Бесплатный вебинар для воспитателей с бесплатной выдачей сертификата без регистрации

Вебинары

  • Прошедшие
  • Предстоящие
  • Все мероприятия

Традиционная отечественная культура: встреча весны

15 марта 12:30

Внедряем ФОП дошкольного образования: эффективные решения для образовательной программы детского сада

17 марта 11:00

Engage and motivate your primary learners with Express Publishing

22 марта 11:00

Интерактивное пространство. Формируем полезные привычки здорового питания у детей в игре

22 марта 12:30

Как заинтересовать дошкольников на занятиях при подготовке к школе

23 марта 11:00

Математика до школы: зачем геометрия дошкольнику? О важных аспектах педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста

24 марта 14:00

Финансовая грамота и функциональная грамотность дошкольников: взаимосвязи и взаимозависимости

28 марта 14:00

Разговор с психологом: виды одарённости и их развитие

29 марта 12:30

Система математического образования К. Шевелева: интеграция в программу детского сада

31 марта 15:00

Волшебный мир сказок: читаем и играем вместе с дошкольниками

3 апреля 12:30

Внедрение ФОП дошкольного образования: конструируем модели методического сопровождения

10 марта 14:00

Я умею читать! Об эффективных методиках обучения чтению ребёнка дошкольного возраста

10 марта 12:30

Технология «От звука к букве» как инструмент реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования

3 марта 15:00

Мой воспитанный малыш: очень важный разговор с самой лучшей мамой на свете

3 марта 12:30

Речевое развитие дошкольников и учеников начальных классов в интеграции с развитием мышления, внимания, памяти и воображения

2 марта 18:00

Региональный опыт. Практические решения

1 марта 14:00

Вы сегодня делаете мартнички?

1 марта 12:30

Работа презентационных площадок «Федеральные, региональные и муниципальные практики конструирования образовательного пространства»

Читать также:  Сертификат коннектор джек rj 45 8p 8c cat6 со вставкой rexant

1 марта 12:00

Экспертная мастерская «Проектирование образовательного процесса: актуализация потенциалов системы дошкольного образования»

28 февраля 13:30

Пленарное заседание «Актуальные направления обновления системы дошкольного образования в Российской Федерации»

28 февраля 10:00

Не только математика: реализуем задачи федеральной образовательной программы дошкольного образования в части развития элементарных математических представлений

21 февраля 12:30



2
3
4
5
6
7

Вебинары

  • Прошедшие
  • Предстоящие
  • Все мероприятия

Традиционная отечественная культура: встреча весны

15 марта 12:30

Внедряем ФОП дошкольного образования: эффективные решения для образовательной программы детского сада

17 марта 11:00

Engage and motivate your primary learners with Express Publishing

22 марта 11:00

Интерактивное пространство. Формируем полезные привычки здорового питания у детей в игре

22 марта 12:30

Как заинтересовать дошкольников на занятиях при подготовке к школе

23 марта 11:00

Математика до школы: зачем геометрия дошкольнику? О важных аспектах педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста

24 марта 14:00

Финансовая грамота и функциональная грамотность дошкольников: взаимосвязи и взаимозависимости

28 марта 14:00

Разговор с психологом: виды одарённости и их развитие

29 марта 12:30

Система математического образования К. Шевелева: интеграция в программу детского сада

31 марта 15:00

Волшебный мир сказок: читаем и играем вместе с дошкольниками

3 апреля 12:30

Внедрение ФОП дошкольного образования: конструируем модели методического сопровождения

10 марта 14:00

Я умею читать! Об эффективных методиках обучения чтению ребёнка дошкольного возраста

10 марта 12:30

Технология «От звука к букве» как инструмент реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования

Читать также:  Как сделать свой сертификат для программы

3 марта 15:00

Мой воспитанный малыш: очень важный разговор с самой лучшей мамой на свете

3 марта 12:30

Речевое развитие дошкольников и учеников начальных классов в интеграции с развитием мышления, внимания, памяти и воображения

2 марта 18:00

Вы сегодня делаете мартнички?

1 марта 12:30

Не только математика: реализуем задачи федеральной образовательной программы дошкольного образования в части развития элементарных математических представлений

21 февраля 12:30

Формирование представления о графических паттернах как пример интеграции познавательного развития и формирования математических представлений

16 февраля 11:00

Давайте отметим День полосок и пятнышек!

15 февраля 12:30

Федеральная образовательная программа дошкольного образования: технологии решения воспитательных задач на традициях народной культуры

13 февраля 11:00

Разговор с психологом: отношение современного ребёнка к труду

8 февраля 12:30



2
3
4
5
6
7

Вебинары для воспитателей с сертификатом

Бесплатный вебинар для воспитателей с бесплатной выдачей сертификата без регистрацииБесплатные вебинары для воспитателей, руководителей, специалистов и педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Для получения сертификата слушателя всероссийского вебинара необходимо заполнить форму на странице интересующего вебинара. Сертификат слушателя отсылается на электронный адрес, который указывается в заявке.

Сертификат имеет всероссийский статус (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65250) и содержит ФИО слушателя, должность, название организации, город, название вебинара, продолжительность (2 часа), подпись главного редактора и синюю печать. Подробнее о получении сертификата.

Выберете вебинар:

Информация для обучающихся

По окончании курса Вы получите:

Сертификат о прохождении обучения курса дополнительного образования

Сертификат о прохождении
обучения курса 16 ак. часа

Лицензия на образовательную деятельность

Лицензия на осуществление
образовательной деятельности
№ 4276 от 19.11.2020
Серия 78 ЛО № 0000171

Документы установленного образца

признаются аттестационными
комиссиями во всех регионах РФ.

Они соответствуют всем требования
ФЗ «Об образовании в РФ» и ничем
не отличаются от документов,
выдаваемых при очном обучении

Для прохождения курса
необходимо:
  1. Скачать материал курса и пройти обучение
  2. Подать заявку на курс
  3. Заказать официальный документ установленного образца

Бесплатный вебинар для воспитателей с бесплатной выдачей сертификата без регистрации

Бесплатный вебинар для воспитателей с бесплатной выдачей сертификата без регистрации

Курс дополнительного образования по теме «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Курс дополнительного образования по теме «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи и многое другое.

Читать также:  Как узнать нужен ли сертификат соответствия на продукцию по коду тн

Все это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Именно поэтому финансовая грамотность – это важный процесс в воспитании дошкольников, в ходе которого воспитывают у детей ценностное отношение к труду, к его результатам, детей знакомят со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими (деньги, труд, цена) и этическими (честность, щедрость, экономность) понятиями.

Предлагаем Вам пройти краткосрочное обучение по курсу дополнительного образования в объеме 16 ак.часов с получением соответствующего документа для подтверждения своей профессиональной компетентности, а также для формирования портфолио к аттестации. Обучение на курсе бесплатное. Оплачивается только оформление подтверждающего документа (сертификата) в размере 350 рублей.

В данном курсе Вашему вниманию будут представлены следующие темы:

  1. Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения.
  2. Интеграция содержания курса «Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность ДОО.
  3. Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
  4. Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности.

Почему стоит пройти обучение у нас

Бесплатный доступ к
материалам курса

Удобный формат
итоговой аттестации

Категория слушателей:

Педагогические работники любых образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений; средних общеобразовательных учреждений; учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; коррекционных образовательных учреждений; учреждений дополнительного образования детей), студенты старших курсов педагогических ВУЗов, НПО и СПО.

Краткая инструкция для прохождения обучения:

  1. Зарегистрироваться (авторизироваться) на сайте.
  2. Скачать выбранный Курс на сайте. Папка содержит: инструкцию, лекционной материал по теме курса, тестовые задания к курсу, бланк ответов, лицензию на образовательную деятельность.
  3. Самостоятельно изучить лекционный материал. Пройти итоговое тестирование.
  4. Перейти по ссылке, указанной в описании выше, для загрузки ответов на тест.
  5. Заполнить все графы заявки, проверить введённую информацию. После заполнения формы заявки не забудьте нажать кнопку «Отправить». Срок рассмотрения заявки не более 3х рабочих дней.
  6. После успешного прохождения итогового тестирования, Вам на электронный адрес будет отправлено уведомление с инструкцией о получении документа.

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти
обучение

Вебинар «Основы формирования финансовой грамотности в образовательной организации»

Вебинар «Основы формирования финансовой грамотности в образовательной организации»

Целью обучения финансовой грамотности в общеобразовательной школе является формирование у обучающихся комплексного представления о базовых финансово-экономических понятиях, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, с учетом специфики конкретной ступени образования.

Предлагаем Вашему вниманию ознакомиться с материалами вебинара, после изучения которых Вы будете разбираться в значении, понятии, видах, уровнях и категориях финансовой грамотности, а также владеть методологическими подходами и образовательными моделями формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

Вебинар проводится Образовательным СМИ «Продленка.орг». Доступ к Вебинарам бесплатный и открыт всем зарегистрированным пользователям портала.

Участие в вебинаре — это отличная возможность повысить свой профессиональный уровень и подтвердить свои знания соответствующими официальными документами. Каждый желающий может заказать Сертификат участника Вебинара с указанием соответствующей темы. Подробнее о получении документа здесь

alt

Приглашаем к участию во всероссийском педагогическом семинаре, целью которого является обобщение опыта и повышение профессионального мастерства участников. Семинар будет полезен педагогам и методистам дошкольных образовательных учреждений и всем желающим.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимают воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Участие в семинаре бесплатное. После изучения материалов, Вы можете заказать Свидетельство участника семинара для пополнения Вашего профессионального портфолио.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения.
  2. Интеграция содержания курса «Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность ДОО.
  3. Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
  4. Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности.

Основы финансовой грамотности для дошкольников: нормативно-правовое обеспечение, цель и задачи обучения.

Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи и многое другое. Все это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Именно поэтому финансовая грамотность – это важный процесс в воспитании дошкольников, в ходе которого воспитывают у детей ценностное отношение к труду, к его результатам, детей знакомят со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими (деньги, труд, цена) и этическими (честность, щедрость, экономность) понятиями.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, дает определение финансовой грамотности. Финансовая грамотность – это результат процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимают воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Правовой основой обучения воспитанников финансовой грамотности выступают Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), а также Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы.

Основная цель реализации курса «Основы финансовой грамотности» в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) заключается в формировании финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников.

Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5-7 лет.

На уровне ДОО экономическое воспитание позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО.

«Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий.

«Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.

«Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка.

«Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования».

Поскольку в школах РФ повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, ДОО следует включить в образовательную деятельность основы экономического воспитания в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.

«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в саду.

На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

  • дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Таким образом, финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие мышления в области финансов, включая творчество и воображение. Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Интеграция содержания курса «Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность ДОО.

Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной.

Формирование основ финансовой грамотности целесообразно включать в образовательные области:

социально-коммуникативное развитие, которое предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.

познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).

речевое развитиекак компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.

Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей
дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.

в процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

На основе проведенного анализа существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово-экономических понятий, которые могут быть изучены в ДОО:

5-6 лет.

1. Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга. Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга.

2. Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата. Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические).

3. Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство.

Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства.

4. Сбережения, копилка, кошелек. Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

5. Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево. Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар-цена-покупка».

6. Долг, должник, займ. Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

6-7 лет.

1. План, экономия. Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

2. Потребность, капризы, желание, возможность. Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать, действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

3. Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

4. Подарок, реклама. Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

5. Богатство, бедность, жадность, щедрость. Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

При использовании различных программ по основам финансовой грамотности педагогу необходимо исходить из этих понятий, а также из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».

Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность.

Таким образом, формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни, именно поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы дошкольникам.

Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.

Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы: труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.

Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия»,«Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.

В обучении дошкольников финансовой грамотности могут быть использованы следующие современные технологии.

  1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».

  2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

  1. Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в … (название населенного пункта)», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.
  2. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.
  3. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.
  4. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.
  5. Теория решения изобретательских задач. Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением данной концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.
  6. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.
  7. Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

Для изучения основ финансовой грамотности важное значение имеют средства обучения.

Демонстрационные — применяемые взрослыми;

Раздаточные – используемые детьми;

Визуальные — для зрительного восприятия;

Аудиальные — для слухового восприятия;

Аудиовизуальные — зрительно-слухового восприятия;

Естественные – натуральные;

Искусственные — созданные человеком;

Реальные – существующие;

Виртуальные — не существующие, но возможные.

При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков.

Таким образом, рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Взаимодействие с родителями дошкольников по вопросам формирования основ финансовой грамотности

Свой первый экономический опыт ребенок получает в семье, поэтому изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями). Как и любой важный процесс в воспитании дошкольников, данный опирается на поэтапность своего построения.

В обязательном порядке необходимо информировать родителей о возможности, задачах и содержании основ финансовой грамотности детей в ДОО и в семье, необходимо поощрять активность родителей в различных мероприятиях в дошкольном учреждении по данной тематике.

В вопросах формирования основ финансовой грамотности дошкольников чаще всего многие родители не чувствуют себя недостаточно компетентными. Им необходима информационная и практическая помощь педагогов в ознакомлении со специальной литературой, которая поможет организовать работу с детьми в условиях семьи. «Финансовая» подготовка родителей позволит приобщить детей к экономической реальности, сформировать при этом правильные финансовые представления.

Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего, но здесь не стоит забывать, что дошкольник не всегда понимает ценность желаемого материального блага, капризничает, чтобы любой ценной получить вещь или подарок. И данное поведение должно контролироваться родителями, потому что полученный просто так подарок не даст детям правильного понимания, как относиться к деньгам и как с ними обращаться. Естественно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Работа по формированию основ финансовой грамотности, экономическому воспитанию дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее актуальности для ребенка в дальнейшей жизни. Взаимодействие семьи и детского сада по решению данного вопроса является главным условием. Это может дать хороший результат в области экономического воспитания детей.

В работе с родителями необходимо сформировать у них понимание того, что важно помочь ребенку разобраться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения материала и личностного развития. Именно родители отвечают за вопрос ознакомления ребенка с финансовой стороной жизни семьи. В этом случае можно рекомендовать проводить беседы о том, кто и как зарабатывает деньги в семье, как формируется семейный бюджет, как он распределяется, как рационально потратить деньги для всех членов семьи, что такое накопления и экономия семейного бюджета, как научиться экономить деньги. Всегда данные беседы необходимо проводить обдуманно, чтобы у ребенка не сложилось мнение о доминировании одного родителя над другим и правильно формировался образ родителей.

Важной задачей педагога является привлечение родителей (законных представителей) к взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности. Педагогу необходимо планировать данную работу, в ходе которой нужно разъяснять родителям важность бесед с детьми на финансово-экономические темы, привития бережного отношения к продуктам питания, вещам, игрушкам, к чужому труду, профессиям и др. Нельзя допускать, чтобы у дошкольников спонтанно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это может привести к формированию потребительского отношения к родителям, к их труду, появятся желания, которые родители не в состоянии будут удовлетворить. Важно, чтобы в ходе работы по данной проблеме дошкольник смог чувствовать себя полноценным членом семьи, понять, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить. Сотрудничество с родителями поможет понять ребенку основы рационального отношения к финансам именно в семье. Для того чтобы получить необходимые результаты, родителям необходимо формировать у своих детей уважительное отношение к труду, профессии людей, к честно заработанным деньгам.

Содержанием экономического воспитания дома может стать домашнее хозяйство (работа родителей по дому, профессии родных), семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия). Посильное участие детей в домашнем хозяйстве, познание основы семейного бюджета, роли зарплаты таят в себе огромные возможности в формировании элементарных экономических представлений, развитии интереса к «экономическому» осмыслению окружающего мира, воспитанию нравственных качеств личности ребенка.

Результаты общего с родителями экономического воспитания, по мнению Курак Е. А., будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровья, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи.

Взаимодействие родителей и ДОО редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Таким образом, в современном мире меняющиеся социально-экономические условия определяют необходимость организации подготовки подрастающего поколения к трудовой деятельности, что указывает на значимость уровня сформированности навыков и умений ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, активно приспосабливаться к ним и принимать рациональные решения. При возникновении данных условий значимую роль играет процесс формирования финансовой грамотности у дошкольников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *