему социального заказа. Что должно быть в этом документе, посмотрите в списке ниже.

Что должно быть в решении органа МСУ об организации оказания услуг через систему социального заказа

  • Перечень муниципальных услуг, организация оказания которых будет осуществляться в порядке социального заказа
  • Срок применения положений Закона № 189-ФЗ для организации оказания муниципальных услуг
  • Требование о размещении информации, формируемой в процессе организации оказания муници­пальных услуг в социальной сфере в рамках социального заказа, на Едином портале бюджетной системы РФ (budget.gov.ru)
  • Порядок и условия использования муниципальных информационных систем при организации оказа­ния муниципальных услуг в социальной сфере в порядке социального заказа
  • Информация о составе и руководителе рабочей группы, которая будет решать вопросы формирова­ния и размещения заказа, оформления и выдачи сертификатов
  • Дорожная карта со всеми мероприятиями по организации оказания муниципальных услуг в рамках социального заказа и сроками их реализации
  • Показатели эффективности организации оказания муниципальных услуг в рамках социального зака­за (например, полнота предоставления, доступность услуг, своевременность их оказания)

Шаг 3. Утвердите проекты муниципальных правовых актов

Местная администрация должна утвердить муниципальные правовые акты, которые перечислены в части 4 статьи 6 Закона № 189-ФЗ. Их список посмотрите ниже. Регионы могут разработать методические рекомендации о содержании таких актов.

Какие муниципальные правовые акты нужно утвердить

  • Порядок формирования муниципальных социальных заказов на оказание муниципальных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям органов МСУ
  • Порядок проведения конкурса в целях заключения соглашения об оказании муниципальных услуг в социальной сфере
  • Порядок обмена электронными документами в области муниципального социального заказа между уполномоченными органами, потребителями услуг и их исполнителями, участниками отбора испол­нителей, иными юридическими и физическими лицами
  • Порядок формирования социального сертификата
  • Порядок проведения контрольных мероприятий в отношении исполнителей социальных услуг
  • Типовое соглашение о передаче органам власти, уполномоченным на формирование муниципаль­ного социального заказа, полномочий по осуществлению отбора исполнителей услуг и заключению с ними соглашений
  • Перечень показателей, характеризующих качество оказания муниципальной услуги в социальной сфере на территории муниципального образования
  • Типовое соглашение о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием услу­ги по социальному сертификату
  • Типовое соглашение об оказании муниципальных услуг в социальной сфере, заключаемое по ре­зультатам конкурса
  • Порядок распределения объема муниципальных услуг между победителями конкурса
  • Типовой договор между исполнителем
Читать также:  Какую недвижимость можно купить за полмиллиона рублей?

Шаг 4. Определите участников процесса формирования, размещения, исполнения соцзаказа и контроля за его исполнением

В местной администрации можно создать структурное подразделение, уполномоченное исполнять функции по размещению социальных заказов. Но можно наделить этими полномочиями подразделение, управление или отдел по размещению муниципальных заказов, если они уже есть в администрации. Тогда определите, кто будет отвечать за формирование и размещение соцзаказов, взаимодействовать с потребителями услуг и получателями социальных сертификатов.

Определите должностные полномочия и утвердите регламент взаимодействия всех участников процесса формирования, размещения, исполнения соцзаказа и контроля за его исполнением.

Шаг 5. Составьте реестр получателей социальных сертификатов

Сформируйте реестр получателей социальных сертификатов в вашем муниципальном образовании. Информацию о них выгрузите из ГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Шаг 6. Сформируйте муниципальный социальный заказ

Определите сроки оказания услуг и объемы социального заказа. В отношении разных видов социальных услуг предусмотрены предельные сроки их оказания (ст. 6 Закона № 189-ФЗ). Установите в заказе сроки, которые не выходят за эти пределы.

Информацию об утвержденных муниципальных социальных заказах и изменениях в них разместите на Едином портале бюджетной системы РФ

Объем или количество социальных услуг каждого вида рассчитайте на год, следующий за годом формирования муниципального заказа. В дальнейшем эти показатели можно корректировать в зависимости от результатов отбора исполнителей.

Укажите в заказе качественные показатели оказания услуг, категории потребителей, способы определения исполнителей.

Сформированный муниципальный социальный заказ утвердите до начала очередного финансового года.

Шаг 7. Проведите отбор исполнителей социальных услуг

В отборе исполнителей услуг по социальному сертификату органы МСУ не участвуют. Они только формируют реестр исполнителей, а выбор делают потребители услуг.

В случаях, когда орган МСУ проводит конкурс среди потенциальных исполнителей, отбором занимается конкурсная комиссия. К участию в конкурсе допустите юридические лица и физических лиц, в том числе ИП. Государственные и муниципальные учреждения могут участвовать в конкурсе наравне с негосударственными организациями. Но можно провести конкурс и исключительно среди негосударственных организаций. Конкурсная комиссия сможет отобрать учреждения, подведомственные разным учредителям, а не только одному.

Будет создан реестр недобросовестных исполнителей государственных или муниципальных услуг в социальной сфере. Не допускайте к конкурсам тех, кто числится в этом реестре

Закон № 189-ФЗ установил требования к участникам конкурса. Например, участник не должен находиться в процессе ликвидации, его деятельность не должна быть приостановлена. Не допускайте к конкурсу тех, кого суд признал банкротом. У участника конкурса не должно быть недоимок по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Судимость, запрет занимать должность, привлечение к административной ответственности, конфликт интересов, регистрация в офшоре также могут стать препятствиями для участия.

Организатор конкурса не должен использовать в качестве критерия отбора цену услуги. Стоимость услуги определяется в соответствии с нормативными затратами. В приоритете при отборе — качество услуги.

Шаг 8. Выдайте социальные сертификаты или заключите соглашение с победителем конкурса

Победитель конкурса заключает с его организатором соглашение об оказании государственных или муниципальных услуг в социальной сфере. Если по результатам отбора исполнителем становится государственное или муниципальное учреждение, с ним орган МСУ заключает еще и соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания.

Если исполнителей услуги предстоит отобрать получателям услуги, оформите сертификаты и выдайте их получателям. Порядок оформления, форму и содержание сертификата устанавливает Правительство. За правильность формирования сертификата отвечает местная администрация.

Орган МСУ формирует сертификаты в электронном виде. В документе должны быть указаны объемы:

  • оказания муниципальной услуги в социальной сфере в количественном обозначении;
  • финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с оказанием муниципальной услуги, — цена услуги.

Если услуга стоит дороже «номинала», который указан в сертификате, потребитель все равно может ее получить. Разницу в цене он оплачивает из собственных средств.

Орган МСУ может передать вопросы обеспечения потребителей услуг социальными сертификатами в МФЦ. В этом случае он должен заключить с МФЦ соглашение о сопровождении данного процесса.

Каких изменений ожидать в ближайшее время

Сейчас проходит процедура общественного обсуждения проектов постановлений Правительства, принятие которых позволит осуществить практическую реализацию норм Закона № 189-ФЗ. Федеральные власти установят, в частности:

  • общие требования к решениям органов МСУ об организации оказания муниципальных услуг через соцзаказ;
  • требования к отдельным положениям по проведению конкурсов для отбора исполнителей услуг в рамках соцзаказа;
  • дополнительные требования к участникам отбора исполнителей услуг и документам, подтверждающим соответствие этим требованиям.

ОЛЬГА ПОДДУБНАЯ, заведующая кафедрой «Государственное и муниципальное управление» АНО ДПО «Академия АйТи»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *