Сертификат качества продукции
Сертификат качества — это официальный документ, выданный органом по сертификации на продукцию или услугу для подтверждения соответствия объекта требованиям определенного стандарта. Этот документ подтверждает тот факт, что указанная продукция безопасна для жизни и здоровья потребителя. Он выдается на специальном бланке установленного образца. Официальное название этого документа, указанное в законе о техническом регулировании РФ — «сертификат соответствия».
После принятия единых технических регламентов Таможенного Союза была создана альтернативная система подтверждения соответствия — это декларирование. С введением новых стандартов в области технического регулирования, появилась и новая форма документации, подтверждающая качество продукции — это декларация о соответствии.
Нужно понимать, что сертификат качества — это общее название, которое может объединять в себе несколько типов разрешительной документации. Например, сертификат соответствия ГОСТ Р или ИСО. Сертификация может проводится только аккредитованным органом.
Любой документ, выданный сертификационным центром имеет регистрационный номер бланка. Подделка разрешительный документации карается лишением свободы и попадает под действие уголовного кодекса РФ, в частности, под статью о подделке документов. Не рекомендуется также смотреть сквозь пальцы на оформление с нарушением порядка оформления.
Что дает предприятию наличие сертификата качества продукции
Преимущества предпринимателей, имеющих к примеру, сертификат качества ИСО на свою копанию следующие. Во-первых, наличие данного сертификата обеспечит Вам неминуемую победу в конкурентной борьбе. Во-вторых, покупатели предпочитают приобретать именно тот продукт, который обладает документальным подтверждением качества. В-третьих, зачем продавцу или производителю проблемы с законом?
Зная, что все продаваемые или выпускаемые Вами товары имеют всю необходимую разрешительную документацию, Вы сможете спокойно спать и только наблюдать за тем, как Ваша фирма процветает и динамично развивается. Да, для того чтобы к примеру получить ИСО 9001, необходимо пожертвовать некоторой сумой, но эта сумма непременно вернется к вам в гораздо большем размере, когда Вы получите массу платежеспособных постоянных клиентов, которые предпочитают приобретать только сертифицированную продукцию.
Здравомыслящие покупатели останавливают свой выбор на сертифицированной продукции и правильно делают. Здоровье не купишь, ни за какие деньги, а вот уберечь его есть возможность. Лучше покупать тот продукт, в отношении которого была проведена сертификация. И не важно, обязательная это процедура или добровольная.
Международные сертификаты качества
Если Ваш бизнес направлен на Европу или западные страны, вам необходимо оформить сертификаты ISO, а также с директивами Евросоюза – СЕ, как это уже делают предприниматели бывших союзных республик Беларуси, Казахстана и России.
Значок СЕ не подтверждает соответствие Директиве ЕС, но означает, что товар с таким знаком отвечает главным требованиям экологической безопасности для жизнедеятельности и здоровья человека и обладает режимом свободного обращения на рынках стран-членов ЕС. Значок маркировки СЕ представляет собой единственный знак, по которому можно убедиться в соответствии продукции всем относящимся к нему директив Объединенной Европы.
Информативная база о стандартах и директивах, требованиям которых должен соответствовать объект проверки, содержится в декларациях и протоколах испытаний. Создание специального органа – Европейской организации по испытаниям и сертификации (ЕОИС) стало внедрением в практику общей для стран ЕС сертификации.
1. Сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Сертификация включает в себя:
1) подачу изготовителем (продавцом) заявки на проведение сертификации и рассмотрение представленных материалов аккредитованным органом по сертификации;
2) принятие аккредитованным органом по сертификации решения по заявке на проведение сертификации с указанием ее схемы;
3) оценку соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
4) выдачу аккредитованным органом по сертификации сертификата или мотивированный отказ в выдаче сертификата;
5) осуществление аккредитованным органом по сертификации инспекционного контроля сертифицированной продукции, если он предусмотрен схемой сертификации;
6) осуществление изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий при выявлении несоответствия продукции требованиям пожарной безопасности и при неправильном применении знака обращения на рынке.
3. Процедура подтверждения соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона включает в себя:
1) отбор и идентификацию образцов продукции;
2) оценку производства, если это предусмотрено схемой сертификации;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 276-ФЗ)
3) проведение испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;
4) экспертизу документов, представленных изготовителем (продавцом) (в том числе технической документации, документов о качестве, заключений, сертификатов и протоколов испытаний), в целях определения возможности признания соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
5) анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата.
4. Заявитель может обратиться с заявкой на проведение сертификации в любой аккредитованный орган по сертификации, имеющий право проведения таких работ.
5. Заявка на проведение сертификации оформляется заявителем на русском языке и должна содержать:
1) наименование и местонахождение заявителя;
2) наименование и местонахождение изготовителя (продавца);
3) сведения о продукции и идентифицирующие ее признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору продукции или код импортной продукции в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, применяемой в Российской Федерации), техническое описание продукции, инструкцию по ее применению (эксплуатации) и другую техническую документацию, описывающую продукцию, а также декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции);
4) указание на нормативные документы по пожарной безопасности;
5) схему сертификации;
6) обязательства заявителя о выполнении правил и условий сертификации.
6. Аккредитованный орган, осуществляющий сертификацию, в течение 30 суток со дня подачи заявки на проведение сертификации направляет заявителю положительное или отрицательное решение по его заявке.
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
7. Отрицательное решение по заявке на проведение сертификации должно содержать мотивированный отказ в проведении сертификации.
8. Положительное решение по заявке на проведение сертификации должно включать в себя основные условия сертификации, в том числе информацию:
1) о схеме сертификации;
2) о нормативных документах, на основании которых будет проводиться сертификация соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
3) об организации, которая будет проводить анализ состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации;
4) о порядке отбора образцов продукции;
5) о порядке проведения испытаний образцов продукции;
6) о порядке оценки стабильности условий производства;
7) о критериях оценки соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;
8) о необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих безопасность продукции.
9. Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона включает в себя, если это предусмотрено схемой сертификации:
1) отбор контрольных образцов и образцов для испытаний;
2) идентификацию продукции;
3) испытания образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;
4) оценку стабильности условий производства;
5) анализ представленных документов.
10. Отбор образцов продукции (контрольных образцов и образцов для испытаний) проводится в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
11. Допускается в качестве контрольных образцов использовать образцы продукции, подвергшиеся сертификационным испытаниям, если их идентификационные признаки и показатели, проверяемые при сертификации, остались неизменными.
12. Образцы продукции, отобранные для испытаний и в качестве контрольных, должны быть по конструкции, составу и технологии изготовления идентичны продукции, поставляемой потребителю (заказчику).
13. Заявитель (изготовитель, продавец) прилагает к образцам документы, подтверждающие приемку продукции изготовителем (продавцом) и ее соответствие нормативным документам, по которым выпускается продукция (или их копии), а также необходимые технические документы, состав и содержание которых приведены в решении аккредитованного органа по сертификации по заявке на проведение сертификации.
14. После отбора образцов должны быть приняты меры защиты от подмены образцов или ошибок в их идентификации.
15. Контрольные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата.
16. Идентификацию проводят как при отборе образцов, так и при испытании продукции с целью удостоверения, что представленные образцы действительно относятся к сертифицируемой продукции.
17. Идентификация состоит в сравнении основных характеристик образцов продукции, указанных в заявке на проведение сертификации продукции и технической (сопроводительной) документации на нее, и маркированных характеристик на образце, упаковке (таре) и в сопроводительных документах.
18. При сертификации партии продукции дополнительно проверяется соответствие ее фактического объема заявляемому объему.
19. Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в протоколе испытаний (отчете об испытаниях).
20. Испытания в целях сертификации проводятся по заказу аккредитованного органа по сертификации.
21. Испытания проводятся испытательными лабораториями, прошедшими аккредитацию на право проведения работ.
22. В случае отсутствия испытательной лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, усложняющей транспортирование образцов, увеличивающей стоимость испытаний и удлиняющей сроки их проведения, допускается проведение испытаний в целях сертификации испытательными лабораториями, аккредитованными только на техническую компетентность, независимыми от изготовителя или потребителя сертифицируемой продукции. Такие испытания проводятся под контролем представителей аккредитованного органа по сертификации. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает аккредитованный орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение.
23. По результатам испытаний испытательные лаборатории оформляют протоколы испытаний и передают их в аккредитованный орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в испытательной лаборатории в течение срока службы (годности) сертифицированной продукции, но не менее 3 лет после окончания срока действия выданных на их основании сертификатов или решений об отказе в выдаче сертификатов.
24. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен содержать следующую информацию:
1) обозначение протокола испытаний (отчета об испытаниях), порядковый номер и нумерацию каждой страницы протокола, а также общее количество страниц;
2) сведения об испытательной лаборатории, проводившей испытания;
3) сведения об аккредитованном органе по сертификации, поручившем проведение испытаний;
4) идентификационные сведения о представленной на испытания продукции, в том числе об изготовителе продукции;
5) основание для проведения испытаний;
6) описание программы и методов испытаний или ссылки на стандартные методы испытаний;
7) сведения об отборе образцов;
8) условия проведения испытаний;
9) сведения об использованных средствах измерений и испытательном оборудовании;
10) проверяемые показатели и требования к ним, сведения о нормативных документах, содержащих эти требования;
11) фактические значения показателей испытанных образцов, в том числе промежуточные, в соответствии с необходимыми критериями оценки и с указанием расчетной или фактической погрешности измерений;
12) сведения об испытаниях, выполненных другой испытательной лабораторией;
13) дату выпуска протокола испытаний (отчета об испытаниях).
25. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен быть подписан всеми лицами, ответственными за их проведение, утвержден руководителем (заместителем руководителя) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) и скреплен печатью аккредитованной испытательной лаборатории (центра). К протоколу испытаний (отчету об испытаниях) прилагается акт отбора образцов со всеми приложениями к нему.
26. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен включать необходимый объем информации, позволяющей получить аналогичные результаты в случае проведения повторных испытаний. Если результатом какого-либо испытания является качественная оценка соответствия продукции установленному требованию, в протоколе испытаний (отчете об испытаниях) приводится информация, на основании которой получен результат.
27. Не допускаются исправления и изменения в тексте протокола испытаний (отчета об испытаниях) после его выпуска.
28. Не допускается размещение в протоколе испытаний (отчете об испытаниях) общих оценок, рекомендаций и советов по устранению недостатков или совершенствованию испытанных изделий.
29. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) распространяется только на образцы, подвергнутые испытаниям.
30. Анализ производства проводится с целью установления необходимых условий для изготовления продукции со стабильными характеристиками, проверяемыми при сертификации.
31. Оценка стабильности условий производства должна выполняться не ранее чем за 12 месяцев до дня выдачи сертификата на основе анализа состояния производства (схемы 2с и 4с).
32. Основанием для проведения анализа состояния производства является решение аккредитованного органа по сертификации. Аккредитованный орган по сертификации может поручить проведение проверки состояния производства организации, имеющей в своем штате экспертов по сертификации данной продукции или экспертов по сертификации производства. В этом случае оформляется обоснованное письменное поручение аккредитованного органа по сертификации.
33. При проведении анализа состояния производства должны проверяться:
1) технологические процессы;
2) технологическая документация;
3) средства технологического оснащения;
4) технологические режимы;
5) управление средствами технологического оснащения;
6) управление метрологическим оборудованием;
7) методики испытаний и измерений;
8) порядок проведения контроля сырья и комплектующих изделий;
9) порядок проведения контроля продукции в процессе ее производства;
10) управление несоответствующей продукцией;
34. Недостатки, выявленные в процессе проверки, классифицируются как существенные или несущественные несоответствия.
35. К существенным несоответствиям относятся:
1) отсутствие нормативной и технологической документации на продукцию;
2) отсутствие описания выполняемых операций с указанием средств технологического оснащения, точек и порядка контроля;
3) отсутствие необходимых средств технического оснащения и средств контроля и испытаний;
4) использование средств контроля и испытаний, не прошедших метрологический контроль в установленном порядке и в установленные сроки;
5) отсутствие документированных процедур контроля, обеспечивающих стабильность характеристик продукции, или их невыполнение.
36. Наличие существенных несоответствий свидетельствует о неудовлетворительном состоянии производства.
37. При наличии одного или нескольких существенных несоответствий организация должна провести корректирующие мероприятия в сроки, согласованные с аккредитованным органом по сертификации.
38. Несущественные замечания должны быть устранены не позднее дня проведения очередного инспекционного контроля.
39. По результатам проверки составляется акт о результатах анализа состояния производства сертифицируемой продукции. В акте указываются:
1) результаты проверки;
2) дополнительные материалы, использованные при анализе состояния производства сертифицируемой продукции;
3) общая оценка состояния производства;
4) необходимость и сроки выполнения корректирующих мероприятий.
40. Акт о результатах анализа состояния производства сертифицируемой продукции хранится аккредитованным органом по сертификации, а его копия направляется заявителю (изготовителю, продавцу).
41. Решение о конфиденциальности информации, полученной в ходе проверки, принимает проверяемая организация.
42. Аккредитованный орган по сертификации учитывает результаты анализа состояния производства наряду с протоколом испытаний (отчетом об испытаниях) при принятии решения о возможности и об условиях выдачи сертификата.
43. Аккредитованный орган по сертификации после анализа протокола испытаний (отчета об испытаниях), результатов анализа состояния производства (если это установлено схемой сертификации), других документов о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности готовит решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата.
44. На основании решения о выдаче сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности аккредитованный орган по сертификации оформляет сертификат, регистрирует его в едином реестре в установленном порядке и выдает заявителю (изготовителю, продавцу). Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.
45. При отрицательных результатах оценки соответствия продукции установленным требованиям аккредитованный орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.
46. Сертификат соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
47. Сертификат соответствия продукции требованиям пожарной безопасности может иметь приложение, содержащее перечень конкретных видов и типов продукции, на которые распространяется его действие.
Срок действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, истекающий с 14.03.2022 до 01.09.2022, продлевается на 12 месяцев (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
48. Для продукции, выпускаемой серийно, срок действия сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается для схем:
1) 2с — не более 1 года;
2) 3с — не более 3 лет;
3) 4с — не более 5 лет.
49. Для продукции, выпускаемой единично или партиями (схемы 6с и 7с), срок действия выданного сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается до окончания срока годности (службы) указанной продукции, в течение которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. По истечении указанного срока продукция может перестать удовлетворять требованиям пожарной безопасности. Если такой срок изготовителем не установлен, срок действия сертификата составляет 1 год.
50. Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен после ее поставки, продажи в течение срока годности (службы), в течение которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. Если срок изготовителем не установлен, то для данной продукции сертификат действителен в течение 1 года после даты окончания его действия. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции.
51. По истечении срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию, сертифицированную по схеме 4с, срок действия сертификата на ту же продукцию может быть продлен по решению аккредитованного органа по сертификации, проводившего предыдущую сертификацию, на основании положительных результатов инспекционного контроля этой продукции и протокола испытаний (отчета об испытаниях), проведенных с учетом ранее проведенных испытаний по сокращенной программе. Для продления срока действия сертификата соответствия заявитель направляет в аккредитованный орган по сертификации запрос о продлении срока действия сертификата соответствия, содержащий заявление о том, что с момента проведения инспекционного контроля изменения в рецептуру и процесс изготовления сертифицированной продукции, влияющие на ее безопасность, не вносились. К запросу должен быть приложен оригинал ранее выданного сертификата соответствия.
52. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства изготовитель должен известить об этом аккредитованный орган по сертификации, выдавший сертификат. Аккредитованный орган по сертификации принимает решение о распространении действия сертификата на модернизированную продукцию или о необходимости проведения новых испытаний или дополнительной оценки производства этой продукции.
53. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют аккредитованные органы по сертификации, проводившие ее сертификацию, с привлечением при необходимости представителей испытательной лаборатории, проводившей испытания. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и анализа состояния производства, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака обращения на рынке в целях подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата продолжает соответствовать требованиям пожарной безопасности.
54. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится при сроке действия сертификата более 1 года:
1) не более одного раза за период действия сертификата, выданного на срок до 2 лет включительно;
2) не менее двух раз за период действия сертификата, выданного на срок от 2 до 4 лет включительно;
3) не менее трех раз за период действия сертификата, выданного на срок более 4 лет.
55. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, результаты проведенной сертификации продукции, стабильность производства, объем выпуска продукции и стоимость проведения инспекционного контроля.
56. Объем, периодичность, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в решении аккредитованного органа по сертификации о выдаче сертификата.
57. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к безопасности продукции от потребителей, торговых организаций, а также от органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции, на которую выдан сертификат.
58. Инспекционный контроль, как правило, включает в себя:
1) анализ материалов сертификации продукции;
2) анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;
3) проверку соответствия документов на сертифицированную продукцию требованиям настоящего Федерального закона;
4) отбор и идентификацию образцов, проведение испытаний образцов и анализ полученных результатов;
5) проверку состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации;
6) анализ результатов и решений, принятых по результатам контроля;
7) проверку корректирующих мероприятий по устранению ранее выявленных несоответствий;
8) проверку правильности маркировки продукции знаком обращения продукции на рынке;
59. Содержание, объем и порядок проведения испытаний при проведении инспекционного контроля определяет аккредитованный орган по сертификации, проводящий контроль.
60. В качестве результатов испытаний, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям, допускается использование протоколов периодических испытаний, проведенных или организованных изготовителем, а также испытаний, проведенных или организованных изготовителем в присутствии представителя аккредитованного органа по сертификации по разработанной им программе и с соблюдением условий, необходимых для обеспечения достоверности результатов.
61. В случае получения отрицательных результатов при испытаниях, проведенных или организованных изготовителем в присутствии представителя аккредитованного органа по сертификации, должны быть проведены повторные испытания вновь отобранных образцов аккредитованной испытательной лабораторией. Результаты повторных испытаний считаются окончательными и распространяются на всю сертифицированную продукцию.
62. Инспекционные испытания продукции, сертифицированной в соответствии со схемой 3с, проводятся только аккредитованными испытательными лабораториями.
63. Внеплановую инспекционную проверку производства проводят при наличии информации о нарушениях настоящего Федерального закона.
64. Результаты инспекционного контроля оформляются актом о проведении инспекционного контроля.
65. В акте о проведении инспекционного контроля делается заключение о соответствии продукции требованиям настоящего Федерального закона, стабильности их выполнения и возможности сохранения действия выданного сертификата или о приостановлении (об отмене) действия сертификата.
66. При проведении корректирующих мероприятий аккредитованный орган по сертификации:
1) приостанавливает действие сертификата соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
2) информирует в установленном порядке органы государственного контроля (надзора) о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
3) устанавливает срок выполнения изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий;
4) контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий.
67. После того как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты признаны удовлетворительными, аккредитованный орган по сертификации возобновляет действие сертификата.
68. В случае невыполнения изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или в случае их неэффективности аккредитованный орган по сертификации прекращает действие сертификата и выдает держателю сертификата решение об отмене действия сертификата.
69. Основаниями для рассмотрения вопроса о прекращении действия сертификата могут являться:
1) изменение конструкции (состава) и комплектности продукции;
2) изменение организации и (или) технологии производства;
3) изменение (невыполнение) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества;
4) сообщения органов государственной власти или обществ потребителей о несоответствии продукции требованиям, контролируемым при сертификации;
5) материалы дознаний по пожарам, результаты проверок, осуществляемых органами федерального государственного пожарного надзора и другими надзорными органами;
6) отрицательные результаты инспекционного контроля сертифицированной продукции;
7) отказ от проведения или непредоставление возможности проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции в сроки, установленные аккредитованным органом по сертификации;
8) реорганизация юридического лица, в том числе преобразование (изменение организационно-правовой формы);
9) нарушение процедур сертификации, установленных настоящей статьей.
(п. 9 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 117-ФЗ)
70. В случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с аккредитованным органом по сертификации, изготовитель (продавец) может устранить обнаруженные причины несоответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона и подтвердить устранение данного несоответствия без повторных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории, действие сертификата приостанавливается. Если изготовитель (продавец) не может устранить причины несоответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона, действие сертификата прекращается. Сертификат исключается из единого реестра, изготовитель (продавец) обязан возвратить сертификат в аккредитованный орган по сертификации, выдавший сертификат.
71. В случае, если аккредитованный орган по сертификации принимает решение о приостановлении действия сертификата, он указывает в решении выявленные недостатки и устанавливает сроки их устранения.
72. Прекращение действия и изъятие сертификата оформляются решением аккредитованного органа по сертификации.
73. Решение о приостановлении действия или о прекращении действия сертификата вручается под расписку или высылается по почте изготовителю (продавцу) в течение 7 дней.
74. Повторное представление на сертификацию продукции осуществляется в общем порядке.
Подтверждение соответствия продукции — это довольно сложная процедура с точки зрения человека, не связанного с этой сферой. На продукцию можно получить несколько видов документов, поэтому в разговоре проще их обозначить понятным и простым определением. Однако есть официально утвержденные названия. Сертификат качества и сертификат соответствия, в чем разница: первого определения не существует, в законодательстве и других нормативно-правовых актах есть только второе.
Назначение документа
Сертификат качества (не существующий официально) — народное название сертификата соответствия, а иногда и других документов по техническим регламентам Таможенного союза или ЕАЭС, ГОСТ Р (декларации, свидетельства о государственной регистрации). Они не подтверждают качество в полном объеме, а лишь свидетельствуют о безопасности объекта оценки.
Возможно, путаница в терминах получилась из-за знака качества, который ввели еще в СССР. Он был подтверждением того, что товар обладает отличными характеристиками, и это осталось в подсознании многих людей.
Сертификат соответствия оформляют по правилам одной из систем: Национальной РФ или Таможенного союза (ЕАЭС). В первом случае он будет действителен только в России, а во втором — на территории всех стран-участниц этого международного объединения. Аналогичные статусы у деклараций, свидетельств о госрегистрации. Сроки действия сертификатов соответствия разные — от 1 года до 5 лет в зависимости от типа продукции и ее формы выпуска.
На какой товар его можно получить
Оформить сертификат ТР ТС необходимо на те объекты, которые попадают под действие технических регламентов. Это обязательное требование для легального распространения товаров в рамках союза. Для российского рынка также получают документ о соответствии на продукцию из Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 №982.
Некоторые категории товаров, попадающие под обязательную сертификацию или декларирование:
Оформление происходит только через аккредитованные центры сертификации, также проводятся испытания в лабораториях. «РТС-Сертификация» занимается подготовкой документов о соответствии для различных товаров. Задайте вопрос о сертификации для вашей продукции по телефону.
Если говорить о системе сертификации ГОСТ Р, то обязательной сертификации подлежат товары и услуги, влияющие на жизнедеятельность людей и их безопасность.
Процедура обязательной сертификации продукции введена на территории РФ, так как любой товар, представленный на российском рынке, помимо своих прямых функций, должен в обязательном порядке соответствовать принятым нормам по безопасности для своих потребителей.
В России обязательной сертификации подлежит лишь те товары, которые указаны в специальном перечне. Этот документ содержит информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к продукции.
Если у продавца нет сертификата на продукцию из этого списка, то ему грозят административные санкции. Остальную продукцию сертифицируют в добровольном порядке. Обязательная сертификация соответствия продукции проводится аккредитованным органом.
Обязательный сертификат соответствия
Обязательной сертификации подлежит продукция, перечисленная в постановлении правительства РФ № 982, в частности к ней относятся: приборы, работающие от сети 220 и 230 вольт, транспортное и промышленное оборудование, оборудование для лесозаготовки и строительства, детские товары, ряд продуктов питания.
Однако многие компании, продукция которых отсутствует в этом списке, стремятся получить сертификат качества в добровольном порядке, поскольку его наличие пусть и не является обязательной необходимостью, но значительно повышает лояльность и доверие клиентов, об этом подробнее в разделе Добровольный сертификат ГОСТ Р.
Сертификация ГОСТ Р подтверждает соответствие объекта или продукции заданным нормативам. На основании Законодательства России сертификат оформляется уполномоченными организациями, имеющими аккредитацию, на всей территории РФ, и имеет юридическую силу по всей стране.
Сертификат по 982 постановлению оформляется в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт или Госстандарт). Поэтому сертификат соответствия ГОСТ Р также часто называют сертификат соответствия Госстандарта России или сертификат соответствия РСТ.
Перечень продукции для обязательной сертификации
Ознакомиться с перечнем продукции, в отношении которой еще нужно получать обязательный сертификат, можно в постановлении Правительства РФ от 01 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
В частности, получение обязательного сертификата необходимо на:
С полным списком продукции на которую необходимо оформить сертификат ГОСТ можно ознакомится здесь.
Схемы сертификации продукции по ГОСТ Р
Сертификацию ГОСТ Р можно проводить по утвержденным схемам – определенная партия товаров (оборудования) или серийный выпуск продукции.
Схема оформления согласовывается с заявителем на сертификацию. Подробнее о схемах сертификации читайте в нашем разделе Схемы сертификации и декларирования.
Образец обязательного сертификата соответствия
В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.09.2016 г. №3358 бланки нового образца — без слова ГОСТ Р и с формулировкой «Сертификат соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». Образец бланка сертификата соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Бланк сертификата при обязательной сертификации по 982 постановлению имеет зеленый цвет.