Часто задаваемые вопросы по программе переселения из районов Крайнего Севера

Переселение из районов Крайнего Севера

Переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Закон № 125-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

С января 2023 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2022 № 2331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» переименована в комплекс процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее — процессные мероприятия).

В соответствии с ст. 1 Закона № 125-ФЗ право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

На основании ст. 2 Закона № 125-ФЗ в первую очередь государственные жилищные сертификаты (далее — сертификат) предоставляются инвалидам I и II групп а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), во вторую очередь – пенсионерам, в третью очередь — гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в четвертую очередь — работающим гражданам.

При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» уточнены отдельные требования к гражданам при определении их права на получение жилищной субсидии.

В частности, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены их семей не должны являться собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являться собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены их семей не должны быть получателями в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:

— жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма;

— бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

— земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Право на получение жилищной субсидии подтверждается сертификатом.

Письменный отказ гражданина от получения государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и влечет утрату таким гражданином права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если гражданин не имеет возможности получить и реализовать государственный жилищный сертификат по состоянию своего здоровья и (или) по состоянию здоровья членов своей семьи.

Размер жилищной субсидии определяется исходя из:

состава семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

— норматива общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере 42 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека;

— норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии;

— норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер жилищной субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2023 года по Российской Федерации утвержден Приказом Минстроя России от 26.12.2022 № 1111/пр, составляет 88 737 рублей.

Согласно ст. 6 Закона № 125-ФЗ условием выдачи сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Условием выдачи сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

В случае если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.

В случае принятия гражданином решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, расположенное в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее 18 квадратных метров.

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее — социальная выплата).

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно. Государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения. При недостаточности суммы социальной выплаты, гражданин вправе использовать дополнительные денежные средства — собственные или заемные.

Гражданин, которому предоставляется социальной выплаты, должен приобрести жилое помещение, соответствующее требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям. Допускается возможность приобретения жилого помещения, общая площадь которого меньше норматива общей площади жилого помещения для семей разной численности, но больше учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения.

Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).

Напоминаем, что в период с 01.01.2023 по 01.07.2023 года Министерство от граждан, состоящих на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и включенных в состав участников процессных мероприятий, принимает заявления о включении в список граждан, подтвердивших свое участие в процессных мероприятиях программе в 2024 году.

Как выбраться из умирающего поселка

В Советском Союзе далеко не все ехали на Север «за туманом и за запахом тайги». Основным фактором в решении переселиться в холодные края, обживать и развивать их являлись востребованность на рынке труда и высокие заработки. В последние десятилетия ситуация изменилась: жить там стало дорого и непрестижно. Молодые, трудоспособные уезжают, пенсионеры, может, и хотели бы уехать, но некуда и не на что. В итоге за последние 25 лет местное население заметно постарело. В настоящее время государство декларирует курс на интенсивное развитие северных территорий, однако без обновления части населения и вливания свежей крови сделать это очень трудно. Одним из инструментов решения этой задачи, как ни парадоксально, может стать государственная программа переселения северян. Что может заставить трудоспособное население остаться в регионе и как помочь пенсионерам умирающих поселков — разбирались «Известия».

Читать также:  Ковид отменили. где можно без ПЦР и прививки. Список стран в списке

В чем суть переселения?

Для начала определимся, что переселение – это право на получение денежных средств. В законодательстве установлено, что граждане могут получить субсидию – единовременную социальную выплату.

Данная субвенция (или выплата) имеет цель – правила указывают на приобретение или строительство жилых помещений.

Часто задаваемые вопросы по программе переселения из районов Крайнего Севера

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 314 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. В настоящее время ни законодательного акта, ни нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, регулирующего указанные вопросы не принято.

По данному вопросу имеется Письмо Роструда от 13.09.2006 №1597-6-0, в котором отмечено, что порядок определения стажа работы в районах Крайнего Севера регулируется в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №2. Согласно положениям пункта 5.1 данной Инструкции следует, что в стаж работы, дающий право на получение льгот, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также фактические дни нахождения в пути от места нахождения предприятия к месту работы и обратно. При этом период работы вахтовым методом приравнивается к календарным дням работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Имеет ли право на получение государственного жилищного сертификата гражданин, выезжающий (выехавший) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, у которого в ходе инвентаризации очереди было выявлено наличие жилья в собственности, приобретенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на собственные средства?

Порядок и условия обеспечения жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Основные условия, которым должен соответствовать гражданин при определении наличия у него права на получение государственного жилищного сертификата изложены в статье 1 указанного законодательного акта:

гражданин, должен прибыть в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.;

стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должен составлять не менее 15 лет;

у гражданина должно отсутствовать жилье для постоянного проживания за пределами субъекта Российской Федерации, где он состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, либо гражданин при условии такого жилья должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;

гражданин не получал каких-либо субсидий (социальных выплат) для решения своей жилищной проблемы.

В данном случае следует учитывать, что если приобретенное гражданином — участников подпрограммы на собственные средства жилое помещение имеет параметры общей площади, которые превышают учетные нормы жилья, установленные для местности, где оно находится, как пороговые значения, используемые при определении степени нуждаемости в улучшении жилищных условий, то в соответствии с подпунктом «д» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства от 10 декабря 2002 г. № 879, гражданин подлежит снятию с учета нуждающихся в получении жилищной субсидии.

В противном случае вопрос о предоставлении ему государственного жилищного сертификата в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ может быть рассмотрен при условии представления им обязательства о передаче приобретенного жилья по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления.

О каком договоре мены идет речь в статье 6 Федерального закона от 25. 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.

Договор мены является одним из способов приобретения одной стороной права собственности, принадлежащего другой стороне, предусмотренных пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, регламентированные положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Является ли передача органам местного самоуправления субъектов РФ функций по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, предусмотренных Федеральным законом от 25. 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» передачей федеральных полномочий (полномочий региональных органов исполнительной власти) по данному вопросу?

Следует особенно отметить, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» о возможности передачи полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ, носит рекомендательный характер и не носит обязательного действия.

Делегирование федеральных или региональных полномочий в силу части 2 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможно лишь путем принятия соответствующих законов. Поэтому положения иных нормативных правовых актов, закрепляющие возможность передачи на местный уровень полномочий подзаконными актами или непосредственно осуществляющие такую передачу, могут носить только рекомендательный характер.

В рассматриваемом случае нормы пункта 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства от 10 декабря 2002г. №879, предусматривающие, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера является ярким примером того, что имеются четкие правовые пробелы законодательного регулирования данного вопроса на федеральном уровне. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не принимают региональных законов и, соответственно, не могут произвести какую-либо передачу государственных полномочий. Более того, есть правовые основания рассматривать функцию по предоставлению субсидий переселенцам из районов Крайнего Севера как федеральное полномочие, которое не должно самовольно передаваться субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления, раз этого не предусмотрено Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ.

Распространяются ли положения пункта 8 Правил на категорию граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?

Согласно положениям пункта 7 Правил установлено, что пункт 8 Правил, предусматривающий перечень оснований, дающих право применительно к условиям подпрограммы получить статус не имеющих жилых помещений для постоянного проживания и получить право первоочередного получения социальной выплаты для приобретения жилья, может быть применен только в отношении граждан — участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а» — «д» и «ж» пункта 5 Правил.

Учитывая изложенное, в отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (данная категория указана в подпункте «з» пункта 5 Правил), пункт 8 Правил применен быть не может.

О каких категориях граждан, имеющих десятилетний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, идет речь в статье 1 Федерального закона от 25. 2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»?

Согласно статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищной субсидии сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

До выхода Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ действовали другие законодательные акты, регулирующие вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых учитывался обязательный десятилетний стаж работы в указанных районах и местностях. В данном случае и имеются ввиду граждане, которые до выхода Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, в рамках более раннего законодательства, приобрели право на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

Является ли обязательным условием при определении права инвалидов I и II групп, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, факт получения инвалидности только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей?

Вопросы жилищного обеспечения граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются положениями Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно нормам указанного Федерального закона для рассматриваемой категории граждан не устанавливается обязательное требование получения инвалидности только в районах Крайнего Севера. При этом в соответствии со статьей 1 данного законодательного акта установлено, что инвалидность должна наступить только по причине трудового увечья.

Согласно положениям пункта 6 Разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» установлено, что причина инвалидности с формулировкой «трудовое увечье» определяется гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве. При этом указанная причина инвалидности устанавливается как по прямым последствиям несчастного случая на производстве, так и по различным его осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от несчастного случая, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Основанием для определения причины инвалидности с формулировкой «трудовое увечье» является акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (Н-1ПС), оформленный в порядке, предусмотренном Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для рассмотрения и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (зарегистрировано в Минюсте России за №3999 от 05.12.2002 года), или решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве.

Читать также:  Сертификат соответствия обязателен для какой продукции

Необходимо создание рабочей группы

Резюмируя вышеизложенное, пришли к выводу о необходимости создания рабочей группы для сбора, обобщения предложений и выработки путей решения этой самой наболевшей в нашей республике проблемы. И. С. Бахтина подчеркнула, что в ближайшее время должны быть собраны все предложения и пожелания, которые лягут в основу новой республиканской программы по переселению северян. Лично я считаю, что в такой программе должно быть несколько подпрограмм, по максимуму удовлетворяющих запросы очередников.

Также я поддерживаю предложение первого замминистра Минстроя Коми Якимова А. А. о создании в нашей республике отдельной юридической структуры в виде фонда или агентства, которая будет заниматься решением проблемы переселения.

Кроме того, хочу отметить настрой заместителя председателя Правительства Коми И. С. Бахтиной на реальное выполнение поручения президента Российской Федерации от 23.08.2019 г. № Пр-1707 (пункт 1 «б»), в соответствии с которым должен быть разработан План дальнейшего развития монопрофильных муниципальных образований – городских округов Воркута и Инта, хотя сроки исполнения давно профуканы (до 31.12.2019 г.).

Я считаю, что такой редчайший шанс никак упускать нельзя. Только программа должна быть реальная, решающая самые наболевшие проблемы, а не эфемерная, как в той писульке, что пыталось впарить федералам прежнее руководство. Ну как можно не воспользоваться прямым указанием президента РФ на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных указанным планом?

В очереди на переселение по Республике Коми по состоянию на 01.01.2021 г. состоят 25703 семьи, из них по г. Воркута 14019 семей, по г. Инта 2910 семей. Исходя из выделенного в 2021 г. 51 жилищного сертификата на 15907 семей очередников-пенсионеров республики, перспективы для пенсионеров ужасающие: 15907 / 51 ГЖС = 312 лет. Тем не менее надеюсь, что в результате наших совместных усилий мы сможем разрешить проблему переселения не только воркутинских заложников Крайнего Севера, но и очередников из других городов и сел Коми.

Хочу выразить Ирине Сергеевне Бахтиной благодарность за смелость, проявленную в начале пути к решению самой наболевшей проблемы нашей республики!

Совещание по переселению северян

01.03.2021 г. в г. Инте прошло совещание по переселению северян под председательством заместителя председателя правительства Республики Коми Бахтиной И. С. В связи с тем, что предыдущим правительством республики не выполнено поручение президента РФ от 23.08.2019 г. № Пр-1707 (пункт 1 «б»), в соответствии с которым должен быть разработан План дальнейшего развития монопрофильных муниципальных образований – городских округов Воркута и Инта — нынешняя власть полна желания исправить это упущение.

Почему говорю, что появились? Имею немалый опыт общения с предшественниками. К примеру, поданное Гапликову на личном приеме письменное обращение о незамедлительном принятии мер по переселению воркутинцев было выброшено на помойку. Пришлось даже судиться с ним по этому поводу. Представитель Главы в суде заявила, что Жарук никакие бумаги Гапликову на личном приеме не вручал. Хотя доказательством служили сделанные пресс-службой Главы Коми замечательные фотографии, где можно было даже текст разобрать, тем не менее, суд я проиграл. А когда я обратился за подтверждением к присутствующим на личном приеме свидетелям, то все пошли в отказ под тем или иным соусом, за исключением одного достойного человека – О. Ф. Осиповой! Честь ей и хвала за порядочность и смелость.

С Гайзером тоже общение туго шло, с большим трудом удалось добиться лишь открытости списков на переселение. Однако никто из бывших руководителей республики не принимал региональных программ по переселению, сколько бы я не предлагал это сделать.

В награду за труды

Программа переселения граждан из районов Крайнего Севера появилась в 1995 году как своеобразная компенсация за годы честного труда и потерянное в процессе адаптации к некомфортным условиям среды здоровье. В 2002 году она была оформлена в Федеральный закон №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Как гласят общие положения закона, актуальные на сегодняшний день, право на получение жилищной субсидии имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и не получавшие субсидии на эти цели.

В первую очередь государственные жилищные сертификаты (ГЖС) предоставляются инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, во вторую очередь — пенсионерам, в третью очередь — гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в четвертую очередь — работающим гражданам.

Размер жилищной субсидии определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; норматива общей площади жилого помещения (33 кв. м общей площади для одиноких, 42 кв. м на семью из двух человек, по 18 кв. м на каждого члена семьи из трех и более человек).

Также размер субсидии определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ, определенного правительством (на первое полугодие 2019 г. Приказом Минстроя России от 19.12.2018 №821/пр норматив по стране составляет 43 374 руб./кв. м) и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Расстановка приоритетов

Глава области считает, что нужны новые подходы к решению этой сложной ситуации. Соседи-северяне также озабочены данной проблемой. Так, депутат Госдумы от Чукотского автономного округа Валентина Рудченко для ускорения процесса переселения предложила исключить из очереди тех, кто уже, не дождавшись помощи от государства, уехал за пределы Крайнего Севера и фактически ждет компенсации личных затрат.

Кроме того, депутат считает целесообразным исключение из числа получателей ГЖС жителей приравненных к Крайнему Северу районов и территорий с наличием крупных промышленных предприятий, таких как Ямало-Ненецкий АО, способных за счет собственных средств вывозить граждан в места с более благоприятным климатом.

Колыма имеет свое мнение по этому вопросу. Регион уже направлял в Москву предложения — в частности, по наделению субъектов полномочиями пропорционально перераспределять поступающие финансовые средства по группам населения. Иначе получается так, что первоочередной группе — инвалидам — выдаются ГЖС в течение 2–3 лет, а очередь в наиболее многочисленной группе пенсионеров почти не движется. Также Магаданская область предлагала выделить в особую, приоритетную группу граждан в возрасте 80+, у которых нет времени ждать.

Содействие переселению из района Крайнего Севера

* * * * *

Приказом Министерства строительства Красноярского края от
02.02.2023 № 44-о утверждены краевые списки граждан, в отношении которых
принято решение о предоставлении социальных выплат в 2023 году по мероприятию
«Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим
в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка», каждый
на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств:

Основной список – 314 семей, жителей городов Норильск
и Дудинка, категории «инвалиды» и категории «пенсионеры», с датой постановки
на учет по 22.09.2016 (включительно), на сумму 1 184 067, 4
тыс.руб., из них:

  • жители города Норильска — 234 семьи на сумму
    887 825,6 тыс.руб.;
  • жители города Дудинки – 80 семей на сумму  
    296 241,8 тыс.руб.

Резервный список — 329 семей, жителей городов
Норильск и Дудинка, категории «пенсионеры» с датой постановки на учет по
08.08.2017 (включительно), на сумму 1 182 751,9 тыс.руб., из
них:

  • жители города Норильска — 259 семей на
    сумму 927 000,6 тыс.руб.;
  • жители города Дудинки – 70 семей на сумму  
    255 751,3 тыс.руб.

Министерством строительства Красноярского края размещены
сведения о гражданах, включенных в списки граждан, имеющих право на получение
социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом
от 25.10.2002 № 125-ФЗ по Красноярскому краю на официальном сайте министерства
по ссылке:
http://minstroy.krskstate.ru/zhilpolitik/page13278/usloviyafederal.

Поселок, которого нет

Наталья Якимчук из поселка Транспортный ждет получения ГЖС 21 год.

— Стою в очереди, наверное, посмертно, — говорит она. — То закрывают наш поселок, то не закрывают, то признают неперспективным и обещают за счет местного бюджета расселить, то говорят: ждите федеральных субсидий. Сколько еще ждать? Зимой по пояс в снегу, весной по пояс в грязи. Вид у поселка ужасающий, всё разбито.

Она рассказывает, что лет семь назад дорожники поднимали полотно участка региональной автодороги, которая проходит через поселок. Местные жители попросили их пустить дорогу в объезд, чтобы не дышать круглый год пылью. Вместо ответа им показали карту, на которой их поселка вообще нет. Даже на почте одно время не принимали посылки в Транспортный — говорили, что нет такого населенного пункта.

— Сдается нам, что по документам мы все давно отсюда выселены, — говорит она. — Но мы-то здесь, и мы живые! Нас 50 человек. Неужели для того, чтобы нас расселить, прекратить наши мытарства, у государства нет денег? Если бы власть доплачивала нам за всё, чего мы, здесь находясь, не видим, то, уверена, уже давно бы деньги на расселение нашли. Мы не против севера, мы против таких условий выживания. Хочется выехать в тепло, в цивилизацию, пока при памяти и при относительном здоровье.

С 2002 года в России действует специальная программа по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Программа предусматривала выдачу жилищных субсидий на оплату стоимости приобретаемого жилья. С 2015 года субсидии выдаются в форме сертификата, которым можно оплатить квартиру на вторичном рынке или в новостройке. С 2020 года по жилищному сертификату можно приобрести право требования по ДДУ.

20 лет спустя

Благодаря действию закона переехать в регионы с более комфортным климатом и одновременно улучшить свои жилищные условия смогли десятки тысяч россиян. В последние годы, однако, финансирование госпрограммы по переселению северян неуклонно снижается. Если, к примеру, в 2010-м на эти цели из федерального бюджета было выделено 6,8 млрд рублей, то в текущем — 5,2 млрд. В результате очереди желающих получить ГЖС движутся намного медленнее, чем людям хотелось бы. В Магаданской области есть семьи, ожидающие сертификаты по 20 и более лет.

Людмиле Сидоровой из поселка Усть-Омчуг в июне исполнится 70 лет, ее северный стаж — 50 лет. С 2002 года она стоит в очереди на получение ГЖС как неработающий пенсионер.

— Тяжело одной, родственники все давно на материке. Помочь с переездом им не на что, а за свою двухкомнатную квартиру, даже если продам ее со всем, что в ней есть, выручу максимум 400 тыс. рублей, хоть у меня и хорошее жилье — теплое, с ремонтом. Не выехать мне никак без помощи государства.

Пути решения проблемы

В связи с ограничением по времени я не стал подробно рассказывать присутствующим о всех 15 предлагаемых мной путях решения проблемы переселения. Остановился только на крайнем из них. В недавнем обращении к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Марату Хуснуллину я предложил передавать воркутинским очередникам по договору социального найма выкупленные у застройщиков квартиры в разных городах РФ, в т. ч. и во вновь построенных домах в Сыктывкаре. Результатом станет взаимовыгодная сделка: государство убьет двух зайцев, в один прием разрешив проблемы застройщиков и переселенцев из районов Крайнего Севера.

Читать также:  Как выглядит новый сертификат о вакцинации от COVID-19. Инфографика

Девелоперы будут довольны не только тем, что смогли достроить жилье в условиях кризиса и падения спроса, но и тем, что оно сразу же будет реализовано, что позволит избежать дополнительных расходов по его содержанию и охране. А как переселяющиеся в новые квартиры северяне будут довольны – словами выразить невозможно. Ведь квартира — это не сертификат, который еще надо реализовать. Более того, предоставлением готовых для проживания квартир будет восстановлена не только справедливость, но и законность, ведь одностороннее изменение государством обязательства по предоставлению социального жилья на получение жилищного сертификата незаконно, т. к. закон обратной силы не имеет (ст. 4 ГК РФ), а обязательство заканчивается надлежащим исполнением (ст. ст. 309–310 ГК РФ).

На этом фоне государство будет выглядеть весьма достойно – успешно решая проблемы бизнеса и граждан исполнением публично-правового обязательства в кризисной обстановке. А окончательное разрешение проблемы переселения северян после десятков лет волокиты действительно бы стало предметом национальной гордости.

После моего доклада Ирина Сергеевна озадачилась вопросом о том, смогут ли пенсионеры один раз заплатить 13% налог на собственность, чтобы получить квартиру. На что я сказал, что с удовольствием) Считаю, что даже кредит можно взять ради такого дела. Это же не ипотека. Или я может быть не прав?

Поддержка государством северян вытекает из Конституции

В начале совещания довел до сведения присутствующих, что несмотря на последние изменения законодательства, поддержка государством северян в форме приобретения жилья за пределами Крайнего Севера вытекает из Конституции Российской Федерации, в соответствии с частью 3 ст. 37 которой каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Так из преамбулы Закона РФ №4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» следует, что «настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера». Статьей 18 этого Закона предусматривалось, что гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 10 календарных лет, предоставляется право по вновь избранному месту жительства на приобретение квартиры или приоритетное вступление в жилищно-строительный кооператив, либо выделяется земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. №125-ФЗ (в ред. до 01.01.2012 г.) гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации и не получавшим субсидии на эти цели, предоставляются жилищные субсидии. Последними изменениями закона слово «предоставляются» заменено на «имеют право».

Несмотря на произведенные за эти годы изменения в названии – жилищная субсидия, реализуемая в виде государственного жилищного сертификата (ГЖС), не социальная помощь, а недоплаченная часть заработной платы за прошлый период (гарантированного государством вознаграждения за труд в экстремальных условиях).

С момента появления государственного жилищного сертификата согласие гражданина на его получение является добровольным, как бы суррогат с выдачей ГЖС не называли: подпрограмма (Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153), основное мероприятие (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 г. N1710), ведомственная целевая программа (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.07.2019 г. N858).

Следовательно, принятое государством в 1993 году публично-правовое обязательство о предоставлении бесплатного жилья северянам на условиях социального найма должно быть исполнено надлежащим образом, как это установлено общегражданскими принципами надлежащего и реального исполнения обязательств (ст. ст. 309, 310 ГК РФ).

Внутренняя миграция

Сегодня правительство области видит еще один вариант ускорения процесса расселения.

— Мы продолжаем настаивать на увеличении финансирования государственной программы по расселению северян, но с возможностью выбора: уехать с территории Магаданской области либо остаться, но в более комфортных условиях — с переездом в Магадан или его окрестности, — поясняет министр экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Ирина Пеньевская. — Такое решение было бы как в интересах самих людей, так и в интересах северных и дальневосточных регионов, поскольку внутренняя миграция, с одной стороны, существенно уменьшила бы отток трудоспособного населения, а с другой, оживила бы ситуацию на местном рынке жилья и стала дополнительным стимулом в развитии жилищного строительства.

Возможность выбора места переселения (свой или другой регион), в отличие от 125-ФЗ, дает 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 07.07.2011.

Транспортный, им. Гастелло, Мадаун (еще один поселок Тенькинского района) — умирающие. Работавшие здесь некогда госпредприятия давно закрыты, социальная инфраструктура разрушена, жилфонд аварийный, транспортная доступность — понятие весьма относительное. Признать их закрывающимися и расселить, применив 211-ФЗ, — лучшее, что можно сделать для оставшихся жителей, а они уже сами выберут, покинуть регион или нет.

Как зарегистрироваться в программе переселения из РКС

Чтобы подать заявление на участие в программе, необходимо встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого подаются документы в администрацию по месту жительства. После постановки на учет семью внесут в реестр очередников. После этого можно подать заявление в произвольной форме на включение в очередь на получение жилищной субсидии или сертификата. В заявлении указывается:

  • состав семьи;
  • субъект РФ, выбранный для постоянного проживания после переселения;
  • подтверждение, что заявитель соответствует условиям программы, в том числе по стажу.

Регионы сами определяют органы и учреждения, которые принимают заявления на участие в программе. Обычно это можно сделать через местную администрацию, Министерство строительства и ЖКХ регионов.

Кто может реализовать право на переселение?

Здесь закон устанавливает обширный список условий. Попробуем разделить и описать их.

Граждане выделяются в четыре вида. Начнем с первого.

1. Общая категория граждан.

-прибыли в районы Крайнего и севера и приравненные к ним не позднее 1 января 1992 года.

-имеют общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего севера и приравненных местностях не менее 15 лет (под «общей» очевидно имеется ввиду весь стаж работы в данном районе, независимо от перерывов для работы в иных местностях);

-не имеют других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего севера и приравненных местностей (из прямого толкования следует, что иметь жилую площадь в северных и подобных им районах можно);

2. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Остаются в силе условия, относящиеся к первой категории, а также добавляются:

-не получают субсидии, связанные со статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий;

-состоят на учете в качестве нуждающихся;

3. Граждане, получившее право по ранее действующему законодательству.

-имеют стаж работы не менее 10 календарных лет в указанных районах;

-состоят на учете по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

4. Граждане, имеющие право в виде исключения из общих условий:

-инвалиды I и II группы, которые получили травму в связи с работой в подобных районах;

-инвалиды с детства, которые родились в районах Крайнего Севера и подобных местностях;

-инвалиды с детства, которые родились за пределами таких районов, но на момент рождения детей, местом жительства матерей являлись эти районы. При этом, прожившие в таких местностях не менее 15 календарных лет.

Ответственность.

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 указано, что могут быть обжалованы:

1. Решение об отказе в регистрации и постановке на учет в качестве нуждающегося.

2. Решение о снятии с учета гражданина, желающего получить социальную выплату.

Происходит этот процесс на основе общего законодательства Российской Федерации. То есть путем подачи жалобы в орган, вынесший решение, правоохранительные органы, ведущие надзор за федеральным законодательством, вышестоящие органы по отношению к вынесшему решение органу. Кроме того, можно защищать свои права в суде, через исковое заявление.

На юг через 150 лет

По информации министерства экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, на данный момент общая очередь колымчан, желающих получить ГЖС, насчитывает 16,5 тыс. человек (7,9 тыс. семей).

Не все, конечно, находятся в таких невозможных условиях, как жители поселков Транспортный или Омчак, и тем не менее выдача 40–50 сертификатов при выделении денег в размере 170–190 млн рублей в год — этого слишком мало. Такими темпами расселять колымчан придется около 150 лет.

В августе 2018 года проблему недостаточного финансирования госпрограммы по расселению северян по многочисленным обращениям граждан поднимал руководитель региона, тогда еще врио губернатора Магаданской области Сергей Носов на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым.

— Жилищные сертификаты когда-то были или должны были стать одним из преимуществ, обеспечивающих привлекательность районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Но на данный момент сложилась следующая ситуация: задолженность по ним уже составляет 17 млрд рублей, — заявил Сергей Носов. — Ежегодно из федерального бюджета в область приходит меньше 1% от суммы. При этом стоимость квадратного метра жилья возрастает ежегодно примерно на 12%. И уже к 2025 году эта задолженность, по прогнозам, будет составлять 26 млрд рублей. После принятия поправок к закону о наследовании задолженности цифра переходит в бесконечность.

Очередность предоставления субсидий и сертификатов

В Законе № 125-ФЗ указано, что при выделении жилищных субсидий и сертификатов действует принцип очередности. Всего предусмотрено четыре очереди:

  • первая — включает инвалидов I и II групп, а также инвалидов с детства, родившихся на территории РКС или МКС;
  • вторая — пенсионеры;
  • третья — безработные граждане, поставленные на учет в ЦЗН;
  • четвертая — работающие граждане.

При изменении статуса можно подать заявления для включения в более высокую очередь.

Как получить субсидию?

Согласно Статье 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее N 125-ФЗ):

Таком образом можно вывести порядок действий.

Для подается пакет документов в следующие органы:

-орган исполнительной власти субъекта;

-орган местного самоуправления, если орган субъекта наделил местные власти такими полномочиями;

При этом, подача документов производится по месту жительства гражданина.

Из закона нет прямого указания на органы исполнительной власти субъекта. Предполагается, что каждый субъект федерации уполномочивает на данные действия свои органы. Для примера можно взять Тюменскую область. В Постановление Правительства Тюменской области от 26 марта 2012 г. N 80-п мы можем найти такое положение:

В других субъектах действуют аналогичные органы исполнительной власти. Если Вы затрудняетесь в их определении можно обратиться на прямую в местную администрацию за разъяснениями своих прав в этой области.

2. Необходимые документы.

В Постановлении Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» можно найти список документов:

Отказ в регистрации и постановке на учет можно обжаловать.

Получение жилья и переселение из районов Крайнего Севера

Законодательством Российской Федерации установлена возможность переселения в связи с проживанием определенного количества времени в районах Крайнего Севера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *