7 Когда вступают в силу сертификаты в системах, требующих обязательной сертификации? Сертификат соответствия продукции

Что ждет сертификацию продукции в 2021 г.

С 1 января 2021 г. вступают в силу сразу несколько нормативно-правовых актов, которыми вносятся значительные изменения в сфере подтверждения соответствия продукции. Часть положений документов начнут действовать позднее в 2021 г.

Рассмотрим по порядку основные нововведения, которые ожидаются в следующем году.

Ужесточение требований к органам по сертификации и испытательным лабораториям

Важные изменения вносят в деятельность аккредитованных лиц в области оценки соответствия продукции два приказа Минэкономразвития № 704 от 24 октября 2020 г. и № 707 от 26 октября 2020 г.

Документами четко прописаны требования к лицам, которые могут принимать участие в работах по подтверждению оценки соответствия продукции. Сформирован перечень сведений и скан-копий документов, которые органы по сертификации и испытательные лаборатории должны предоставлять Росаккредитации через электронный сервис. Среди нововведений обязательные данные о помещениях, о праве собственности/других законных основаниях, предусматривающих право владения и пользования с приложением скан-копий документов, подтверждающих такой факт.

Что касается новых критериев аккредитации, то помимо положений, утвержденных приказом Минэкономразвития № 707 от 26 октября 2020 г. , важная роль отводится стандартам, которые, по сути, являются неотъемлемой частью этих критериев:

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг».
  • ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
  • ГОСТ Р 58972-2020 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия».
  • ГОСТ Р 54293-2020 «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия».
  • ГОСТ Р 58984-2020 «Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации».
  • ГОСТ Р 56541-2015 «Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза».
  • ГОСТ Р 58973-2020 «Правила к оформлению протоколов испытаний».

Например, ГОСТ Р 54293-2020 также вводится в действие с 1 января 2021 г. Подробнее о том, чего ждать от новых требований к порядку проведения анализа состояния производства при сертификации, мы уже писали ранее.

Как нововведения отразятся на деятельности аккредитованных лиц, мы рассматривали в наших следующих публикациях:

Утверждено новое Положение о составе сведений по результатам деятельности аккредитованных лиц

Утверждены критерии аккредитации заявителей, аккредитованных лиц и перечень документов, подтверждающих их соответствие

Единый реестр сертификатов соответствия и всех доказательных материалов

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1856 от 18 ноября 2020 г. утвержден новый порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов. В первую очередь, нововведения касаются перехода на электронный документооборот: все материалы направляются в электронный сервис ФГИС Росаккредитация в виде скан-копий.

Заявителям нужно быть внимательнее на каждом этапе формирования комплекта электронных документов, начиная с самой заявки на проведение сертификации, так как скан-копия такого заявления вместе с доказательственными материалами обязательно прилагается в электронный сервис и, соответственно, учитываются ее изначальные параметры.

Также более прозрачной система станет в части проведения испытаний сертифицируемой продукции: без протокола испытаний, скан-копия которого вносится в электронный сервис, будет невозможно оформить сертификат.

Указанные выше положения закрепляют ответственность самих заявителей за предоставленные в реестр данные и исключают возможность выдачи сертификата без реальных исследований образцов продукции.

Начиная с 1 августа 2021 г. , в сервис ФГИС Росаккредитация будут направляться все сведения, касающиеся инспекционного контроля над сертифицируемой продукцией. Речь идет о загрузке данных по плановому и внеплановому инспекционному контролю с указанием дат, переноса и причины изменения даты, и самих скан-копий результатов с датой и номером акта проверки.

С нового года изменится и периодичность планового инспекционного контроля. Согласно ГОСТ Р 58984-2020, период такой проверки закрепляется положениями технических регламентов или системами сертификации. В случае отсутствия требований инспекционный контроль назначается органом по сертификации не реже одного раза в год.

Читать также:  PIN-коды ЭЦП Рутокенов

Также с 1 августа 2021 г. , выдача сертификата станет невозможной, если заявитель-производитель не зарегистрирован в установленном порядке на территории Российской Федерации в специальном реестре уведомлений (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 584 от 16 июля 2009 г.

Узнать информацию более детально, можно перейдя по ссылке.

Самостоятельная регистрация деклараций о соответствии заявителями

Начиная с нового года, регистрация деклараций о соответствии продукции, за исключением отдельных групп продукции, будет осуществляться самими заявителями через электронный сервис ФГИС Росаккредитация, что закреплено положениями приказа Минэкономразвития № 478 от 31 июля 2020 г.

Документом установлено формирование «электронного дела по декларации». Это означает, что регистрация декларации будет осуществляться в электронном виде путем внесения в специальный сервис не только сведений о декларации и ее сопутствующих документов, но и их скан-копий, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Нельзя не отметить, ввода с 1 января 2021 г. требования по обязательному указанию в заявлении о регистрации декларации уникального номера предприятия (УНП/GLN Global Location Number) и международного кода GTIN (Global Trade Item Number), в случаях, когда продукция производится за пределами стран-участниц ЕАЭС.

С 1 августа 2021 г. вступит в силу требование, когда в регистрации декларации будет отказано из-за отсутствия сведений о заявителе-производителе, зарегистрированном в установленном порядке на территории Российской Федерации, в специальном реестре уведомлений, аналогично требованиям при сертификации продукции.

Обновленные формы сертификатов и деклараций о соответствии российским регламентам

Приказами Минэкономразвития № 3725 и № 3726 от 28 октября 2020 г. приняты новые формы сертификатов и деклараций на продукцию, которая должна отвечать требованиям национальных технических регламентов.

С нового года сертификатам и декларациям на товары, попадающие под нормы российских регламентов, будут присваиваться регистрационные номера по-новому:

RU С или Д-ХХ. YYYY. А или В. с 00001 до 99999/ZZ

Нововведения заключаются в добавлении двух кодов: «RU» в начале номера, обозначающего код Российской Федерации по Общероссийскому классификатору стран мира, и «ZZ» в конце номера, который обозначает две последние цифры года, в котором выдан сертификат или зарегистрирована декларация. То есть в следующем году все разрешительные документы будут заканчиваться на «21».

В нашей новости мы подробно рассмотрели, как изменятся действующие бланки российских документов и какие новые требования ожидают заявителей с 1 января 2021 г.

Важно! Обращаем внимание на то, что нововведения помогут сделать процедуры сертификации и декларирования продукции прозрачнее, но также потребуют большей внимательности и ответственности со стороны заявителей.

Форма обязательного подтверждения соответствия

Сертификат соответствия и декларация соответствия по закону «О техническом регулировании» являются двумя формами обязательной сертификации продукции на исполнение требований национальных стандартов, Технических регламентов, правил или других нормативных документов. Оба документа имеют на территории РФ равную юридическую силу в течение времени действия того и другого документа.

Начиная с 2013 года, когда создался Таможенный союз, документальное подтверждение соответствия продукции стало производиться не только в системе ГОСТ Р, но и в соответствии с техрегламентами. Обязательная декларация или сертификат Таможенного Союза (а в настоящее время — Евразийского экономического союза ЕАЭС) подтверждает, что ввозимый продукт разрешен к использованию в зоне Таможенного Союза (ЕАЭС), ввиду его полного соответствия заявленных параметров безопасности требованиям техрегламентов.

В чем разница между сертификатом соответствия и декларации о соответствии

Несмотря на то, что сертификат соответствия и декларация соответствия – это две формы обязательного подтверждения соответствия, отличия между ними существуют следующие:

  • В случае получения сертификата ответственность за сведения, включенные в сам документ, за безопасность продукции производитель разделяет с органом сертификации, где был оформлен документ подтверждения соответствия. В то время как при получении декларации о соответствии вся ответственность остается за производителем продукции (или другим лицом, выполняющим декларирование).
  • В случае получения сертификата соответствия продукции документ заполняется на специальном типографском бланке, защищенном от подделок. Декларация соответствия продукции заполняется на обычной белой бумаге формата А4. Существуют установленные требования по оформлению данного документа. Как правило, орган сертификации предоставляет своим клиентам образцы деклараций соответствия для правильного оформления разрешительного документа.
  • При проведении испытаний для получения декларации о соответствии продукции, законом предусмотрены схемы декларирования, когда достаточно заявителю предоставить протоколы испытаний, проведенные в собственных лабораториях производителя товаров, т.е. на основе собственных доказательств безопасности продукции. При проведении испытаний для получения сертификата соответствия не существуют схемы сертификации, предусматривающие применение собственной доказательной базы заявителя (за исключением схемы 9с).
    Принятие декларации о соответствии может проводиться на основе двух видов схем декларирования: на базе собственных доказательств заявителя или с участием третьей стороны. В качестве третьей стороны закон допускает привлечение к работам сертификационную испытательную лабораторию, где проводятся независимые испытания образцов продукции.
  • Схемы сертификации и схемы декларирования, как правило, отличны друг от друга. Чаще всего при оформлении сертификатов соответствия имеется большее количество разрешенных схем сертификации, чем при оформлении декларации соответствия. Но и при получении сертификата соответствия и при оформлении декларации о соответствии в качестве дополнительных доказательств безопасности и качества продукции принимаются сертификаты качества производства (сертификаты систем менеджмента предприятия).
  • Оформление сертификата соответствия всегда требует подтверждение соответствия определенному набору нормативов, которые указываются в Техническом регламенте или в Постановлении Правительства РФ, которые определяют обязательность оформления сертификата соответствия на конкретный вид продукции. При оформлении декларации о соответствии заявитель указывает конкретные нормативные документы, в соответствии с которыми осуществлялся выпуск продукции и на соответствие которых проводится оценка соответствия.
  • При оформлении сертификата соответствия продукции данный документ вносится в государственный реестр сертификатов соответствия и ему присваивается уникальный регистрационный номер. Тоже происходит и с декларацией, которая регистрируется в государственном реестре деклараций соответствия. Эти документы регистрируются в разных реестрах, с разной кодификацией, т.е. должны иметь разные регистрационные номера.
Читать также:  Сбис у вас недостаточно прав для выполнения данного действия при добавлении сертификата

Нарушение законодательства в области сертификации и декларирования продукции

Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Без сертификата или декларации о соответствии товаров, безопасность которых должна быть подтверждена в процессе обязательной сертификации или декларирования, невозможен законный выпуск в обращение такой продукции.

Обязательное наличие разрешительных документов на товары, предназначенные для продажи на территории нашей страны, также регламентируется федеральным законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. (далее ФЗ № 184), в котором собраны общие обязательные требования к проектированию, производству, а также реализации различных групп продукции. В законе установлены возможные формы подтверждения соответствия, в частности обязательная сертификация или декларирование, и документы, определяющие эти требования.

На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности закреплены в технических регламентах Таможенного союза. В документах также прописаны требования к получению, хранению, предоставлению в случае необходимости сертификатов, деклараций, протоколов испытаний, а также прочих материалов, подтверждающих безопасность изделий.

Требования к реализации продукции приняты постановлением Правительства РФ № 918 «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» от 21 июля 1997 г. , где также установлена необходимость получения разрешительных документов для продукции, в отношении которой действуют обязательные нормы безопасности (статья II пункт 30).

7 Когда вступают в силу сертификаты в системах, требующих обязательной сертификации? Сертификат соответствия продукции

Схема 1. Законодательство в области обеспечения соответствия продукции

Степень ответственности за нарушение законодательства установлена в Кодексе Российской Федерации № 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. (далее КоАП РФ), а именно главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности».

Читать также:  Курсы массажа в Ставрополе

Ответственность заявителей

Обязанности заявителя в области обязательного подтверждения безопасности продукции, как при сертификации, так и при декларировании соответствия, регламентированы в статье 27 ФЗ № 184.

  • обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов или других нормативно-технических документов, предъявляющих обязательные требования безопасности к продукции;
  • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  • указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате или декларации о соответствии;
  • прекращать реализацию продукции, если действие сертификата или декларации приостановлено или срок действия документов истек;
  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции и т. д.

Кроме того, в положениях технических регламентов Таможенного союза установлено, что заявитель обязан хранить протоколы испытаний, полученные в процессе декларирования соответствия на собственных обоснованиях безопасности, в течение 5 лет после окончания срока действия декларации.

За нарушение обязательств заявитель несет административную ответственность согласно законодательству нашей страны. Размеры штрафов по каждому виду нарушения указаны в сводной таблице штрафов.

Ответственность органов по сертификации

В задачи органа по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, а также регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции. Получение документов заявителем осуществляется только после проверки специалистами органов:

  • правильности всех материалов на продукцию, заявителя, с указанием регистрационных и учредительных документов;
  • степени соблюдения установленных требований в технических регламентах, стандартах и прочей нормативно-технической документации;
  • правильности кодов ОКПД2/ТН ВЭД ЕАЭС продукции;
  • достоверности результатов испытаний и исследований продукции;
  • достоверности результатов анализа состояния производства;
  • прочих документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции требованиям безопасности.

Объект проверки зависит от применяемой схемы сертификации или декларирования. При этом в любом случае сертификат не может быть выдан, а декларация не может быть зарегистрирована органом по сертификации без обоснованных доказательств подтверждения безопасности продукции.

Административная ответственность органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 41 ФЗ № 184. Под нарушением при этом понимаются действия, повлекшие за собой:

  • выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
  • причинение заявителю убытков от упущения выгоды, в результате необоснованного отказа в выдаче, приостановления или прекращения действия сертификата.

За необоснованную выдачу сертификатов и регистрацию деклараций органом по сертификации установлена также административная ответственность. В большинстве случаях за нарушение установленных законодательством требований взимается штраф, размер которого определен в сводной таблице штрафов.

Ответственность испытательных лабораторий

Для проведения испытаний отобранных типовых образцов сертифицированной или декларируемой продукции органы по сертификации заключают договор с испытательными центрами, в котором прописываются условия исследований. При этом в целях сертификации может быть привлечена только испытательная лаборатория, имеющая аттестат аккредитации на такие товары, в соответствии со статьей 26 пунктом 4 ФЗ № 184.

Что касается выбора испытательной лаборатории при декларировании, то он зависит от применяемой схемы декларирования, которыми может быть разрешено осуществление исследований в неаккредитованной лаборатории.

Степень ответственности испытательных лабораторий за выдачу недостоверных и необъективных результатов исследований и измерений определяется согласно статье 42 ФЗ № 184.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *